В четверг, 11 августа, на острове Канта состоялось открытие пятого фестиваля культур народов мира «Территория мира». Как растянуть вступительные речи на час и уместить в церемонию открытия более двадцати видеонарезок, спеть
Два спуска к острову Канта на эстакадном мосту со стороны Ленинского проспекта закрыты. Около центрального, откуда обычно делают фотографии Кафедрального собора, стоит большая сцена, автомобили спасательных служб и несколько охранников. Некоторые, не прочитав объявления, идут к тем самым закрытым спускам и затем возвращаются к лестнице со стороны Дома Советов, чтобы быстрее дойти до главного входа на фестиваль со стороны улицы Октябрьской.
Ближе к входу раздаются соловьиные трели. «Свистульки по сто рублей», — кричит женщина и снова прикладывает расписную глиняную птичку ко рту, чтобы в очередной раз издать этот же звук. Конкуренция большая — за соседним лотком продают то же самое. На входе стоит полиция, они проверяют сумки, рюкзаки и пакеты. Вход на остров —пятьдесят рублей. Гостей встречают девушки с куполами на голове, они ходят с кусочками каравая в руках, выстроившись в шеренгу.
По пути к основной сцене посетители фотографируются с мимами, искусственными цветами и надписью «Я люблю ТМ». Пахнет шашлыком и копченой рыбой, работают детская площадка и аттракционы. За несколько часов до начала концерта открылся «Город мастеров» с программой, которая во все четыре дня одинаковая, но называется
Неподалеку от входа на огороженную территорию у главной сцены — палатка, где можно приобрести билеты, их стоимость от трёхсот до тысячи рублей в зависимости от места. Некоторые с серьёзным видом пытаются пройти без билета. «К сожалению, вход платный, но вы можете и тут послушать, если хотите», — говорит девушка двум молодым людям.
Девушки с куполами на головах. Фото предоставлено
Периодически идёт дождь. Пластмассовые синие стулья периодически протирают тряпкой. За полчаса до официального открытия фестиваля людей в партере немного. Те, кто деньги платить не хочет, занимают места у забора, который то и дело двигают. По бокам площадки остаются щели, через которые можно пролезть боком и, если повезёт, остаться незамеченным.
«Таня, ну что ты как эта. Давай заходи уже вот здесь, и всё», — кричит своей подруге женщина, которая уже успела занять себе место внутри. «Ну я так не могу», — говорит, смущаясь, Таня. «Да все так делают, посмотри», — показывает она на полноватую тётю, которая уже почти протиснулась на площадку. «Ну куда же вы», — спрашивает у неё охранник. «Мне туда», — отвечает тётя, нагло пробегая мимо мужчины к сцене.
Объявить пятиминутную готовность с первого раза не получается, микрофон барахлит, голос ведущей несколько раз обрывается на середине фразы. Снова идёт дождь, волонтёры раздают гостям целлофановые дождевики, их берут даже те, кто пришел с зонтом, некоторые по несколько штук.
Выступление начинается, можно сказать, традиционно — с шествия калининградских коллективов, помпезных торжественных речей, ярких видеороликов с бескрайними просторами и гимна фестиваля в исполнении автора, Симона Осиашвили. Родители с волнением смотрят на сцену, переживая за детей, которые в такую погоду танцуют в легких нарядах. «Молодцы», — кричит женщина, махая рукой своей дочке.
После яркого и шумного начала на сцену выходят ведущие фестиваля — артисты Илона Броневицкая и Тимофей Фёдоров. Они пытаются расшевелить толпу, представляя короткими видеороликами каждую из двадцати стран. То и дело Тимофей кричит: «Аплодисменты!», — но на это мало кто обращает внимание. Вступление явно затягивается. Даже знаменитую фразу из песни Олега Газманова «Балтийский берег» в его видеопоздравлении публика воспринимает холодно.
«Да сколько можно уже, а?», — спрашивает мужчина у своего друга. Тот ему в ответ смеется. Тем временем на сцену выходит временно исполняющий обязанности заместителя правительства Калининградской области Антон Алиханов. «Меня министр культуры успела провести по „Городу мастеров“ — там я уже успел половину своей зарплаты оставить. Надеюсь, что второй половины хватит хотя бы на завтра, потому что впереди ещё выходные», — шутит он и рассуждает о том, что в выборе стран на фестиваль главное не повторяться.
Затем ведущие показывают ещё несколько роликов в стиле Евровидения о
«Как приятно, что сегодня мы снова вместе; такое большое количество людей, которые находятся не только в партере, но и по всему острову», — с выражением начинает Светлана Кондратьева. После её приветственной речи о любви, мире, дорогих гостях и взаимопонимании, шутит уже Ашумов. «Если бы вы знали, как сложно подниматься по этим ступеням, то вы бы хлопали в два раза громче. Вот уже пять лет я с риском для жизни выхожу на эту сцену, чтобы представить фестиваль», — говорит он. Почему за эти пять лет нельзя было сделать подъем на сцену более комфортным, остается неясным.
Врио заместителя правительства Калининградской области Антон Алиханов. Фото предоставлено
Теперь «Территория мира» официально открыта, далее следует выступление Московского государственного театра фольклора «Русская песня». Вместе с артистами часть сидячего партера тихо подпевает одной из интерпретаций народной песни «Выйду на улицу» в исполнении ансамбля «Славяне». «А
«Мне приснился ласковый мужик, озорно глаза его смеются, и за ночь он так ко мне привык, что я утром не могла проснуться», — поёт артистка. Молодёжь над словами песни смеется, старшие зрители смущенно улыбаются.
Завершает программу
Текст — Анастасия Светогор, «Новый Калининград. Ru»