Организатор «Берлинской музыкальной недели»: фишка Калининграда — это Дом Советов

На прошлой неделе в течение четырёх дней, с 21 по 24 мая, в Калининграде проходил семинар молодых специалистов в области музыкальных рынков и проведения шоукейс-фестивалей. Слово «showcase» с английского означает буквально «витрина», а шоукейс-фестивали создаются для того, чтобы начинающие и не известные широкой публике музыканты обратили на себя внимание СМИ и представителей музыкальной индустрии. В семинаре, главной темой которого стало обсуждение возможности проведения подобного фестиваля в нашей области с привлечением сюда туристов, участвовали организаторы концертов и фестивалей из Великобритании, Исландии, Финляндии, Германии и Эстонии. «Афиша Нового Калининграда.Ru» поговорила с двумя из них и выяснила, чем, на их взгляд, наш город может быть интересен европейцам, и возможно ли проведение подобных событий без взаимодействия с городскими властями.
Адам Джо Рэйн, Великобритания
Ведущий букер на фестивале «The Great Escape» в городе Брайтон, ежегодно в мае собирающего вместе более 400 музыкальных коллективов для участия в 30 мероприятиях и являющегося одним из крупнейших фестивалей новой музыки в Европе


— В чём отличие «The Great Escape» — шоукейс-фестиваля с молодыми и начинающими группами — от крупных мероприятий со смешанными составами участников, например, от «Glastonbury»?

— Наш фестиваль может себе позволить заявить таких 400 артистов, о существовании которых люди практически не знают, наоборот — это заводит и привлекает их. Мы предвосхищаем и открываем музыкантов. На «Glastonbury» же выступают те, кого любят и хотят видеть. К нам едут не только повеселиться, но ещё и поработать, завести контакты, узнать о новой музыке — так что у нас есть, в некотором смысле, образовательная функция. А на большие мероприятия в поле публика идёт отдыхать и слушать хиты. Фестивали уже давно перестали быть исключительно музыкальными, большую роль играет дополнительный контент на них — грубо говоря, если сегодня группу посадить в поле, чтобы она выступала, это не соберёт много народу. Современный фестиваль — это целый комплекс развлекательных мероприятий.

 — Да, мы привыкли к тому, что фестивали — одно огромное поле с несколькими сценами и толпами людей на входе. Шоукейсы и «The Great Escape», в частности, устроены иначе: площадки разбросаны по всему городу, и мероприятия проходят в 30 местах одновременно. Почему так?

 — Во-первых, в поле ты не поставишь 30 площадок, а даже если и поставишь, то это будет дорого. И не будет работать. На шоукейс-фестивалях важно не только послушать концерт, но и пообщаться с людьми вокруг, обсудить в том числе и рабочие моменты, а для начинающих музыкантов — познакомиться с людьми из индустрии и, может быть, заинтересовать их. Сидишь себе в одном кафе, поговорил с одним менеджером, надоело — пошёл в другое. Представьте, как сложно будет всё это сделать в поле. Ну и стоимость всего этого будет выше — заведения построены и работают, а в поле их ещё даже не поставили.

— Город, в котором фестиваль проводится, Брайтон, — небольшой курорт с населением в 150 тысяч человек. Насколько «The Great Escape» повышает его туристическую привлекательность?

— Мы как-то ездили на подобный фестиваль в Нью-Йорке, он называется «CMJ», — там совершенно всё иначе: город большой, шумный, и сложно поймать атмосферу праздника. А Брайтон — маленький и уютный курорт, по городу легко передвигаться, можно дойти пешком от одной до другой площадки. К тому же Брайтон — это типичный английский морской город. И ещё одна сильная сторона — он находится близко к Лондону — в 75 километрах. Опять же, в столице такой фестиваль нельзя было бы провести — там все бы пошли домой после работы, переоделись, поужинали и потом не факт, что куда-то пошли… А когда ты далеко от дома, то можешь себе позволить отступить от привычного распорядка, лень пропадает, приходится ещё куда-то идти, а потом во второе и в третье места — ты всё делаешь вместе с коллегами и новыми знакомыми.


 — Означает ли это, что «The Great Escape» — основное ежегодное событие в Брайтоне, и благодаря ему в городе собирается максимальное число туристов?

 — До того, как мы появились, Брайтон славился своим фестивалем искусств, то есть у города давно была определённая культурная репутация, его знали. Мы, конечно, не сравниваем себя с этим событием, но готовы сказать, что играем не последнюю роль в туристическом потоке региона. Мы растём с каждым годом, калибр музыкантов увеличивается, список делегатов тоже становится интереснее — все основные управленцы в музыкальной индустрии к нам съезжаются, много иностранных артистов — сейчас мы работаем над тем, чтобы иностранный элемент у нас был ещё сильнее. Вот с Россией, например, никогда не работали. Есть куда ещё расти, в общем.

— Помогают ли вам местные власти в организации?

— Да, конечно, они оказывают нам поддержку, хорошо к нам относятся. Для властей наш фестиваль — это, прежде всего, хорошая реклама города. Конечно, в любой властной структуре много бюрократии — вопросы очень долго решаются и обсуждаются. Бывают истории, когда мы им предлагаем что-нибудь, а они сначала соберут встречу, посвящённую будущей встрече, а на этой будущей встрече они придут к выводу, что неплохо бы ещё собраться по этому вопросу. Но так везде во власти, мне кажется.

— После полутора дней, проведённых в Калининграде, увидели ли вы у нас что-то особенное, что могло бы стать символом, скажем, здешнего шоукейс-фестиваля и послужило бы толчком для туристической привлекательности?

— Мне сложно говорить, так как я не посетил здесь ни одного музыкального мероприятия, не видел площадок для их проведения. Но у вас, несомненно, есть географическая привлекательность. Российская музыкальная промышленность начинает потихоньку открываться Европе и миру, становится понятно, как она работает, да и Европа с Англией всё больше смотрят на вашу страну с интересом. Калининград — это ворота в Россию. И из России в Европу, что немаловажно. Мне кажется, может получиться неплохой культурный обмен. Фишка Брайтона — в том, что там есть много площадок для музыкальных событий, а у вас их явно не хватает, надо будет строить. Но всё возможно.
Андреа Гёцке, Германия
Продюсер, организатор и куратор музыкальных мероприятий. В числе проектов, над которыми она работает, — фестиваль «Torstraßen» и конференция «Berlin Music Week». Андреа также является соучредителем компании, являющейся платформой для развития музыкального бизнеса, новых музыкальных стратегий и течений


— Ежегодная музыкальная конференция «Berlin Music Week» в этом году пройдёт уже в четвёртый раз. Как и для чего она создавалась?

— Изначально это была инициатива городских властей с целью продвинуть Берлин, помочь немецкой музыкальной индустрии, а также привлечь туристов. Под вывеской «Berlin Music Week» мы объединили различные музыкальные мероприятия, проходившие в городе по отдельности, в одно большое. Я думаю, фестиваль достиг поставленных целей, он становится лучше и больше с каждым годом. Поначалу нас вообще не очень тепло воспринимали, из-за репутации навязанного властями мероприятия — сверху вниз. Но сейчас эта «слава» от нас уходит.

— Какая музыка представлена на конференции? Есть определённый отбор по музыкальным направлениям? Или площадка, наоборот, открыта для всего нового?

— Мы стараемся представить широкий спектр артистов. «Berlin Music Week» состоит из двух частей. Первая — это шоукейс-фестиваль «First We Take Berlin» c молодыми и неизвестными артистами — на нём собираются представители музыкального бизнеса и широкой аудитории — они ходят по клубам Берлина и открывают для себя новую музыку. Обычно «First We Take Berlin» проходит в четверг и пятницу (4 и 5 сентября в 2014 году — прим. ред.). А затем, в субботу и воскресенье (6 и 7 сентября в 2014 году — прим. ред.), в помещении старого берлинского аэропорта проводится «Berlin Festival». Это уже большие сцены, хорошо знакомыми публике хедлайнеры, 48 часов музыки нон-стоп. В общей сложности мероприятия длятся 4 дня. Будьте готовы.

— За неделю до «Berlin Music Week» в немецкой столице проходит ещё один шоукейс-фестиваль — «Torstraßen», в организации которого вы тоже принимаете участие. По какому принципу устроен он?

— Берлин — настолько интересный город, что многие музыканты переезжают туда пожить — на год-два, работают здесь. И именно такие люди — и в качестве участников, и в качестве публики — задействованы на «Torstraßen». Если вы хотите увидеть музыкантов со всего мира, молодых и пока еще неизвестных, то этот праздник для вас. Это однодневное мероприятие, билет на которое обойдётся вам всего в 15 евро, с новыми артистами. Хотя вы можете и знать кого-то из них — некоторые известные музыканты выступают у нас со своими неосновными проектами.


— А помогают ли вам власти в проведении «Torstraßen»?

— Конечно. «Torstraßen» — это совсем не про бизнес. Мы не можем себе позволить продавать билеты по высокой цене — зрителям почти весь лайнап незнаком, и если бы мы их продавали по 100 евро, то кому нужен был бы такой шоукейс-фестиваль. 15 евро — вот их цена. Этих денег хватает, чтобы выплатить гонорар артистам, но сами мы на этом не зарабатываем. Так что нам просто необходима господдержка. Делая «Torstraßen», мы можем и хотим сэкономить на каких-то вещах — не в ущерб хорошей организации, конечно. Например, на безвозмездной аренде помещений: фестиваль начинается в полдень, когда большинство баров ещё закрыты. С нами у них выходит дополнительный заработок, а мы экономим на аренде. Вообще, многое на шоукейс-фестивалях делается в сотрудничестве, и это особенно важно.

— Вы два дня уже в Калининграде. Удалось ли заметить какие-то уникальные черты нашего города и области, которые могли бы быть интересны туристам, в том числе и фестивальным туристам?

— У вас в городе много парков — это первое, что бросается в глаза…

— Их становится всё меньше и меньше, если честно.

— А я даже несколько насчитала. Если делать здесь летний фестиваль, то проблем с местом проведения у него точно не будет. Это уникально для города: не всё залито бетоном, можно на лужайке где-то посидеть. И, конечно, мне хорошо запомнилось огромное здание в центре города — вы называете его Дом Советов. Когда нам на экскурсии его показали и сообщили, что оно пустое, я подумала: «классно, там можно сделать всё, что угодно: выставки, перфомансы» — у меня несколько идей сразу родилось. Вам надо его использовать.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]