21 октября в кинотеатре «Заря» открывается главное калининградское кинособытие года – седьмой фестиваль кино стран Евросоюза. Арт-директор фестиваля Артем Рыжков рассказал специальному корреспонденту «Афиши Нового Калининграда.Ru» Евгении Романовой о фильмах, которые надо смотреть обязательно, о российских премьерах фестиваля, о его специальных событиях – концертах, выставках, инсталляциях и перформансах, а также о новых площадках, которые фестиваль задействует в этом году впервые.
- Сколько фильмов будет показано в нынешнем году и есть ли какие-то новые присоединившиеся страны?
- Фестиваль будет длиться 16 дней, каждый день по две-три картины – в общей сложности мы покажем около пятидесяти фильмов. Плюс одна ретроспектива – несколько фильмов с участием Жюльет Бинош. Не знаю, честно говоря, почему так получилось – именно Жюльет Бинош, вроде никакого юбилея нет, но, как мне кажется, ретроспективы Жюльет Бинош можно показывать и без всякого юбилея…
В нынешнем фестивале участвуют фильмы из 25-ти стран. Новичков нет. Есть три страны, которые для нас до сих пор неуловимы (я помню название только двух – это Кипр и Мальта), - почему-то там не делают кино. Более того, даже когда они позволяют свои страны использовать в качестве места для съемок, они не выступают сопродюсерами. Очень надеемся, что они когда-нибудь тоже начнут снимать кино – хотя бы ради нас, - и тогда у нас будут представлены все 28 стран Евросоюза.
- Давайте расскажем о самых звездных фильмах, которые уже были показаны на других международных кинофестивалях.
- Мы всегда говорим: приходите на открытие, а дальше вы сами поймете, какие фильмы именно для вас звездные. На открытии создается атмосфера, которая заряжает весь фестиваль. В это раз на открытии у нас будет впервые два фильма. Один очень коротенький, всего 13 минут, его сняла Маша Васюкова, которая родилась в Калининграде, помогала нам с этим фестивалем в течение трех последних лет. Сейчас она живет где-то между Калининградом, Лондоном и Парижем. В этих городах она и снимала свой фильм «Woody Before Allen», посвященный Вуди Аллену и его связи с Кенигсбергом.
Затем в вечер открытия будет показан полнометражный фильм – «Гавр» Аки Каурисмяки. Когда говорят о кино Дании – то это Ларс фон Триер, когда говорят о кино Финляндии – то это Аки Каурисмяки. Этот режиссер известен во всем мире, у него масса подражателей, почитателей и завистников. Наши именитые кинокритики, начиная от Андрея Плахова, называют его своим самым любимым кинорежиссером. Каурисмяки снимает не так часто теперь – один фильм, может быть, в пять лет. Мы стараемся всегда его показывать. Когда-то, правда, не в рамках фестиваля, а отдельно, мы показывали его ретроспективу. Не могу сказать, что калининградцы поняли, что это за режиссер. Но он – в определенном смысле, вершина понимания кино. Если ты неподготовленный зритель, который вырос на блокбастерах и попкорне, тебе будет вообще непонятно, что происходит в фильме. Но если ты готов, если посмотрел всю классику и следишь за современными тенденциями, ты поймешь, насколько это здорово. Это кино – как проверка твоего уровня кинематографического понимания.
«Гавр» мы показываем раньше всей России, в Москве его премьера будет только в декабре. Для нас было очень сложно достать копию этого фильма. Буквально только вчера позвонил абсолютно счастливый атташе по культуре посольства Финляндии: у нас все получилось! Премьера «Гавра» была на Каннском кинофестивале в этом году. Фильм выражает ощущение счастья, добра, которое от нас ушло вместе с советским временем, когда люди любили друг друга или, по крайней мере, очень успешно изображали, что любят. Сейчас все стало вокруг денег, но Каурисмяки умудряется снимать такие фильмы, как будто они сняты в социалистической Финляндии. На этот фильм обязательно надо идти.
Есть еще в нашей программе две картины в 3D, которые стоит смотреть, потому что это будет зрелище. Оба фильма танцевальные. Один – ирландский «Властелин танца», очень такой коммерческий фильм о танце, после которого, как мне кажется, родители должны брать своих детей за руки и вести их в танцевальные школы. Большинство фильмов, которые мы до сих пор видели в 3D, они сделаны только ради 3D, ничем это не обусловлено, кроме денег. В эти же двух фильмах 3D обусловлено художественными особенностями танца, 3D дает дополнительное измерение и другое ощущение от танца. Танец трудно фотографировать, потому что движение получается замершим, и трудно снимать его на плоском экране. Второй фильм – «Пина» - снял выдающийся немецкий режиссер Вим Вендерс. Он стал сенсацией на Берлинском кинофестивале. Пина Бауш как хореограф дает нам совершенно новые ощущения от возможностей человеческого тела, от того, каким может быть танец. Это абсолютно не классический танец, для нее танец – это везде, где есть движение. Движение паровоза по рельсам – это танец, движение человека вместе с паровозом – это их совместный танец, можно сказать, дуэт. Если вы хотите расширить свое представление о танце, это кино нельзя не посмотреть.
Есть в программе итальянский фильм, который называется «После полуночи» - мы покажем его в День Италии. Это был мой стопроцентный каприз – взять его на фестиваль, потому что этому фильму 4 или 5 лет. Мы, все-таки, старались брать фильмы 2010-го, 2011-го года. Но в прошлом году приз зрительских симпатий получил фильм «Свадьба», которому тоже 4-5 лет. Наверное, калининградцам не так важно, фильм новый или нет. Поэтому, кроме итальянского фильма, мы в этом году взяли еще несколько картин не очень новых, но дающих представление о том, что же происходит в кинематографе этой страны. «После полуночи» - это романтическая комедия. Действие происходит внутри одного дома – самого красивого дома города Турин, дома, который является еще и музеем кино. Я не хочу рассказывать сюжет. Попадут ли наши зрители под обаяние этого фильма – увидим.
От Германии, помимо «Пины», будет еще один фильм. Мы хотели взять картину, которую в результате не взяли – и, наверное, правильно. Мы обсудили с Еврокомиссией и пришли к выводу, что наше решение взять документальный фильм, который тоже был в этом году на Берлинском кинофестивале, «Ходорковский», было связано больше со скандальностью момента. На самом деле это обычное документальное кино, на которое мы не обратили бы внимания, если бы не вся эта история. Мы тогда заменили его на другой фильм, который, действительно, абсолютно замечательный, он получил главный приз Немецкой киноакадемии, называется «Винсент хочет на море». Фильм о молодом человеке, который страдает от синдрома непроизвольных нервных тиков. Он знакомится с другими молодыми людьми, тоже страдающими от других заболеваний (булимия, боязнь грязи и т.д.), - и они вместе отправляются в Италию, к морю. Есть еще там история их врача и отца этого молодого человека. И оказывается, что эти больные молодые люди на самом деле здоровее, чем якобы здоровые взрослые.
Помимо «Гавра» будет еще один финский фильм – более молодежный. Там есть самая смешная сцена, которую я увидел за этот год. Фильм называется «Лапландская Одиссея», мы покажем его под занавес фестиваля, на День Финляндии. К нам приедет финский музыкант Вилли Лейнонен, который будет петь кавер-версии знаменитых хитов – причем, на финском языке и в очень самобытной манере.
- Помимо «Гавра» какие еще будут российские премьеры на фестивале?
- Фильм закрытия – итальянская картина «Мужчины против женщин». Это не совсем фестивальное, а, скорее, зрительское кино: оно имело колоссальный кассовый успех в Италии. Премьера в России состоится в декабре, а у нас – 6 ноября.
На самом деле российских премьер будет довольно много. Например, две австрийские картины – они в России вообще не выходят. Будет испанский фильм «Ева», премьера которого в России намечена только на январь 2012-го года. И к нам приедет его композитор Евгений Гальперин. Будет бельгийский фильм «Захватчик». Этот фильм из программы Венецианского кинофестиваля, который только-только состоялся. Наши прокатчики еще не успели приобрести вообще что-то из программы этого фестиваля, а мы уже показываем.
- На прошлом фестивале кино стран Евросоюза была очень серьезная и интересная программа документального кино. Что можно посмотреть на фестивале нынешнем?
- На второй день фестиваля документальная программа начнется с Португалии. За последние три года у нас наладились очень хорошие связи с посольством Португалии в Москве. В этот раз атташе по культуре привозит режиссера Марко Мартыньша и три его картины, одна из которых документальная – о знаменитых фотографах, которых он снимал по всему миру.
Документальные фильмы в основном будут показывать в малом зале, в котором всего сорок мест. Рекомендую любителям кинодокументалистики заранее озаботиться приобретением билетов. То, что мы будем показывать, - это не скучное, занудное документальное кино о социальных проблемах. Мы старались выбирать такие темы, которые точно будут всем интересны. Один фильм даже попал в большой зал – и он этого абсолютно достоин: это датская картина, называется «Красная капелла». Фильм рассказывает о путешествии датчан в Китай – с какими национальными китайскими особенностями они там столкнулись. Это очень смешно. Я видел отрывки, но сразу понял, насколько это интересно сделано стилистически, как минималистично работает режиссер на визуальном уровне: в кадре совсем нет движения, но в этом недвижении очень много юмора. Если для вас документальное кино – это то, что показывают по телевизору о каких-то там кризисах и катастрофах, то обязательно сходите на этот фильм – он полностью изменит ваше представление о документальном кино. Мы старались, чтобы документальное кино на нашем фестивале было еще и развлекательным – не только поднимало какие-то важные темы, но еще и доставляло удовольствие.
- Калининградцы уже привыкли, что помимо непосредственно кино как такового, фестиваль проводит и дополнительные мероприятия. Что устраиваете в нынешнем году – помимо финского концерта?
- Будет большой День Италии: два фильма, а также концерт итальянского трио, которое будет играть музыку Эннио Морриконе, Нино Рота из фильмов великих итальянцев Федерико Феллини, Микеланджело Антониони. Концертов будет два – в клубе «Универсал» и в торговом комплексе «Мега». Фестиваль в этом году расширился территориально, к нам добавились не только культурные, но и шоппинговые площадки. Здорово, когда люди готовы идти в кинотеатр смотреть кино. Но что же делать с теми, кто пока не готов? Они по-прежнему сидят дома, смотрят телевизор, едят какие-то консервы, а чтобы купить консервы или что-то на себя надеть, они все-таки вынуждены выходить в торговые центры. И мы решили прийти в торговые центры и сказать: вот он, фестиваль, - чтобы эти люди смогли посмотреть какую-то инсталляцию или послушать концерт. Кстати, в торговом центре «Европа» в течение всего фестиваля будет инсталляция «Самый европейский калининградец». Мы ежедневно будем фотографировать зрителей фестиваля, фотография самого европейского зрителя каждого дня будет выставляться в ТЦ «Европа». За 16 дней у нас появятся фотопортреты 16-ти европейцев. Поэтому одевайтесь искренне по-европейски.
В рамках фестиваля состоятся три концерта – в принципе, можно успеть на все, но, если нужно будет сделать выбор, моя рекомендация для всех, кто ищет чего-то нового, - концерт Кена Вандермарка в клубе «Универсал» 29 октября. Большой успех, что нам удалось заполучить Кена Вандермарка. Он вообще человек не из Евросоюза, он американец, но играет со скандинавом, поэтому мы решили привезти этот проект к нам. Концерт в Калининграде будет стартом его российского тура (Санкт-Петербург и Москва). Мы, опять же, первые. Если верить самым авторитетным джазовым каталогам, этот саксофонист – наследник Джона Колтрейна, самого величайшего саксофониста всех времен и народов. Вандермарк двигает музыку Колтрейна дальше – туда, куда не успел дойти сам Колтрейн. Кен Вандермарк играет фри-джаз – совсем не тот джаз, который мы слышим на фестивале «Дон Ченто Джаз». Кто любит Игоря Бутмана, не беспокойтесь. Это шквал звука, это предел человеческих возможностей на саксофоне, это даже за их пределами. Это музыка, которая не старается понравиться, она внутри: это как работают легкие, как бьется сердце – и он озвучивает их напрямую. Может быть вам понравится, может быть, вы уйдете с концерта, но это точно вам запомнится. Жизнь состоит не из моментов, которые вам нравились или не нравились, а из тех, что вас впечатлили.
- Вы упомянули Калининградскую художественную галерею, как одну из площадок, присоединившихся в нынешнем году к фестивалю…
- Там будут сразу три выставки, которые галерея проводит совместно с Балтийским филиалом Государственного Центра современного искусства (ГЦСИ). Я просто предложил ГЦСИ: если у вас что-то есть в эти даты, связанное с Евросоюзом, давайте, присоединяйтесь к нам. Там будет фотография, инсталляции. Немецкая художница Гудрун Вассерман 21-го октября будет делать инсталляцию в галерее, а на следующий день в малом зале в «Заре» будет показан ее фильм, снятый в Калининграде, «Калининград и калининградцы», очень такое простое и доступное название.
В кинотеатре «Заря» будут развернуты три выставки: живопись, фотография и – на День Италии – выставка из архивов Валерия Сировского, россиянина и наполовину итальянца - он был переводчиком-синхронистом, переводил итальянское кино для Брежнева, был знаком с Антониони и Анной Маньяни и т.д., плюс он увлекательный рассказчик.
Текст - Евгения Романова специально для «Афиши Нового Калининграда.Ru», фото - «Новый Калининград.Ru» kinopoisk.ru, the-village.ru, из архива Артема Рыжкова