Картина Вима Вендерса – далеко не первое кинематографическое посвящение великой немецкой танцовщице и хореографу Пине Бауш. В 1983 году бельгийский кинорежиссер Шанталь Акерман сняла документальную ленту «Однажды Пина меня спросила», а спустя почти 20 лет заслуги Бауш короткометражкой «Кофе с Пиной» отметила режиссер Ли Янор. Ей хватило 15 минут, чтобы выразить всю свою любовь и уважение легендарной танцовщице. Помимо документального кино Пину Бауш можно увидеть и в игровых фильмах - у Феллини и Альмодовара. Киноклассикам и документалистам повезло больше, чем Виму Вендерсу – они имели возможность не только работать с Пиной Бауш, но и продемонстрировать ей свои творения. Главным же критиком для Вендерса стала труппа театра танца «Вупперталь», осиротевшая после ухода своего мастера. В июле 2009-го, сразу после кончины Пины Бауш, многие решили, что этому суперсовременному проекту не бывать. Но через 2 года, когда картина была представлена на 61-м Берлинском кинофестивале, все с облегчением выдохнули.
После смерти Бауш, режиссер, задумавший «Пину» еще при жизни хореографа, хотел отказаться от проекта, однако сами танцоры настояли на продолжении работы. В итоге лента стала прощанием труппы с мастером. За 106 минут артисты делятся своими воспоминаниями о годах работы с Пиной Бауш, признаются ей в любви и впервые говорят о том, о чем боялись сказать своей наставнице при жизни. Там, где не хватает слов, на помощь приходят многозначительные танцы и проникновенная музыка. Некоторые вообще предпочитают промолчать, выплеснув всю свою боль и благодарность в выразительных движениях.
В картине нашли отражение четыре самых ярких и известных спектакля Пины Бауш - "Кафе Мюллер", "Полнолуние", "Контактхоф" и "Весна священная". Отдельные танцевальные номера Вим Вендерс переносит с театральных подмостков на свежий воздух. В результате декорациями, которым так много значения придавала сама Бауш, становятся города с их промышленными зонами и магистралями, а еще леса, горы и водоемы. Застывшие картины внезапно обретают движение. Танцует все – от деревьев до железнодорожных станций. Танцует под невероятно сильную, захватывающую музыку, которая является неотъемлемой частью каждого номера, его дополнением. Там, где не до конца понятна идея постановки, заложенная Бауш, именно музыкальное произведение дает возможность во всем разобраться.
Новейшие технологии, ранее использовавшиеся кинематографистами в развлекательных целях, помогают режиссеру до конца передать весь его замысел, проникнуть в самую суть танцевального действа. Порой кажется, что это ты танцуешь партию на песке или проходишь в колонне артистов за невесомые колышущиеся занавески. Это на тебя с потолка лавиной обрушивается дождь. Еще немного и ты сделаешь шаг на сцену оперного театра Вупперталя, чтобы, дождавшись первого аккорда, рассказать свою историю неразделенной любви и одиночества. От переизбытка чувств порой перехватывает дыхание. Тело, такое мягкое и безвольное, в момент натягивается струной, отвечая на танцевальные пассы под музыку, доводящую до состояния катарсиса. Единственное желание – сбросить лишние одежды и убрать кресла: какое издевательство – показывать танцы, рожденные Пиной, в ограниченном пространстве!
Ее главное завещание – танцевать ради любви, танцевать без остановки. «Танцуй, танцуй, иначе мы потеряны» - до конца смысл этого послания осознаешь немного позже. Вслед за сковывающими одеждами хочется избавиться от груза, притягивающего к земле и мешающего летать, от мыслей, удерживающих в прошлом и не дающих строить будущее, от слов, которые порой бывают лишними. Дошедший до каждого благодаря картине Вендерса посыл Пины Бауш разрушает привычный устоявшийся мир. На его руинах когда-нибудь обязательно вырастет что-то прекрасное. Только не останавливайся. Дыши, люби.