Промоутер Вадим Александров: «Хочу красиво завершить эпоху „Ситипарка“»

Вадим Александров
Вадим Александров
Последний концерт в «Ситипарке» состоится 11 мая, после чего концертная площадка, просуществовавшая почти десятителие, будет закрыта. Каких звёзд видел «Ситипарк», чего лишаются калининградские зрители после того, как площадка прекратит существование, и почему калининградские промоутеры считают себя работниками культуры, рассказал в интервью «Новому Калининграду.Ru» Вадим Александров.

— Что случилось с «Ситипарком»?

— Если мы говорим о закрытии «Ситипарка», то ничего, выходящего за рамки обычной жизни. За исключением того, что его владелец устал от низкой рентабельности заведения. Я его прекрасно понимаю. Потому что концерты в «Ситипарке» проходили в среднем раз в месяц-полтора, в остальное время это был роликовый каток. Этот бизнес, я имею в виду роликовый каток, не является очень прибыльным. «Ситипарк» — огромное помещение, которое обустроено, оборудовано, отапливается, освещено, то есть, это прекрасный коммерческий объект. Понятное дело, что собственник — профессионал в бизнесе, и он прекрасно понимает, что здание можно использовать в других целях и зарабатывать гораздо больше денег. Практически долгое время этот уважаемый бизнесмен содержал Дом культуры. По большому счёту, какой-то культурный объект, который деньги приносил, но немного. Для него шоу-бизнес не является его путём, как для меня. Это для меня шоу-бизнес — моя жизнь, мой путь. Он хороший человек, прекрасный бизнесмен, и респект, что он дал «Ситипарку» просуществовать практически 10 лет, а не закрыл его через пару лет, заработав какие-то деньги в первые годы. А то всегда так — в среднем клуб существует 5 лет, потом его закрывают, строят другой, потому что он надоедает.

— Надоедает?

— В Москве так — открыли «Рай», закрыли «Рай». Открыли «Дягилева», закрыли. Это такая постоянная смена прицела для модной публики должна быть. У нас в провинции не так, у нас клуб открыли, и это на «forever», или он «сдувается» по каким-то объективным причинам. Поэтому ничего экстраординарного в ситуации с «Ситипарком» не произошло. Другое дело, что он за свои годы стал достаточно ярким пятном в культурной жизни города, одним из самых ярких. Потому что хоть мы и не относимся к официальной культуре, мы, скорее, субкультура, неофициальная культура, но на концертах в «Ситипарке» перебывали десятки тысяч людей и видели там какие-то прекрасные события. Иногда это, конечно, была махровая попса. Но иногда это были эпохальные события. Я прекрасно помню первый концерт Brainstorm в «Ситипарке», это было супер! Или уникальное событие, когда с творческой встречей в нашем городе побывал участник группы Depeche Mode Энди Флетчер. И мы с ним общались, выпивали, он всем жал руки, обнимался, фотографировался. Я могу много вспомнить концертов, которые лежат в плоскости актуального искусства. Вот сейчас приедет «Сплин», это, на мой взгляд, самое актуальное, что есть в русской музыке вообще. То есть, новый альбом «Обман зрения» и «Сплин» вообще — один из самых мощных духовных носителей. Это то, что впитывает сегодняшняя правильная молодежь. 

С закрытием «Ситипарка», и про это много уже сказано, получается то, что город лишается концертов определённого уровня. У нас есть ночные клубы вместимостью до 1 тыс человек, Дом искусств, где всего 800 посадочных мест, есть дворцы спорта, стадион «Балтика». Но дворец спорта — это совсем другое. В «Юности», допустим, нельзя стоять, то есть, там остаётся сидячий большой зал, и он будет заполняться концертами Стаса Михайлова, Григория Лепса, Елены Ваенги и чего-то там подобного.

— Но там же был концерт ДДТ?

— Был, да, в 2009 году. Но с тех пор там сменился менеджмент, и новый менеджмент резонно говорит: люди затаптывают наше спортивное покрытие. Я там играю в футбол и понимаю, что это так. У нас женщины любят носить шпильки с железными набойками, и такой обувью оставляют просто… шрамы на теле футбольного поля.

— На рок-концерты ходят женщины на шпильках?

— Ходят женщины на шпильках, ходят женщины в громадных 12-дырочных «Мартенсах» с железными подковами. Кто угодно ходит в чём угодно! И получается, что концерты вместимостью больше 1,5–2 тыс человек проводить негде. Вот есть «Вагонка», но там предел 1,2 тыс человек, при этой цифре уже зрители как шпроты получаются. А 1,5–2 тыс человек не влезают ни в один клуб, но в то же время это мало для дворца спорта. Нельзя проводить концерт, когда люди занимают одну четверть или треть зала. С дворцом спорта «Янтарный», кстати, сейчас ситуация не совсем понятная. Даже я планирую там что-то делать, но там нельзя запускать людей на второй ярус: нет ни вида, ни звука. Там возможен стоячий партер и первый ярус, вместимость около 3 тыс человек. Это неплохо, но опять же, атмосфера спортивного комплекса — чуть-чуть не то, что требуется при проведении рок-концерта.

— Почему? В Москве проходят концерты в спортивных аренах.

— Концерты на стадионах проходят по всему миру, конечно. Но ты представь себе уровень тех, кто выступает, — Depeche Mode, A-HA, Пол Маккартни, Элтон Джон! У нас таких артистов в городе не бывает практически.

— У нас их нет, потому что просто нет экономики?

— Что касается больших звёзд, да. Это абсолютно закрытый рынок у нас. Если ты делаешь концерт в Лодзи, это центр Польши, туда съезжается вся Польша. Есть Варшава, Катовице, сейчас заработала арена в Гданьске. То есть, предполагается, что в каждой стране это, в идеале, столица. В России столицы две. Возможно, в России большие звёзды могут выступать в миллионных городах, где-нибудь на Урале, до Екатеринбурга уже добираются потихонечку. Но, в принципе, ресурс любой группы ограничен. Сколько длится тур? За полгода 90 городов мира можно объехать, и в эти города Калининград точно не попадает. Попадают Токио, Париж, Рим, Милан, Берлин — все крупные и красивые города, куда съезжаются тысячи. Калининград — это провинция.

— Но Scissor Sisters к нам приезжали.

— Ну, они же не являются мировыми суперзвёздами. Это очень хорошая группа, их формат — действительно какая-то арена. В Москве они, наверное, соберут несколько тысяч человек. Но в Калининграде на них придёт 200 человек, из которых половина будет просить пригласительные, потому что они журналисты, модники, промоутеры каких-то клубов, вся обычная песня. А их концерт прошлым летом — это был просто «подгон» «Сбербанка». Ярик Малый, вокалист из «Токио», он просто в хорошем смысле слова «развёл» их на деньги, чтобы сделать тур. У меня такой же случай был с «Единой Россией» и группой «Мумий Тролль», когда светлейшая, милейшая Эльмира Хаймурзина помогла мне от «Единой России», чтобы я привёз «Мумий Тролль» в рамках проекта «Музперелёт», когда в один день они дали концерты во Владивостоке и Калининграде. Но там нет никакой экономики! Это спонсорские события.

0.jpg

— Я была на концерте группы «Мумий Тролль» в Красноярске, они выступали там на каком-то пивном фестивале, и концерт был бесплатным для зрителей. Почему бы нам так не делать?

— За таким праздником стоит спонсор всегда или какие-то умные ребята, которые предлагают этим «пивнякам» сделать праздник. Если они дают деньги, можно сделать всё, что угодно. У нас мои коллеги проводят прекрасный День молока и хлеба. И те, кто занимается молоком и хлебом, дают деньги на концерт. Это прекрасно! Вот, кстати, возвращаясь к суперзвёздам. У меня был уникальный случай, один пока. Когда великая группа The White Stripes, чью песню Seven nation army распевают на всех стадионах мира. В 2005 году эта группа приехала в Калининград через неделю после того, как они были хэдлайнерами фестиваля Гластонберри в Англии. На тот момент это была группа №1 по версии одного из солиднейших и авторитетнейших сайтов Pollstar.Com. Она была во главе так называемой New Rock Revolution. Там Джек Уайт, солист, который потом с Алишей Киз написал для фильма про Джеймса Бонда саундтрек «Another Way To Die». И они приехали в Калининград, чтобы играть за деньги, то есть, это был кассовый концерт. Но получилось это только по той простой ситуации, что они были в Риге за день до этого, а через день должны были выступать где-то в Словении, и у них курс лежал просто по прямой, и мы на ней оказались. Я предложил им деньги практически, наверное, в 7–8 раз меньше, чем они стоят. И, наверное, Джек Уайт сказал: «Да пофиг, поехали!». И это был уникальный случай, я до сих пор его вспоминаю, как что-то несусветное в моей жизни! Первая группа мира, и ничего круче здесь рядом не было, и они собрали 600–700 человек, из них по билетам, наверное, меньше половины. И билеты были абсолютно стандартные, по тем временам 700 рублей, наверное, меньше, чем 20 евро.

Но! Сейчас ситуация изменилась, и можно везти серьезные группы, на которые я облизывался несколько лет назад, потому что они были вообще недоступны. Ведь билеты на события у нас дорожают, за последние 4 года, наверное, раза в 2 подорожали, то есть, люди могут платить. И как раз сейчас появился небольшой люфт, когда популярная группа не подорожала в два раза, а билеты уже можно делать подороже, и это позволит везти звёзд. Я в ближайшие годы планирую везти некоторые группы, которые пять лет назад я не мог привезти.

— У людей появилась возможность платить больше за билеты на концерты?

— Я думаю, что да. Билеты стали дороже, статистика посещаемости концертов не изменилась, ну, может быть, чуть-чуть упала. Но сборы стали гораздо больше. Русские артисты всё это чувствуют прекрасно, они держат руку на пульсе и постоянно дорожают. Постоянно. Такой текучий идет процесс. Но с западными всё стабильнее. Вообще есть периоды в году, когда гибельно делать концерты. После Нового года нельзя, в конце января — это просто какой-то отчаянный поступок. Летом много бюджетных каких-то мероприятий, «халявных». Кроме того, люди уезжают на моря, в отпуска и так далее. Всегда высокие сезоны — весна и осень.

— Вот вы решили провести рядом концерты групп «Чайф» и «Сплин». Поклонники у них, по идее, одни и те же. Хватит ли у них денег на билеты?

— «Сплин» можно ставить рядом с кем угодно. Это отдельная песня. В рок-музыке есть группы, у которых публика является очень благодарной. Это культовые группы — «Король и Шут», «Агата Кристи», «Алиса», «Пикник», ДДТ, Земфира, Борис Гребенщиков… В понедельник в 8 утра сделай концерт — будет полный зал. И «Сплин» в их числе.

— На каких концертах в «Ситипарке» было больше всего зрителей?

— Пиковая загрузка, самые большие аншлаги? Открытие «Ситипарка» в 2003 году — «Камуфляж» — три тысячи народа, неимоверный пафос свершившегося. «Камуфляж» — это маленький Depeche Mode, но это реально крутая группа, в конце 80-х она была супер. Дальше, Земфира в позапрошлом ноябре без копейки рекламы собрала огромный «Ситипарк», чуть не упершись в пожарный лимит. Его снизили после «Хромой лошади» где-то до 2,5 тыс человек. Знаешь, я попсой не занимаюсь, но были варианты, когда третья «Фабрика звёзд» собирала под 4 тыс народу, была давка, это очень плохо, но это было. Но потом же была трагедия в Перми, и пожарный лимит пересчитали и правильно сделали. Сейчас средняя посещаемость концерта — 1,5–2 тыс человек, 3 — это уже что-то несусветное должно быть. Либо бесплатное, либо какой-то там бог спустился с неба.

— Получается, что 1,5–2 тыс на «Вагонку» уже не помещаются, а для дворца спорта ещё маловато?

— Да.

— Если у нас в ближайшее время не появится альтернативной «Ситипарку» площадки, каких концертов мы лишимся?

— «Сплин», «Мумий Тролль», Земфира, ДДТ, «Алиса», Бутусов и так далее. Весь первый эшелон российского рока, этакие «монстры». Западные Nazareth, Uriah Heep, ветераны, актуальные группы… То есть, всё, что было у нас раньше, в определенном бюджете, сегменте. Причём у «Вагонки» есть еще и свой формат, они никогда не будут делать концерт Кипелова. А я хочу привезти группу Apocalyptica с оркестром в следующем году, а мне её некуда везти… Просто тупо некуда, потому что это должен быть зал на полторы тысячи человек и желательно при этом сидячих. Площадки нет!

Некоторое время я был в культурном шоке, потом понял, что арендовать такую площадку или строить её — это самоубийство, потому что она никогда не будет загружена. Вот «Ситипарк» загружался на 20% своего времени, и с любой площадкой будет то же самое. Брать в аренду отапливаемый склад по, навскидку, 10 евро за квадрат — безумие.

И я пошёл в своих рассуждениях по западному принципу. Вспомнил, что город Лейпциг за одну дойчмарку продал общественной студенческой организации бастион Мориц-Бастай, и студенчество там заделало офигенный мультикультурный центр. Там же, в Лейпциге, большая площадка, которая нам была бы нужна, «Культур фабрик», бывший «2-ой цех». Это всё отдано «под разгон» — давайте, ребята, делайте! И не знаю, на каких условиях, но сейчас в Гданьске на верфи люди получили док и строят большой клуб. Я бы с удовольствием с ними связался, потому что у них там будет куча концертов, звёзды, которые в Арену не приедут — не попсовые, а рок и прочее. Я с ними потом познакомлюсь и, может быть, даже сотрудничать буду. Вот это тема! Называется джентрификация. В заброшенную промзону приходят сначала какие-то модники-хипстеры, промоутеры типа меня, художники… Вот у нас в городе какое-то количество промзон, которые уже умерли, либо производство там модернизировалось, и остались свободные помещения. Джентрификация — когда я пришёл, открыл площадку, рядом образовался какой-то клуб ночной, потом пустующую недвижимость переделали под жилую… Вот так оно во всём мире происходит. У нас огромное количество этих зданий, можно делать то же самое. И я думаю, что есть шансы такую площадку найти с помощью наших официальных структур культуры. Нужна помощь власти. Потому что, повторюсь, формально я — никто. Но, по сути, я тот человек, который за последние уже практически 17 лет привёз в Калининград сотни артистов. Я уже сбился со счёта, но там сотни, и на концерты ходили тысячи людей, очень много.

1.jpg

— Наша власть к бизнесу относится аккуратно. Вам могут просто сказать: это ваш бизнес, вы на нём зарабатываете деньги, поэтому давайте как-нибудь сами.

— Если бы я хотел заработать хорошие деньги, я бы занимался не этим делом. В течение 15–17 лет я думаю: живут же люди, занимаются стройматериалами, какими-то финансовыми институтами, реальным сектором экономики. А здесь… Торгуешь только впечатлениями, естественно, тут не наживешь огромных денег. Но этот путь находится в абсолютной гармонии с твоей деятельностью: ты и с голоду не умираешь, и «Мерседес» себе не купишь, потому что он тебе не нужен. И недвижимость тебе в Испании не нужна, зачем? Самое большое достоинство этого пути — что он дает тебе внутреннюю свободу, ты можешь делать то, что ты хочешь, и общаться с великолепными людьми. То есть, я горжусь тем, что общаюсь с умом, честью и совестью нашей эпохи. Шахрин, Бегунов, Гребенщиков… Если эти люди, как мощные лампы, греют аудиторию, представь, я с ними общаюсь! Да тебя просто болезни никакие брать не будут, потому что это офигенная энергетика! И это одни из самых умных людей в мире! Это гораздо больший бонус, чем возможность иметь палатку на Центральном рынке.

И я делал не просто развлекательные события, а то, что осталось у человека в памяти навсегда и, возможно, изменило его жизнь и мировоззрение. Ведь каждый концерт — это позитивный стресс, это с медицинской точки зрения полезно. Ты выходишь с любого крутого концерта в этакой встряске. Те чувства, которые в тебя заложили артисты, на тебя очень сильно действуют. Вот сейчас «Чайфы» приезжали, люди сходили практически на сеанс психотерапии!

— В нашем фоторепортаже с концерта видно, что практически все люди на концерте улыбались.

— Да! Такого доброго и полезного события в жизни не найдешь! Да, можешь пойти там на спа, обёртывание водорослями или с друзьями под гитару попеть эти же песни. Но вот так, чтобы встряхнуться, пережить какой-то катарсис, момент пиковый… Вот когда группа уходит со сцены и начинается так называемый «бис» или anchor (это западный такой термин). И в тот момент они долго держат паузу, их менеджер слушает, как народ там воет. И когда этот вой народа доходит до пика, музыканты выходят, и народ в экстазе! И группа играет главную песню! И в этот момент происходит глубокое духовное единение! А поскольку песни правильные, они правильно на мозги ложатся. Это я видел сотни раз, и хотя я провел уже сотни концертов, меня каждый раз вставляет, как в первый. Вон «Чайф» сыграли «Печаль» Цоя. И народ весь, вся толпа в восторге! И все наизусть слова знают! Поэтому могу сказать, что это актуальнейшая культура.

Никогда об этом не задумывался, но в прошлую субботу, после концерта «Чайф» понял: да я же работник культуры! Я делаю больше, чем какой-нибудь, извините, посредственный режиссер, чем человек, который по статусу является каким-нибудь чиновником, сидит в кабинете за вывеской культурной. А Володя Шахрин?.. Владимир Владимирович Шахрин с точки зрения официальной культуры — никто! Юрий Шевчук с точки зрения официальной культуры — никто! Так, Юра, музыкант. Но! Стас Михайлов, Филипп Киркоров и даже Дима Билан — какие-то заслуженные, псевдонародные артисты, они титулы получают. А Борис Гребенщиков в нашей стране — частное лицо! И когда это понимаешь, тебя просто накрывает волной любви… Борис Гребенщиков, камертон русской музыки! Я вот как услышал в кино, в «Ассе» в 1989 году, когда Африка сказал, что он бог и от него сияние исходит… Он правду сказал! Потому что Гребенщиков за эти 30 лет, что я его слушаю, никак не изменился. Как сияет, так и сияет. И песни его слушаешь и понимаешь, что это божественное откровение, которое через человека проходит. А он никто с точки зрения нашей культуры! Может, дали ему грамоту или телевизор цветной подарили. Но это получается неофициальная культура, и я представитель этой неофициальной культуры. Но культура либо есть, либо её нет. Её можно делить по временам: античная, средневековая, современная.

Ну вот, и я представитель современной культуры. То, что делаю я, что делает Кацман, Левченко, Феоктистов, что делают ещё некоторые люди, которые делают это не ради денег… Это не бизнес. Это твое дао, твой путь. Я знаю огромное количество людей в нашей стране и за рубежом, которые не занимаются этим с точки зрения бизнеса. Потому что с точки зрения бизнеса лучше заниматься сигаретами, нефтью, водкой, торговлей, Стасом Михайловым, мягкими игрушками. Это всё в одном ряду — итальянская мебель, Сергей Жуков, метизы-шурупы, Дима Билан, дизель-генераторы… Но если ты занимаешься группой De/Vision, Василием Шумовым, Питером Хэммилом… Этих артистов по нашему телевидению не показывают, их можно увидеть только на концертах.

И сейчас я хочу красиво завершить эпоху «Ситипарка» великолепным концертом группы «Сплин» 11 мая. Потом продолжить обращаться к властям, просить площадку, выстраивать диалог с ними, с культурой, писать обоснование. Искать площадку, ремонтировать ее, открывать и работать дальше. Мы живем в городе, который стремится стать европейским. У нас есть умные люди во власти, надеюсь, все получится.

Текст — Оксана МАЙТАКОВА, фото из личного архива собеседника и из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]