Жизнь на полную катушку: каким задумали кинофестиваль «Край Света» в этом году

Алексей Агранович. Виталий Невар / Новый Калининград
Алексей Агранович. Виталий Невар / Новый Калининград

Кинофестиваль «Край Света» остаётся для Калининграда новым явлением. Впервые он прошёл здесь в 2019 году. Тогда драмтеатр превратился в кинозал, где показывали игровые и документальные фильмы, а потом зрители обсуждали их вместе с актёрами и режиссёрами. В течение фестивальной недели в городе работали творческие мастерские: детей и взрослых совершенно бесплатно обучали основам кино, анимации, театра и градоустройства. На вечере закрытия фестиваля его продюсер Алексей Агранович сказал, что впереди ещё много дел: надо найти финансирование на то, чтобы мастерские продолжали работать весь год, а те, кто попробовал снимать кино и создавать мультфильмы, смогли продолжить это и дальше. Потом случился 2020-ый, пандемия, всевозможные запреты и ограничения. Фестиваль отменили, его творческие лаборатории свернули. И вот, спустя два года, «Край Света. Запад» возвращается в Калининград. Он снова пройдёт в Драмтеатре с 30 апреля по 7 мая. «Новый Калининград» побывал на пресс-конференции, посвящённой будущему фестивалю, и узнал, каким его задумали в этом году. 6+

На этот раз главный герой «Края Света» — подросток. Молодой человек, изучающий мир вокруг, а этот мир совсем скоро свалится именно на его плечи. «Фильмы, которые мы будем показывать в первую очередь в конкурсной программе, это фильмы о подростках или о жизни глазами подростков. Наверное, я бы объяснил это очень простой вещью, — рассказывает Алексей Агранович. — У фестиваля должно быть прикладное значение. Он должен помогать своей аудитории отвечать на вопросы, которые перед ней ставит жизнь. Нам кажется, что жизнь современных подростков крайне интересна. Во-первых, когда они вырастут, они попадут совсем не в ту жизнь, которая так хорошо знакома их родителям, бабушкам и дедушкам. Такова скорость технологического прогресса, скорость, с которой меняется мир и всё в этом мире, начиная от этических вопросов и кончая технологическими. Не знаю, замечали вы или нет, но я последнее время сталкиваюсь с проблемой: я не очень понимаю, что рассказывать своим детям. С развитием соцсетей и диджитальных коммуникаций у подростков образовался совершенно свой мир, свой язык, свои внутренние правила, про которые мы с вами знаем плохо и мало. С этой точки зрения фестиваль тоже интересен, потому что мы, так называемые взрослые люди, посмотрев фильмы, которые будут у нас показаны, возможно, чуть лучше поймём и примем какие-то вещи из жизни наших детей».


Что покажут в конкурсной программе?

Как и во время первого «Края Света» в Калининграде, конкурсная программа будет объединять игровое и документальное кино. Основатели фестиваля считают, что такой микс хорошо отражает тенденции современного кинематографа, всё более заметное место в нём документалистики, а ещё то, что с развитием цифровых технологий отличить вымысел от реальности становится всё сложнее. Вместе с тем ставка в этом году будет сделана на юного зрителя. «Наш возрастной ценз — 12+, но здесь есть своя тонкость, — поясняет программный директор фестиваля Алексей Медведев. — Она заключается в том, что, если игровое детское кино — это осознанный жанр, это фильмы про взросление, семейные отношения, школьников, которые ищут путь в жизни, то в документальном кино чисто подросткового кино практически не существует. Любой фильм про подростков или глазами подростков — это фильм, который пригоден и для взрослой аудитории. Понятно, что мы ориентированы на тинейджерскую аудиторию, но на самом деле все возрасты покорны». Оценивать фильмы конкурсной программы будут сразу три жюри: профессиональное, учительское и подростковое (попасть в него можно, пройдя открытый творческий конкурс на сайте фестиваля).

А какие фильмы можно будет посмотреть вне конкурса?

Внеконкурсная программа фестиваля называется On the Edge (в переводе с английского — «На краю») и отсылает к названию фестиваля. «Наверное, вы помните песню Aerosmith [Livin’ On The Edge] и понимаете, что речь идёт не просто о каком-то крае света или затерянном месте. Речь идёт о жизни, которая проживается на полную катушку, с риском, с ощущением того, что она прожита не зря, — говорит Алексей Медведев. — В этой программе — новые хитовые фильмы. Это документальная картина „Сбой в матрице“ американского режиссёра Родни Ашера, которая была представлена на „Сандэнсе“. В ней самые видные философы, экономисты, культурные деятели рассуждают о том, что такое современность и в каком мире мы живём. Это российский фильм „Катя и Вася идут в школу“, который показывается в эти дни на „Артдокфесте“. А до этого была его премьера на моём фестивале „Послание к человеку“. Это классная остросоциальная драма про молодых учителей, которые попадают в школу, в ту систему, которая фактически с советского времени не менялась. У нас будет фильм „Дронщик“ замечательного чешского режиссёра Петра Зеленки, фильм „Пойманы в сети“ покажут сразу в двух версиях — детской и взрослой. Дело в том, что „Пойманы в сети“ — это фильм на тему, о которой мы, может быть, даже боимся говорить. Это фильм о подростках, которые становятся жертвами в интернете, которых шантажируют, вымогают фотографии интимного содержания. Я считаю, что этот фильм каждый должен посмотреть сам и потом, если сочтете возможным, надо пригласить детей, чтобы они знали об опасности, которая может подстерегать их в интернете. В общем и целом, программа On the Edge про то, что нам несёт будущее. Будущее, которое начинается уже сегодня. С одной стороны, оно оптимистично и полно возможностей. С другой стороны, полно опасностей и тревог, о которых тоже забывать нельзя».


Как попасть на фестиваль?

Все мероприятия фестиваля остаются бесплатными, но билеты на них всё равно будут, чтобы соблюсти коронавирусные ограничения по рассадке. Незадолго до фестиваля на сайте Kassir.ru появится возможность забронировать электронный билет на «Край Света». Во время фестиваля бесплатные билеты на киносеансы и лекции можно будет получить ещё и на кассе в драмтеатре.

А что с творческими мастерскими?

Сделав подростка главным героем фестиваля, организаторы отменили все творческие мастерские для взрослых. В 2019 году калининградцы старше 18 лет собирали интервью для подкастов просветительского проекта Arzamas «Личный ХХ век» — истории людей, родившихся до 1935 год, бабушек и дедушек, переживших «революцию и эмиграцию, войну и репрессии, оттепель и застой, смерть Сталина и полёт Гагарина». Для взрослых работали ещё две мастерские — документального кино и документального театра. Первые занимались исследованием улицы Левитана, вокруг которой в городе бродит множество мифов и стереотипов. Беседы с жителями улицы Левитана превратились в шестиминутный документальный фильм и спектакль-променад, который игрался в самых разных закутках драмтеатра — от главной сцены и парадной лестницы до чердачной мастерской.

В этом году «Край Света. Запад» запускает пять бесплатных мастерских: кинолабораторию для подростков, мастерские документального кино и подростковой анимации, мастерскую детской анимации и мастерскую градоустройства. Подать заявку на участие в них можно на сайте фестиваля до 15 апреля. «История „Края Света“ начиналась на Сахалине (фестиваль „Край Света. Восток“ проходит на Сахалине с 2011 года — прим. „Нового Калининграда“). У нас там были мастерские и для фотографов, и городского дизайна, и для режиссёров. И мы работали со взрослой аудиторией. В принципе, мы от этого не отказываемся, но я вам честно скажу, отдача от детей фантастическая. Нам приятно вкладываться в будущее», — отмечает Алексей Медведев.

«Снять священный страх и ужас»

По словам Алексея Аграновича, фестиваль этого года сузил не аудиторию, а предмет изучения. «Наш опыт работы со взрослыми показывает, что для подавляющего большинства взрослых людей выбор сделан. Культура, искусство и остальные атрибуты становятся для них хобби. Взрослый человек, если у него есть к чему-то стремление, в состоянии сформулировать запрос. Сегодня есть очень много всевозможных способов получить профессиональное и околопрофессиональное образование. У подростков их тоже много, но тут принципиально важно вот что: мы хотим снять некий священный страх и ужас. Для сахалинцев, если человек принял решение стать кинорежиссёром или актрисой, кажется, что стать космонавтом в некотором смысле более осуществимо. В Калининграде, конечно, не так, но всё равно есть некое ощущение, что горшки обжигают боги. Оно в корне противоречит тому, что происходит в современной культуре и искусстве. [На фестивале] мы собираем людей, которые дают молодым людям ощущение, что всё это на самом деле игра, что в это нужно играть, и взрослые люди тоже в это играют. А там, глядишь, человек поймёт, что и вся жизнь в некотором смысле тоже игра. И тогда будет не ужас от ответственности, а удовольствие от этой игры».

Текст: Алина Белянина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград



Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]