— Не могу удержаться и не задать первым вопрос, жив ли еще герой твоей ленты?
— Я познакомилась с Яном Хенри и Лайлой в 2005 году, с
— Как ты нашла своих героев?
— Еще до того, как я приняла решение снимать фильм, история Яна Хенри и Лайлы уже была публичной. В 2007 году Ян Хенри был признан самым популярным министром рыболовства в Норвегии, а спустя
— Какой резонанс был в Норвегии?
— Разговаривая со зрителями, которые посмотрели фильм, я поняла, что эта тема затрагивает очень многих людей. Не только тех, кого проблема болезни Альцгеймера коснулась непосредственно, но и тех, кто эту проблему для себя открывает. У нас эта болезнь считается народной, она очень распространена.
Премьера фильма состоялась в прошлом году, потом он был показан на нескольких фестивалях, сейчас идет в норвежских кинотеатрах. На фестивале в Любеке я познакомилась с организаторами фестиваля кино Северных стран в Калининграде, и они решили пригласить меня с этим фильмом сюда.
— Будет ли возможность у зрителей в других российских городах и регионах увидеть твой фильм? Планируется ли
— Я надеюсь, но это вопрос не ко мне, а к дистрибьютору и организаторам фестивалей. Кстати, фильм уже был показан в ноябре прошлого года на кинофестивале в Мурманске. Мне очень приятно, что калининградским зрителям фильм понравился, что они его поняли, хотя там, конечно, есть
— С развитием болезни наверняка наступил такой момент, после которого уже не весь снятый материал можно было делать публичным. Может быть, даже вторгаться с камерой в жизнь больного человека, отстраненно фиксируя его недуг, было, мягко говоря, неловко, и он, наверняка,
— Да, было много этических дилемм. Документальное кино — это кино о реальной жизни. Здесь большую роль играют непредсказуемые факторы, которые не срежиссируешь. Никто из нас не знал, как все будет. Я попросила у Лайлы и Яна Хенри полного доверия — чтобы я могла присутствовать при разных ситуациях. Но ведь необязательно использовать весь отснятый материал. Это вопрос этики. И я не хотела углубляться во все подробности и детали болезни и рассказывать о том, какая она страшная. Моя история — о любви и о тех испытаниях, которые выпадают на долю двух любящих людей. По ходу съемок мы втроем все откровенно обсуждали. Лайла — журналист, и с ее стороны я получала постоянную поддержку. Но как самый близкий Яну Хенри человек, она, конечно, прежде всего защищала интересы своего мужа. Они оба — очень опытные люди в плане общения со средствами массовой информации, и это было большим плюсом.
Не скрою, были сложные ситуации, когда состояние Яна Хенри ухудшилось, и болезнь стала показывать свое лицо. Мы часто были только вдвоем или втроем — оба моих героя, или один из них, и я с камерой. Я старалась быть незаметной, просто снимать, а потом уже сделать выбор, что использовать, а что нет. Но наступил
Перед тем, как фильм был показан публично, Лайла и Ян Хенри имели возможность его посмотреть. Им понравилось, и я успокоилась: значит, мы все сделали правильно.
— Ты изумительно говоришь
— В молодости я приехала работать в губернию Финмарк на север — это единственный регион в Норвегии, где есть общая граница с Россией, длиной 160 км. Я родилась в средней Норвегии, но в определенный момент почувствовала сильное желание уехать на север, узнать его. В первый раз я приехала туда в 1985 году, еще не имея режиссерской и операторской профессии. Преподавала детям в обычной школе на острове Серое, заменяя постоянного учителя. Познакомилась с людьми. Тогда была Холодная война, нас учили, что Советский Союз — главный враг. Эта
В Россию впервые приехала в 1988 году в составе официальной делегации с министром защиты окружающей среды — это был визит в город Никель Мурманской области. Потом много снимала в России. Году в
— Для телевидения ты работала только как журналист или документальное кино параллельно снимала?
— И то, и другое. Я до сих пор делаю иногда
— На какие средства в Норвегии снимается документальное кино? Существует ли
— У нас очень развита система госфинансирования, развития кинопроектов и производства фильмов через центры кинематографии. Я живу в городе Тромсе. Как в любом другом регионе Норвегии, у нас есть свой киноцентр. У региональных центров своя политика, они финансируют неигровые фильмы и, в небольшой части, игровые короткометражки. Полный игровой метр поддерживает главный фонд кинематографии, который располагается в Осло. Есть другие учреждения, где можно попросить поддержку, можно работать через телевидение.
Основное финансирование фильма «Мой любимый» шло через телеканал, на котором я работала раньше и с которым сотрудничаю сейчас по некоторым проектам. Я стараюсь поддерживать хорошие отношения с моим бывшим работодателем. Система работает так, что если есть один стабильный партнер, то к нему обязательно подтягиваются другие. Ленту «Мой любимый» поддержали также министерство здравоохранения Норвегии, несколько гуманитарных организаций и фонд кинематографии. От своих российских коллег по цеху я знаю, что в России с финансированием документального кино дела обстоят далеко не так. У нас же система работает: если у тебя есть идея, и ты сможешь ее отстоять, деньги найдутся. Но просто так их никто, конечно, не даст. Кроме того, работает система совместного производства фильмов с другими европейскими странами — в рамках Евросоюза тоже есть специальные фонды, поддерживающие кино.
— Ты уже определилась со следующим проектом? Какова его тема?
— Я не очень люблю говорить о нереализованных проектах. Скажу только, что это фильм о насилии, о том, как насилие из сферы искусственной жизни (театр, кино, компьютерные игры) может перейти в сферу жизни реальной. Эта тема связана с той трагедией, которая произошла в июле 2011 года в Норвегии и потрясла весь мир. Но эта тема универсальна, она важна не только для норвежцев.
— Мне кажется, норвежская трагедия
— Конечно, очень важно это осознать, особенно по отношению к нашим детям. Я сама мама, у меня есть сын, и я хочу, чтобы он вырос здоровым и добрым, чтобы умел решать свои проблемы без насилия.
— Какие общечеловеческие темы, но именно в российской интерпретации интересны тебе как кинодокументалисту?
— У нас была общая работа с моей коллегой из Мурманска. Мы снимали фильм о стремлении людей к общению несмотря ни на какие препятствия, воздвигаемые большой политикой. Мы оттолкнулись от одной, может быть, даже забавной, истории, которая случилась во время Холодной войны, в 1959 году. Маленький любительский норвежский оркестр загрузился на небольшую шхуну и отправился в гости к своим русским соседям, чтобы сыграть для них музыку. Они отплыли с небольшого острова в северной Норвегии и, как ни удивительно, приплыли в Советский Союз без всяких виз и разрешений. Очень интересная история. Я впервые услышала ее от своих русских коллег, и мы решили снять фильм.
Поскольку я живу на севере, у меня очень много контактов с коллегами с русского севера, из Мурманской области. У нас на севере много общих тем — это и Вторая мировая, и жизнь после войны. Очень много историй, которые актуальны и сегодня. Например, был проект о совместных
— А норвежцы — крепкий народ?
— Да, мы тоже крепкие, упорные, при этом очень индивиуальны. У нас с вами есть много общего. Может быть,
Текст — Евгения Романова, фото kudosfamily.com