Музыка для ваших ушей: пять альбомов, которые нужно послушать

Альбом, текстуру которого можно ощутить подушечками пальцев рук, пара пластинок инди- и шизо-рока из Исландии и Канады, девушка по имени Наташа из Великобритании и четвертый диск проекта Lack of Afro. «Афиша Нового Калининграда.Ru» представляет вам очередную подборку любопытных музыкальных релизов, которые способны украсить собой любую фонотеку.

01.jpgDamon Aaron. Highlands
2008/Ubiquity

Бард-соул. И здесь нет никакой иронии. Просто парень с гитарой и бородой, в стильных шапке и очках, создает музыку, текстуру которой можно ощутить подушечками пальцев рук. Пунктуальность в деталях растворяется на дистанции песни так, словно идея, мелодия родились из кусочков чего-то неосознанного, интуитивного. Как с картиной, в которой можно что-то рассмотреть, отойдя от нее, только в случае с этой пластинкой — все наоборот. От этой музыки веет минимализмом (не в смысле обрезания выразительных средств, а в смысле обращения к жанру классической музыки), ритмические построения вдохновляются хип-хопом, рэгги, трип-хопом, чем угодно, только не гитарными аккордами. Утонченные аранжировки с использованием струнных и духовых в лучших песнях альбома превращают вокальную мелодию в богатую оттенками палитру красок. А где же тут «бард», если не считать бороды и шапки? Да нет его здесь. Дело в том, что и предшествующая этой пластинка и последовавшая после нее работа были фолковой акустикой, от которой сводило зубы уже на четвертой песне. Как случилось это чудо — Miguel Atwood-Ferguson его имя. Этот милый человек не без помощи скрипки и невероятного чувства нюансов превращал суховатую мелодию, цепляющуюся штанами за глитч-электронику, в изысканный джази-трип-соул. Так сказать, терзающая душу романтика без лишних соплей. Кстати, если впечатлят аранжировки, то обычное место работы мистера Фергусона — базирующийся в Лос-Анджелесе джазовый коллектив Build An Ark. Но это уже другая история.

02.jpgMum. Summer Make Good
2004/Fatcat

Инди-рок созерцательного свойства и покладистого характера из любимой всеми экологами и алкоголиками Исландии. Подобный эффект зачастую достигается не гитарными пасторалями, а обволакивающим пространство электронным саундом, пропущенным через уменьшительное стекло псевдо-классических аранжировок. Этот ансамбль немного добрее к слушателю в частности и к миру вообще, чем их более известные земляки Sigur Ros. На «Summer Make Good» музыка, конечно, тоже не чурается томительных проигрышей сквозь пелену «радиопомех», но «совесть» у этих ребят просыпается гораздо раньше. А может, просто кончаются силы. Так или иначе, после первого прослушивания некоторых песен с этой пластинки (к примеру, «Weeping Rock, Rock») на губах может проявиться слово «чудо». Словно симфония девственной бездны в руках невидимого иллюзиониста превращается в милейшую колыбельную для самых послушных детей. И весьма интересно наблюдать за тем, как оскал дикого зверя, воплощенного в холодных гитарах и металлического отлива ударных, сменяется детской улыбкой в вежливых переборах струн арфы или в наивных звуках ксилофона. Если еще не оставить без внимания нежный женский голосок, щебечущий что-то на непонятном языке, то аргументов против того, чтобы окунуться в эту чистейшую воду несложной, но замысловатой музыки, не останется вовсе. Ложкой же дегтя в этом празднике жизни до 8 лет, стоит назвать откровенную затянутость песен ближе к финалу. Если в «Sing Me Out The Window» жонглирование булькающими звуками на фоне арфы и в сопровождении плотного бита своей оригинальностью запросто извиняется за пропуск нескольких остановок, то вот в столь же утомительной, как и ее название, песне «Will The Summer Make Good For All of Our Sins?» извиняться нечем.

03.jpgFrog Eyes. The Folded Palm
2004/Absolutely Kosher

Шизо-рок в лучших традициях Pere Ubu. А какая, по-вашему, музыка может быть издана на лейбле с таким названием? Особенно усердствует в искушении добропорядочных слушателей вокал: душераздирающий фальцет с придыхательной интонацией стирает на своем пути все преграды из клише в вашей голове и плакатов на стене в комнате подростков. Звездным часом такой вокальной эпилепсии стала безупречная в своей слезливости баллада «New Soft Mother hood Alliance». А отдохнувший на этой песне аккомпанемент оторвался в следующей за ней фламенкоязычной вакханалии «Ship Destroyer». Надо признать, что ребята с пониманием относятся к потенциальной аудитории, и посему хронометраж большинства песен не превышает трех минут. Добрые люди. С одной стороны, это упрощает восприятие для тех, кто не совсем подготовлен к рок-музыке, издевающейся над постулатами жанра; с другой стороны, мимолетное знакомство впечатляет куда сильней растаявшей во рту шоколадки. Наверное, бесполезно в нашем случае пытаться искать стилистические корни собственно музыкальной составляющей. Потому что сказать, к примеру, что в нескольких песнях ритм-секция вполне себе держится в рамках пост-панка, значит ввести слушателя в заблуждение, из которого выбраться не легче, чем разгадать бабушкин журнал с сканвордами. Пожалуй, в звучании стоит привести один ориентир — Pixies. А в части нарушения устоев можно еще вспомнить мастодонтов Captain Beefheart. Ансамбль из Канады.

04.jpgBat for Lashes. Fur and Gold
2007/Echo

Первый альбом девушки по имени Наташа Кан. И что касается влияний, то пакистанские корни никак не повлияли на используемые музыкальные традиции. Почти все успешные женщины в роке и рядом с ним оказались в спектре ее музыкальных ориентиров: от P. J. Harvey (вступление извивающейся в своем величии бас-гитары в песенке «Trophy» чего стоит) до безупречной беззащитности Leslie Feist. На основе английского фолка и ухваток отовсюду понемножку рождается музыка, которую при отсутствии чувства стиля у автора можно было бы спустить в унитаз. Но чувство стиля есть. Посему песенки звучат не просто интересно, а даже временами интригующе. Особенно ушам приглянулись соседствующие композиции «The Wizard» и «Prescilla». В первой песне подкупает совсем уж необычная изнанка Bjork — причем барабаны плетутся тоже в интонации исландской певицы к ее первым альбомам. Вторая песня, начинающаяся с хлопков, находчиво обволакивает легкой аранжировкой, наверное, лучшую мелодию на пластинке. Ну, и партия баса в «Sarah» просто высасывает память, как вампир: мы точно слушали одну и ту же песню в детстве. Только я ее забыл, а Наташа — нет. Нелегко это пережить. Но придется смириться. Есть на альбоме и парочка откровенно скучных песен, но общий баланс однозначно склоняется в позитивную сторону. Так что вещицы вроде «I Saw A Light» не успевают испортить впечатление. Есть, кстати, фотография, где у Наташи павлиний хвост. Музыка похожа на фото.

05.jpgLack of Afro. Music for Adverts
2014/Freestyle

От джази-соул-фанка по кратчайшей траектории к хип-хоп-соул-фанку. На слух, путь не был тернистым. Скорее, это органичное развитие проекта к своему четвертому альбому. Пластинка сильна своими противоречиями. С одной стороны — винтажный олдскул, с другой — навороченное современное звучание. Если продолжить линию нестыковок, то вроде бы LOA тянутся чуть ли не к Blue-Eyed Soul в песенках «Recipe for Love», «Gypsy» или «Making It Right»; но рядом с этими безмятежными лирическими темами соседствуют почти диджейские номера, вроде песни с говорящим за себя названием «Here We Go Again». Новым вокальным лицом Lack of Afro стал обладатель выверенного голоса Jack Tyson-Charles. Его присутствие радует мелодию аж в пяти песнях, и эти песни можно смело назвать современным лицом проекта. Пожалуй, открывающая альбом напористая «Freedom» как нельзя лучше отражает и преемственность музыки коллектива, и ее развитие. Другое заметное участие неподалеку от микрофона принял рэпер Herbal T. Его речитатив в песенке «Brown Sugar» выполнен в лучших традициях De La Soul и Jungle Brothers. Можно даже предложить сравнение с поздним творчеством Lyrics Born. Но куда бы ни двигался проект в своих стилистических изысканиях, стоит признать, что марку абсолютно качественного соул-фанка они держат настолько уверенно, что этот альбом был последним, который у меня подвергся предварительному прослушиванию. Тем паче что выдержать конкуренцию с предыдущей работой «This Time» было очень непросто.

Текст — Николай ВАРНАВСКИЙ, иллюстрации с официальных сайтов артистов и рекорд-лейблов

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]