Русские в Каннах: как складывалась судьба российского кинематографа на фестивале

До завершения 67-го по счёту киносмотра в Каннах осталось четыре дня — картину российского режиссёра Сергея Звягинцева «Левиафан», претендующую на главный приз — «Золотую пальмовую ветвь», — покажут как раз на закрытии фестиваля — 25 мая. В преддверии мировой премьеры социальной драмы «Афиша Нового Калининграда.Ru» вспомнила о том, как в разное время на каннском смотре складывалась судьба отечественного кинематографа.

История Каннского кинофестиваля неразрывно связана с фашизмом и Второй мировой войной. Фактически создание фестиваля в 1939 году спровоцировали независимые европейские кинорежиссеры, которые после оглушительной победы на уже существовавшем к тому моменту Венецианском кинофестивале картин Лени Рифеншталь и Витторио Муссолини (сына Бенито) обратились к французскому правительству с просьбой об учреждении не политизированного и не профашистского киноконкурса. Первый же запланированный Каннский фестиваль с отобранными на него «Волшебником страны Оз» («The Wizard of Oz») режиссера Виктора Флеминга и отечественной исторической лентой Михаила Ромма «Ленин в 1918 году» был сорван из-за начала войны.


Фестиваль смог запуститься только по ее окончании, осенью 1946 года. В какой-то степени символично, что первой и пока что единственной отечественной лентой, завоевавшей главный приз Канн, стала в 1958 году картина Михаила Калатозова «Летят журавли» — великий фильм о великой войне; гуманистический шедевр о разрушенной войной молодой и невинной любви, который даже в сухом пересказе способен растопить сердце и выдавить слезу у людей, к проявлению чувств совсем не склонных. Существует версия, согласно которой включению «Летят журавли» в программу Каннского фестиваля способствовал французский режиссер Клод Лелуш — он, будучи тогда еще простым кинолюбителем, случайно оказался на «Мосфильме» и два дня ассистировал оператору картины Сергею Урсуевскому. Новаторская работа Урсуевского (чего стоит хотя бы в прямом смысле головокружительная сцена гибели Бориса в исполнении Алексея Баталова) столь поразила Лелуша, что по возвращении во Францию он связался с начальством Каннского фестиваля и порекомендовал обратить на картину самое пристальное внимание. Победе на фестивале, однако, в Советском Союзе особого значения не придали: газета «Известия» ограничилась короткой заметкой без фотографии и без указания каких-либо имен. Связано это, вероятно, с неоднозначным восприятием картины Никитой Сергеевичем Хрущевым, который отозвался о главной героине «Журавлей» Веронике как о «шлюхе», и обрушившейся за этим на фильм резкой критике, которая упрекала Калатозова в том, что тот сделал центральной линией своей картины предательство советского солдата. Тем не менее, «Летят журавли» за первый год проката посмотрели в СССР почти 30 миллионов человек, а фильм навсегда остался грандиозным прорывом советского кинематографа.


Второй картиной, максимально близко подобравшейся к Каннской пальмовой ветви, стал вышедший в 1994 году фильм Никиты Сергеевича Михалкова «Утомленные солнцем». Неспешный, мечтательный и даже сонный кинороман о разворачивающемся на служебной даче в 1936 году противостоянии коммуниста и героя Гражданской войны комдива Котова и приехавшего его арестовать служителя НКВД по имени Митя. Насыщенный характерными для Михалкова бросающимися в глаза визуальными метафорами (совершенно невозможно выкинуть из головы эпизод с залетающей в дом шаровой молнией), а также сносками на классику отечественной литературы (Чеховская пьеса «Дядя Ваня» — один из очевидных источников вдохновения), фильм «Утомленные солнцем» стал одним из пиков режиссерской карьеры Михалкова, нашедшего здесь идеальный баланс между очень традиционным, подлинно русским, произведением и голливудским Большим стилем. До последнего момента «Утомленные солнцем» были основным претендентом на Золотую пальмовую ветвь 47-го Каннского фестиваля, но премия неожиданно ушла малоизвестному на тот момент Квентину Тарантино с его «Криминальным чтивом». Михалкову вообще не слишком везет с Каннами: в 1987 году его картина «Очи черные» также уступила фильму французского режиссера Мориса Пиала «Под солнцем сатаны» с Жераром Депардье в главной роли. Тем не менее, судьба «Утомленных солнцем» сложилась удачно: картина получила Большой приз жюри Каннского фестиваля, а в 1995 году удостоилась «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».


Несмотря на то, что Каннская пальмовая ветвь у отечественного кинематографа всего одна, второй по значимости приз — Гран-при — присуждался советским фильма неоднократно, начиная со снятого еще в 1946 году «Великого перелома» режиссера Фридриха Эрмлера, повествовавшего о командовании фронтом при Сталинградской битве. В 1972 году награды удостоился «Солярис» Андрея Тарковского, семью же годами позже почти пятичасовой эпос Андрея Кончаловского «Сибириада» уступил Пальмовую ветвь «Апокалипсису сегодня», но взял «Большой приз», а в 1987 году, в разгар перестройки, Гран-при получил снятый еще тремя годами ранее фильм грузинского режиссера Тенгиза Абдуладзе «Покаяние». Лучшими режиссерами становились и Тарковский — за «Ностальгию» 1983 года, и Сергей Юткевич — за картины «Отелло» и «Ленин в Польше» 1956 и 1966 годов соответственно, и Юлия Солнцева — за первый в истории СССР игровой широкоформатный фильм «Повесть пламенных лет», вышедший на экраны в 1960 году. Последним российским режиссером, удостоенным приза на Каннском фестивале, стал Павел Лунгин — за ленту 1990 года «Такси-блюз». Дебют Лунгина также взял в Каннах премию экуменического жюри — специальной отметки для независимого кино, а также номинировался на «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм. Кроме того, стоит отметить своеобразный и до сих пор не побитый рекорд отечественной картины 1955 года «Большая семья», снятой Иосифом Хейфицем: фильм получил без малого 16 призов за лучший актерский ансамбль — по призу на каждого из актеров, вошедших в него.


С 1992 года в конкурсную программу Канн попадали тринадцать фильмов, среди которых сначала освистанный, а позже оправданный авангардный шедевр Алексея Германа-ст. «Хрусталев, машину!», «Телец», «Отец и сын» и снятый одним дублем «Русский ковчег» — все три картины режиссера Александра Сокурова, и даже вышедший в 2010 сомнительный сиквел «Утомленных солнцем» Михалкова. В этом году Россию представляет «Левиафан» Сергея Звягинцева — история жителя поселка близ Баренцева моря, который в результате махинаций неблагонадежной администрации поселения лишается всего, чем обладает, и вместе с другом-адвокатом решает искать на администрацию компромат. Работы Звягинцева участвуют в конкурсной программе Канн не в первый раз: в 2007 году картина режиссера «Изгнание» также могла получить Пальмовую ветвь, однако награды был удостоен лишь исполнитель главной роли Константин Лавроненко. В этот раз шансы у «Левиафана» крайне высоки: картину покажут на закрытии фестиваля, что, как правило, считается очень хорошим знаком.


Текст — Алексей АЛЕЕВ, иллюстрации — wikipedia.org, dieselpunks.org, livejournal.com, kinogramma.ru, impawards.com, www.moviepostershop.com, people.ucalgary.ca, ioffer.com

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]