Руководитель хора им. Пятницкого: в большом коллективе возможно только диктаторство

Александра Пермякова.
Александра Пермякова.
Народная артистка России, лауреат премии Правительства РФ, профессор, художественный руководитель (директор) Государственного Академического Русского народного хора имени Пятницкого Александра Пермякова рассказала «Афише Нового Калининграда.Ru», почему в подведомственном ей коллективе никогда не будет электроники, как девушки худеют ради поступления в хор и почему важна жесткая дисциплина.

— Александра Андреевна, хору имени Пятницкого уже больше ста лет. Насколько сложно в современных условиях руководить таким легендарным коллективом с такими мощными традициями?

— Да, 101 год истории. И все эти годы хор живет одной целью — наиболее полно сценически представить русскую народную песню, танец, музыку. С учетом того, что мы живем в XXI веке, с учетом всех тенденций развития эстрады и использования современных технологий (звук, свет и так далее) очень важно сейчас найти ту тонкую грань, на которой возможно было бы сохранить подлинность народной песни. Что бы мы ни говорили, русская народная песня, танец и музыка — это один из жанров эстрадного искусства. Во всех учебниках по истории эстрады хор имени Пятницкого и другие известные народные коллективы представлены как жанр эстрады, и это правильно. Мы не отметаем никаких новаций: что подходит, берем на вооружение, что неприемлемо — отметаем. При этом мы не имеем права перечеркнуть 100 лет истории хора имени Пятницкого, какова бы она ни была — мы пели и при царе, и при советской власти. Это наша творческая история, которая впитала в себя очень много жанров: это и авторская песня, которую мы представляем как творческий эксперимент, и постановочные танцы, и многое другое. В калининградском концерте звучало попурри на темы песен советских композиторов — это наша внутренняя потребность отдать дань традиции, потому что очень долгое время творческая судьба хора имени Пятницкого была построена на песнях советских композиторов, и каких песнях — Новиков, Пахмутова, Соловьев-Седой, величайшие композиторы-песенники.

— Хор имени Пятницкого — один из тех коллективов, которые являются визитной карточкой нашей страны за пределами России. Какова была гастрольная география вашего коллектива в нынешнем году?

— В Австрии, Вьетнаме, Китае, только что прилетели из Америки. После Калининграда улетаем в Германию, потом — Северный Кавказ и гастроли по Волге, затем улетаем в Финляндию. И так далее, и так далее — очень насыщенный график.

— Несколько слов о выступлении хора на фестивале «Территория мира».

— Выступление на «Территории мира» — это срез основных направлений нашего творческого развития. В программе — 17 произведений. Это подлинная русская народная песня разных областей России — плясовые, игровые, шуточные из двенадцати регионов нашей страны, со своими характерными особенностями в звуке, в диалекте, в движениях, а также популярные русские народные песни и авторские песни. В программе нет ни одного постановочного танца: из танцев будут саратовская карачанка и касимовская пляска. Слава Богу, сохранилось достаточное количество материала, который можно расшифровать, и донести до зрителя эти танцы практически в подлинном виде. Безусловно, мы редактируем, потому что все морально устаревает — и музыка, и танец. Конечно, все проходит через наши руки, все доводим до ума, но это подлинные произведения, я ручаюсь. Мы ушли от академической формы сценической жизни русского народного хора и вернулись к формату народного гуляния, народного музыкального действа, как это было в деревнях.

04.jpg— Каков возраст артистов в хоре имени Пятницкого? Есть ли возрастной ценз при приеме?

— Одной из тех, кого вы видели на сцене сегодня — 16 лет. Для меня — чем меньше, тем лучше. У нас нет четкой градации на плясунов — не смею их назвать артистами балета, ну какой в хоре имени Пятницкого может быть балет, мы не Большой театр — артистов хора и музыкальную группу — тоже их не могу назвать оркестром. У нас все грани стерты: артисты хора поют, танцуют, играют, артисты-плясуны играют, танцуют, поют, артисты оркестра иногда выходят на сольные куски в плясках и, когда надо, поют. В серьезных акапелльных произведениях зачинщиком обычно выступает хор — понятно, они профессиональные музыканты, с пяти лет поют и играют на каких-либо инструментах и обладают чистейшей интонацией. Они как фундамент — держат тональность. Кстати, среди артистов, которые приехали в Калининград, 47 лауреатов и дипломантов международных, всероссийских и региональных конкурсов молодых исполнителей.

— Сколько всего человек в хоре?

— Девяносто два.

— Они очень четко и синхронно действуют, хотя, казалось бы, почти сотне человек должно быть тесновато на сцене…

— Так все выстроено. Мое кредо: на сцене не должно быть ничего лишнего, идеальная чистота. Видели, какие поклоны у нас? Они в анналы уже вошли, говорят: «кланяетесь, как хор имени Пятницкого». Это сценическая культура. Жаль, что сейчас в больших коллективах ей уделяется мало внимания, а ведь на этом все строится.

— Вероятно, дисциплина в коллективе играет не последнюю роль в достижении такой слаженности…

— Современных творческих молодых людей подчинить нелегко. Это современное молодое поколение. Вообще-то они все крестьяне — из российских деревень, поселков, маленьких городков. И я сейчас хочу вернуться к изначальному названию хора — Крестьянский хор имени Митрофана Пятницкого. Да, с молодыми нелегко, их можно увлечь только собой — своей личной самодисциплиной, своим примером. Все постановки делаю я, все тренеры играющие — хормейстер, дирижер. Балетмейстеров у нас нет, поскольку мы не ансамбль танца и берем танцы уже в расшифровке. Я, например, даю задание: вот вам неделя, покопайтесь, принимаю любые идеи, даже самые бредовые. Они рвутся в бой, и меня это очень радует. Что-то придумают, я говорю: молодцы — а давайте сделаем по-другому. И все делаем так, как я себе это представляю, и они понимают, что это лучше. Вот что для них авторитет. Я творческий диктатор, и этого не отрицаю. В большом коллективе возможно только диктаторство, иначе все расползется, как гнилая бумага.

— Увольнения часто бывают?

— Редко, но вчера, например, троих уволила. Мы государственный коллектив, бюджетная организация, существуем на деньги налогоплательщиков. Один из законов, по которым мы живем — это правила внутреннего трудового распорядка. Участники хора имеют право преподавать, руководить маленькими коллективчиками — это педагогическая деятельность, которую я очень поощряю: пусть набираются опыта. Но категорически запрещена творческая деятельность на стороне под маркой хора имени Пятницкого без разрешения художественного руководителя. Я должна понимать, что они делают, чтобы стыдно не было. А эти недавно уволенные создали на стороне коллектив, выступили несколько раз — я сразу об этом узнала, и все… Но вообще, как правило, они послушные.

05.jpg— Насколько большой конкурс сейчас у вас, и по какому принципу идет отбор участников коллектива?

— На сегодня — 16 человек на место. Первый принцип отбора для девушек — это костюм 44-го размера. Когда девушка приходит в хор просматриваться, мы начинаем с примерки. Если в костюм влезла — начинаем гримировать. Девушки в хоре имени Пятницкого должны быть очень красивыми — так и есть. Одеваем платочек — заметьте, у нас нет никаких кокошников — смотрим: если визуально к нам вписывается, только тогда начинаем слушать. Пусть даже она ничего не умеет, и нет образования, если я чувствую, что есть за что зацепиться, даем испытательный срок — три месяца. А иногда споет два куплета, пару тактов спляшет — и сразу понятно: наш человек.

— А если при этом размер не сорок четвертый?

— Будьте добры, похудейте, пожалуйста, на десять килограмм, и тогда приходите. И таких девчонок очень много, и они отчаянно худеют.

— Ведется ли хором имени Пятницкого какая-либо изыскательская работа в фольклористике? Откуда материал, с которым вы работаете?

— Лично я редко этим занимаюсь, поскольку нет на это времени. Но, к великому счастью, высшими и средними музыкальными учебными заведениями России накоплено такое огромное количество материала, что его петь — не перепеть, наверное, тысячу лет. Весь материал оцифрован. Мне нужна какая-то песня — я беру с собой в отпуск несколько дисков — двести песен, и прослушиваю их по несколько раз. Из двухсот остается пятьдесят, потом двадцать, потом пять, и наконец, одна, нужная. Выбор я делаю, исходя из эмоций. И, наверное, правильно. Российская ментальность основана на эмоциях.

Сегодня у нас открытая площадка, на которой, к сожалению, не прозвучат акапелльные песни, которые могут создать наиболее полное впечатление о тонкости, ювелирности певческой культуры хора имени Пятницкого. Улица диктует свои условия. Когда хор имени Пятницкого поет какие-то трагические акапелльные песни, особенно военной тематики, зрители в зале начинают плакать. Песня должна цеплять…

Я прихожу на ежедневную сводную репетицию — на меня смотрят девяносто пар глаз. И они ждут от меня чего-то. Я не могу сказать, сколько точно мы сегодня будем репетировать — как пойдет. Я не массовик-затейник, я, прежде всего, должна создать качественную концертную программу. Хотим мы того или не хотим, но мы дивертисментный коллектив, который должен представить концертный номер. Мы не имеем права даже называть песню песней — это концертный номер со своим внутренним развитием. И танец, и музыка-то же самое.

— Как вы относитесь к осовремениванию фольклора? Возможны ли для хора имени Пятницкого такие эксперименты?

— Это совершенно другой жанр. Русский народный хор, фольклорный ансамбль, ансамбль песни и пляски — это разные жанры. На сцене имеет право быть все, что талантливо. Если это здорово сделано, почему нет? У каждого коллектива — свой творческий путь. Сейчас нет никаких запретов, никакой цензуры, никаких худсоветов. Художественному руководителю дается полная свобода в выборе творческого пути коллектива. При Пятницком, до его смерти, в нашем хоре не было ни оркестровой группы, ни плясунов, все делали артисты-певцы — и играли, и плясали, и пели. Я вернулась к этому в 1989 году. И пока я руковожу хором имени Пятницкого, здесь не будет никакой электроники. У нас супер-профессиональные музыканты, которые, простите, из простой деревяшки такой звук вытаскивают, что все дивятся — на владимирских рожках попробуй-ка сыграй!

Текст — Евгения Романова, фото — cultfest.net

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]