«Может, и я там бегу»: в Калининграде открыли панораму штурма Кёнигсберга

Все новости по теме: Память

В Калининградском историко-художественном музее открылась трёхмерная панорама «Кёнигсберг-45. Последний штурм». Изготовленная мастерами питерской команды «Невский баталист» при поддержке музея и правительства области, экспозиция показывает решающий момент боевых действий в центре Кёнигсберга в апреле 1945 года. На открытии панорамы вместе с участниками штурма побывали корреспонденты «Нового Калининграда.Ru».

Представить себе масштаб и впечатление от панорамы, не попав внутрь «зала в зале» — одно из помещений музея на втором этаже было почти полностью перестроено, — невозможно. Тем более, что в экспозиции историко-художественного музея одна подобная панорама уже была, и вызывала она довольно печальные чувства. За стеклом стоял деревянный макет танка, у якобы подножия лестницы кёнигсбергской биржи на берегу Прегеля лежал труп фашиста, остальное было нарисовано на стене.

Новая панорама, изготовленная мастерами группы исторической реконструкции «Невский баталист» — нечто совершенно иное. Хоть и построена прямо напротив старой панорамы. Но теперь посетители смотрят не на экспозицию — они оказываются внутри, отчего создаётся сильный эффект присутствия. Добавляют реалистичности предоставленные музеем экспонаты, настоящие уличные таблички, а также возможность потрогать часть панорамы руками. Всё сделано с умом: наиболее ценные объекты расположены так, что дотянуться до них нельзя. А обломки кирпичей, испещренные пулями стены и брусчатка — пожалуйста, трогай сколько хочешь.

Экспозиция — это два зала, осматривать их можно в любой последовательности. Один представляет собой макет подвала дома, судя по всему — где-то на Кнайпхофе. Полуобрушившийся потолок, всякая рухлядь, фашистский орёл в углу и ящики с чем-то, похожим на янтарь — лёгкая аллюзия на тему пропавшей при штурме Янтарной комнаты. Через дыру в стене целится в атакующих бойцов Красной армии из пулемёта немец, другой подаёт патроны, а в глубине подвала, рядом с пробитыми бочками из-под рейнского вина, осознаёт неизбежный конец старик-боец фольксштурма.


_NEV1043.jpg_NEV1047.jpg_NEV1050.jpg_NEV1051.jpg_NEV1054.jpg_NEV1057.jpg_NEV1061.jpg_NEV1063.jpg_NEV1064.jpg_NEV1065.jpg_NEV1071.jpg_NEV1074.jpg_NEV1075.jpg_NEV1077.jpg_NEV1078.jpg_NEV1084.jpg_NEV1086.jpg_NEV1090.jpg

Второй зал — улица Кёнигсберга. Фахверковый дом, какие-то руины, брошенный фашистами шестиствольный миномёт, трупы немцев и только что форсировавшие Прегель красноармейцы. Один из них (в эту работу явно была вложена масса сил и времени) — седой, почти старик, в видавшей виды телогрейке с отмеченным красной тканью местом ранения. Именно так, по словам руководителя «Невского баталиста» Дмитрия Поштаренко, поступали опытные бойцы в реальности семь десятков лет назад. «Очень непросто создать ощущение, что солдат проходил в одной и той же гимнастёрке три года», — говорит Поштаренко.

В центре зала реальный герой: младший сержант Антон Саламаха готовится бросить во вражескую амбразуру гранату. 25-летний Саламаха во время штурма забросал укрепление фашистов гранатами, ворвался в здание, уничтожил несколько солдат и ещё дюжину взял в плен. Он стал одним из 216 красноармейцев, получивших за штурм Кёнигсберга звание Героя Советского Союза.

Среди почётных гостей церемонии открытия панорамы — тот, кто штурмовал город-крепость вместе с Антоном Саламахой, разведчик-артиллерист Иван Тихонов. Сегодня ему 92 года, однако держится он вполне бодро и рассказывает о событиях апреля 1945 года так, будто они были совсем недавно. «До Прегеля передвигались на танках, а затем нашли лестницы, сколотили досками, закрыли пробоины на мосту и перебежали на другой берег, — вспоминает он. — Вечером 9 апреля страна салютовала в честь взятия Кёнигсберга таким же залпом, которым позднее отмечали взятие Берлина. За 4 дня мы сокрушили такую неприступную крепость!»

Немцы, несмотря на масштабные разрушения в ходе бомбардировок британской авиацией, рассчитывали продержаться многим дольше. В зале панорамы, показывающем полуразрушенный подвал, на стене надпись: «Слабая русская крепость Севастополь держалась 250 дней, а Кёнигсберг не будет сдан никогда». Героизм советских солдат оказался неожиданным даже для терпевших к тому моменту поражение за поражением гитлеровских войск.

«Может, и я там бегу», — усмехается Иван Тихонов, когда юнармецы и врио губернатора Антон Алиханов подводят его к панораме форсирования Прегеля. Алиханов проходит вместе с ветераном под камеры телеканалов даже не один, а два круга по панораме и выходит под написанным белой краской на кирпичной стене по-немецки отчаянным лозунгом «Победа или Сибирь?» Мероприятие приобретает политический контекст в свете грядущих выборов.


_NEV1149.jpg_NEV1155.jpg_NEV1181.jpg_NEV1207.jpg_NEV1224.jpg_NEV1225.jpg_NEV1094.jpg_NEV1101.jpg_NEV1102.jpg_NEV1103.jpg_NEV1108.jpg_NEV1135.jpg

По словам врио губернатора, создателям панорамы удалось добиться «стопроцентной реалистичности», в том числе благодаря возможности потрогать экспозицию руками, которая предоставлена посетителям. Алиханов настаивает: школьникам региона необходимо предоставить возможность бесплатно осматривать творение «Невского баталиста», и в ближайшее время минобр займётся организацией экскурсий совместно со школами.

Не обходится временный губернатор и без шпильки в адрес сопредельных государств, с которыми у Российской Федерации сейчас происходит затяжной конфликт, связанный в том числе с темой Великой Отечественной (для нас) и Второй Мировой (для них)  войны. «Соседние страны, для которых мы завоевали право жить, пытаются об этом подвиге забыть. В эти дни, когда память у некоторых мутнеет, наша задача — напомнить о подвиге», — говорит Антон Алиханов.

Журналисты, депутаты, юнармейцы разбредаются по залу — оценивают, трогают, впечатлённо качают головами. Через окно на лестнице видно, как любитель истории родного края, глава горсовета Калининграда Андрей Кропоткин осматривает другую трёхмерную панораму — раскопки фундаментов уничтоженных зданий Кёнигсберга на месте будущей стройки очередного жилого комплекса на берегу Нижнего озера. 

Искорёженные тротуарные плиты и перекошенная брусчатка на площадке перед зданием историко-художественного музея дополняют и без того сильный эффект присутствия в зоне боевых действий. Панорама открыта для посещения с 10 до 18 часов каждый день, кроме понедельника. 

Текст — Алексей Милованов, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]