Этот фильм вредит вашему здоровью

Этот фильм вредит вашему здоровью
Кадр из фильма «»
Нет, это не опечатка. Фильм действительно называется «Околофутбола», одним словом, и, в полном соответствии с названием, он почти не показывает нам футбольного поля. Болельщиков на трибунах он тоже показывает мало. А вот их занимательные развлечения вне матчей — избиения, поджоги и вообще культивацию насилия — он показывает подробно. Насколько из него вышли «Славные парни» футбольного мира, оценивал Николай Кириченко.

«Околофутбола» — это фильм, в котором озверевшая толпа, кричащая что-то про «чурок», врывается в ресторан, принадлежащий выходцам с Кавказа, избивает персонал и сжигает все заведение. Никакой моральной оценки этому акту насилия в фильме не дано, в отличие от великолепной короткометражной «Конечной остановки» режиссера Арсения Гончукова. Эта сцена выглядит как само собой разумеющееся. Она естественно вырастает из ткани остального фильма.

Казалось бы, это уже достаточно говорит о фильме, и здесь разговор о нем можно было бы закончить. Но мы продолжим. Есть же что-то такое, что режиссер Антон Борматов («С новым годом, мамы!»), сценарист Дмитрий Лемешев («Большая ржака!») и продюсер Сергей Сельянов («Суперменеджер, или Мотыга судьбы») хотели, чтобы мы увидели, кроме чистой иррациональной ненависти молодых шовинистов. Должно быть, но что?

Быть может, это сцены избиения группировками футбольных болельщиков («фирмами») друг друга? Эти сцены лишены всякого реализма; они призваны возбуждать, будоражить, вдохновлять! Две толпы людей, не знающих, что делать с собственными жизнями, избивают друг друга в слепой злобе, а камера весело кружит среди них, то замедляясь, то ускоряясь, как в комиксоподобном фильме Гая Ричи, удары сопровождаются карикатурным «шмяканьем», музыка — громкая и энергичная. «Насилие — это весело, ребята! — как бы говорит нам фильм. — Хороший способ выпустить пар. Для нормальных пацанов».

Или это история про футбольного хулигана Егора (Александр Ратников), который при этом как бы интеллигент, представляется учителем истории, имеет кличку «Тичер» и остается совершенно нераскрытым по ходу фильма? Его лицо выглядит грустно, это придает ему чуть более интеллектуальное выражение, чем у всех прочих персонажей, но и он сливается с остальными так, что порой не отличишь. Кучка футбольных хулиганов, бреющих головы и ведущих себя как гопники, избивает себе подобных, пока не вляпывается в серьезную грязь — вот и весь сюжет фильма. Они сразу, несмотря на кажущуюся аполитичность, напоминают «русских националистов» с их бритыми головами, имперками и «русские вперед!», и эта ассоциация оказывается «в десятку», как только нашим фэнам ногомяча приходится столкнуться с «лицами кавказской национальности».

Возможно, это любовная история, если это вообще можно так назвать, про того самого «Тичера»-Егора и гламурную кису, которая встречается с его приятелем, «Мажором» (Павел Ярлыков)? Этот любовный треугольник не работает сразу по нескольким причинам. Во-первых, сами Егор и его товарищ по банде прописаны настолько плохо, настолько мало отличаются друг от друга, что получается скорее не треугольник, а отрезок. Во-вторых, сама эта дама, Таисия (Дарья Мингазетдинова), настолько скучна, настолько является прямым женским аналогом «Тичера» и «Мажора», что получается уже не отрезок, а самая что ни на есть точка. Маленькая точка на геометрическом пространстве фильма, состоящего из абсурда — в самом худшем смысле этого слова.

Или это все-таки стиль фильма в принципе? Ни одного интересного ракурса, аналогичный монтаж, диалоги, перезаписанные в студии, что не только делает картину безжизненной, но еще и периодически дает эффект несовпадения губ со словами — это стилистика «Околофутбола». Пика маразма эта концепция достигает, когда Егор оказывается в комнате Таисии и просит ее выключить играющую на магнитофоне музыку. Дело в том, что зритель прекрасно слышит, что музыка эта именно закадровая, и то, что дама по имени Таисия может нажать на кнопку и выключить музыку, игравшую в монтажной комнате через много дней после окончания съемок, наделяет ее поистине сверхчеловеческими свойствами.

Возможно, что перечисленное — это именно то, что мы должны были, по задумке авторов фильма, увидеть и полюбить. В таком случае, их задумка провалилась. Если в «Околофутбола» есть что-то хорошее, то это — сам факт, что фильм поднимает редкую в нашем кино тему расизма (не являясь при этом ни прорасистским, ни антирасистским, ибо все персонажи выглядят одинаково неприятно, независимо от цвета кожи) и беспричинного насилия, и проявляющаяся где-то раз в час сценарная изобретательность. Но этого мало, чудовищно мало, чтобы вытянуть этот злой и бессмысленный фильм. Как говорил Джордж Карлин, «это чепуха, ребята; она вредит вашему здоровью». 2/10.