«Ремесло неотапёра»: репортаж с показа фильма «Огни большого города»

Непривычный и очень неприятный мороз гнал в прошедшую пятницу «Афишу Нового Калининграда.Ru» быстрее в «Квартиру» к Артёму Рыжкову. Там мы договорились пообщаться с человеком, который сам себя назвал «неотапёр». Этот человек – Арсений с несклоняющейся фамилией Трофим – молодой музыкант и композитор приехал в Калининград, чтобы научить нас смотреть немое кино правильно, как его смотрели в начале XX века, под звуки пианино.

Тапёр с севера

Арсений Трофим сам родился далеко на севере в закрытом городе, где долгое время не было ни театра, ни цирка, ни других учреждений культуры. Но несмотря на это молодой человек старательно учился в музыкальной школе, пока после школы не уехал поступать в Архангельское музыкальное училище. По словам музыканта, там одно из лучших джазовых отделений среди всех российских музучилищ с усиленной программой академической музыки. Там он учился сам и учил музыке детей, пока не переехал в Петербург, где отказался от академического мышления: «У нас академическая школа за сто лет не изменилась. Не имеет значения, что ты умеешь играть, ты должен пройти все школы. Но это — ограничения, ломающие хребет. В наших училищах нет композиторского мастерства».

Арсений уже тогда начал увлекаться синтезом различных видов искусства, и любовь к хорошему кино и музыке перевесила в сторону Университета кино и телевидения. Но, на его взгляд, учёба затянулась, и не закончив университет, композитор уехал в Москву, чтобы создать собственный большой новаторский проект, частью которого стал «Современный тапёрский кинозал». Трофим в огромном количестве смотрел Бунюэля, Рихтера, Чаплина и недоумевал — почему так скучно, где музыка? Оказалось, что далеко не ко всем немым фильмам есть готовые композиторские работы.

DSC09690.JPG
До появления звукового кино, во время кинопоказов тишину нарушали тапёры — талантливые импровизаторы исполняли подходящие мелодии одной рукой, держа во второй сигарету. Желая исправить эту историческую несправедливость, Арсений Трофим взялся за озвучивание шедевров немого кинематографа. Четыре года назад он впервые выступил для своих друзей в маленьком клубе, сыграв авторские композиции под фильм Гарольда Ллойда. Услышав от светил кинобизнеса, что это архаика, которая не будет иметь спроса, он не оставил свою задумку, и теперь ездит по России и СНГ, в его коллекции более 40 озвученных картин, его поддерживает известный ресурс Kinopoisk.Ru, а недавно впервые вышел на дисках лицензированный фильм Чарли Чаплина «Цирк» с музыкальным сопровождением молодого композитора. Один из таких дисков был подарен Артёму Рыжкову, так что теперь все посетители его уютной «Квартиры» смогут оценить работу «неотапёра».

Ещё Арсения очень забавляет, когда публика и журналисты не понимают значения слова «тапёр» и искажают его. Однажды по телефону у него переспросили: «Современный татарский кинозал»?

«Огни большого города»

Повезло тем, кто смог в этот вечер посмотреть, как на самом деле выглядит тапёрское ремесло под легендарный фильм Чарли Чаплина «City Lights» («Огни большого города»). Возможность выступить Арсению Трофим предоставил кинотеатр «Заря», который невероятно понравился участникам проекта — Арсению и его pr-агенту: «Это самый оригинальный кинотеатр, который мы видели. Там удивительное звёздное небо в зале. Представляете, Чаплин под звёздным небом? Видно, что „Зарю“ делали не просто по чьему-то заказу, а увлечённые люди с душой».

Зал на самом деле как нельзя лучше подошёл по атмосфере. Свободных мест во время этого кинопоказа-концерта было совсем немного, на современных голливудских комедиях пустых мест не в пример больше. Арсений со своим тапёрским инструментом расположился в углу зала под самой сценой, и если на первых кадрах все чуть ли не синхронно смотрели то на экран, то на музыканта, осмысливая, насколько органично музыка ложится на картинку, то минут через 15 все следили исключительно за сюжетом фильма. «Афиша Нового Калининграда.Ru» никогда не слышала в кинотеатре такой тишины! Люди не то что не переговаривались, они едва дышали, стараясь не упустить чего-то важного. Хотя, казалось бы, незамысловатый сюжет, минимум текста в субтитрах.

DSC09684.JPG
Редактор «Афиши Нового Калининграда.Ru» едва ли может себя назвать большим ценителем старых фильмов — Чаплин всегда существовал, как само собой разумеющееся. Вряд ли я бы целенаправленно включила что-то из его фильмов дома. Вероятно, роль здесь сыграла атмосфера и музыка, но я прониклась фильмом и его идеей, хохотала до слёз над сценой в ресторане и боксёрским поединком, растрогалась в финале. Неспроста Чаплин является признанным гением кинематографа, раз его немой фильм до сих пор не утратил способность быть актуальным. Оценить это редактор «Афиши Нового Калининграда.Ru» смогла, лишь увидев фильм Чаплина на большом экране под живой аккомпанемент. И очень прав был Арсений Трофим, когда во время общения с «Афишей Нового Калининграда.Ru» сказал: «Чтобы писать музыкальное сопровождение для фильмов, нужно хорошо понимать режиссёра. Правильное музыкальное сопровождение помогает зрителю понять фильм».

Арсений Трофим пообещал, что ещё вернётся в Калининград с другими фильмами, да и просто потому, что этот город, на его взгляд, не похож ни на один другой в России. С самого детства он приезжал сюда из своего северного городка в лагерь, видел пятый форт, собирал «чёртовы пальцы» на берегу. «Тут дух иной, я не могу сказать банально, что здесь европейское влияние. Но это — город другой, я считаю, что каждому развитому русскому надо побывать тут, чтобы расширить сознание. Тут другая атмосфера».

— Каким бы фильмом мог быть Калининград? — спросила «Афиша Нового Калининграда.Ru» музыканта напоследок.
— Точно не «Москва в снегу» 1907 года, — засмеялся Трофим — Мне приходит в голову «Менильмонтан» с его небольшими улицами, атмосферой, людьми, городом. Это фильм русского француза Дмитрия Кирсанова.

Текст — Александра Марченко, фото — «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]