Аркадий Фельдман: не собираюсь ждать, пока меня вперед ногами вынесут

Аркадий Фельдман
Аркадий Фельдман

На прошлой неделе стало известно, что министерство культуры Калининградской области не продлило контракт с директором областного учреждения «Кафедральный собор» Игорем Одинцовым, а исполняющим обязанности главы учреждения назначен руководитель областного симфонического оркестра Аркадий Фельдман. Денис Туголуков встретился с Заслуженным деятелем искусств России и поговорил о ситуации вокруг его назначения, планах по расширению используемого потенциала собора и возможном соперничестве с другими учреждениями культуры.

— Аркадий Айзикович, насколько ситуация с вашим назначением на пост и.о. директора Кафедрального собора стала неожиданной? Или же, наоборот, она была ожидаемой?

— Во-первых, я должен сказать, что Игорь Александрович [Одинцов] — у него контракт последние несколько лет ежегодно продлевался. И каждый раз, в общем-то, были какие-то опасения, может быть, с возрастом или определенными чертами характера связанные. И я всегда был в числе тех, кто его поддерживал — высказывал свое мнение, что человек должен работать столько, сколько он может. В общем-то, оно и сейчас такое…

Я слышал, что есть такое намерение — не продлевать контракт. Но Игорь Александрович все же надеялся, что такого не произойдет, поскольку он такая фигура, что не могут его тронуть, независимо от возраста и ни от каких других [факторов]. Он много чего даже планировал наперед, и целый ряд того, что он спланировал, я постараюсь выполнить, потому что уже есть договоренности с музыкантами и так далее.

Другой вопрос, что зал фактически использовался значительно меньше своего назначения — он скорее уже был как камерный. Ну органные концерты там были, и выступали отдельно пианист и маленький ансамбль. То есть масштаб зала не использовался фактически. И вот сейчас, когда это произошло… Перед этим со мной говорили — я придерживался своего мнения, хотя и высказывал определенные критические соображения. Но я не предполагал, что такой шаг будет [предпринят], и что именно на мне сойдутся.

Я в этом совершенно никакого участия не принимал — мне позвонили, говорят: он (Одинцов — прим. «Нового Калининграда.Ru») встретил знакомых и сказал, что с ним не продлевают контракт. После этого мне был звонок из правительства, из самых высоких инстанций, где предложили возглавить [учреждение]. Я задал встречный вопрос: если откажусь, вы вернете [Одинцова]? — я тогда стопроцентно отказываюсь — мне было отвечено, что возврата нет, просто будет поиск другого человека. Тогда я принял решение, что я пойду. Потому что все-таки за моей спиной оркестр, которому 27 лет, и этот оркестр никогда не имел ни своего здания, ни своего зала фактически. То, что мы здесь получили 10 лет назад из 27-ми, не является концертным залом такого значения, какое [имеет] симфонический оркестр. То есть его даже на сцене не разместить.

— Как вы считаете, кто непосредственно принимал решение насчет выдвижения вашей кандидатуры?

— Я не знаю, вероятно, министерство культуры согласовывало с губернатором и его командой. Но там же были и какие-то другие кандидатуры — я не знаю. Было, как кто-то мне сказал, чуть ли не семь человек. И в результате консультаций сошлись на мне. Не потому что я такой выдающийся, а, вероятно, в связи с определенным моим авторитетом в городе, и эта история может более мягко пройти. Хотя, конечно, я становлюсь в этом смысле мишенью.

Аркадий Фельдман. Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

— После ухода Игоря Александровича губернатор области уже успел сказать, что потенциал зала, потенциал собора использовался не на сто процентов…

— К сожалению, да. Это абсолютно однозначно. То, что сделано — это как платформа, но надо же это использовать. Нельзя на этом сидеть и «не пущать».

— Как вы считаете, чего от вас ожидают власти?

— Те, кто верит в меня, ожидают, что я (не лично, а с помощью специалистов) разберусь [со зданием]. Что касается художественной части — у меня достаточно потенциала, чтобы наполнить этот зал максимально интересными событиями. У меня на этот счет есть и связи, и возможности. Понимаете, когда в этом комплексе будет два гиганта — органный комплекс и симфонический оркестр, возможности сразу же увеличатся во много раз. И поэтому я уже должен на предстоящем Совете по культуре при губернаторе изложить перспективы, направления нашего развития.

— То есть некая концепция развития у вас уже имеется?

— Что касается музыкальной части, она практически выработана (главные направления). Это, безусловно, концертная деятельность, связанная с органным комплексом, симфоническим оркестром, их соединение. Дальше — контатно-ораториальный жанр, который в России очень мало исполняется… У нас есть Музыкальный театр — там есть оперы, оперетты, молодежные спектакли. Но что такое оперный жанр? Это можно один спектакль поставить в сезон! А здесь в концертном варианте можно знакомить нашу публику с шедеврами оперы, мюзикла, оперетты гораздо шире. Кроме того, могут быть [представлены] всевозможные камерные ансамбли. Этот зал не должен быть закрыт и для других коллективов: для оркестра русских народных инструментов, для концертного духового оркестра. И даже классический джаз там тоже может быть представлен. Понятно, что какие-то вещи в этом здании недопустимы: скажем, рок, — это возможно в спорткомплексах, стадионах. То есть здесь должен быть отбор.

Кроме того, там в алтарной части сейчас заканчиваются реставрационные [работы] — и он тоже может быть использован как малый камерный элитный зальчик. Для чего? Существует очень много старинной музыки, в том числе с использованием аутентичных инструментов. И этот зальчик может использоваться для подготовленной публики. Кроме того, много современной, очень экспериментальной музыки есть, которая тоже не для широкого слушателя, а для публики, которая имеет к этому интерес — данный камерный зал может для этого использоваться. Как видите, концертный комплекс может быть развернут довольно широко.

— Не кажется ли вам, что, если так широко развернуть концертный комплекс, вы станете в какой-то степени соперничать с Калининградской областной филармонией?

— Нет, мы можем только дополнять друг друга. Понимаете, в чем дело: объем зала филармонии — там же невозможно симфонический оркестр нормально [уместить]. Там есть камерный оркестр, есть также и орган — для города два таких зала никак не много. Но там же не второй симфонический оркестр и не такой объем зала! <…> Я уже не говорю о том, что в Кафедральном соборе и музей есть, и научная библиотека (Валленродтская). Это здание должно быть действительным центром культуры. Если учесть, что наш регион представляет Россию в середине Европы, то значимость этого всего немалая…

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

— Игорь Александрович уже успел в своих заявлениях, так сказать, «проехаться» по вашей кандидатуре, назвав вас «музыкантом, который ни фига не понимает». Вас подобные заявления задевают?

— Нет. Я же очень хорошо знаю Игоря Александровича. К сожалению, он плохо меня знает. Да, [предположим], я ничего не понимаю, но есть же специалисты! Более того, я сейчас уже намерен делать профессиональную экспертизу того, что там надо делать, какие недостатки, проблемы. Ведь одно дело — восстановить здание, но его нужно и сохранять! Видите, здесь у меня (беседа проходила в здании симфонического оркестра на ул. Бакинской — прим «Нового Калининграда.Ru») всё сделано нашими руками и моими мозгами. Я-то не строитель, но, когда мы сюда пришли, было сто процентов износа здания. Я вам покажу фотографии: вы не поверите, что мы это всё сделали! У нас не было денег, но мы сделали. Здесь, в этом зале, стояли тазы, в которые лилась вода, потолка не было. Окна были здоровые — здесь дискотеки проходили — я когда вскрыл, на решетках презервативы висели, шприцы валялись. Посмотрите фотографии — вам станет понятно, я немножко разбираюсь в этом или нет. Но это, понятно, нельзя сравнивать.

— То есть вы не боитесь на длинной дистанции проиграть как хозяйственник?

 — А я не собираюсь вообще играть в эту игру. Я собираюсь делать дело, и пусть время рассудит, правильный был выбор или нет. К тому же я не собираюсь там [быть до тех пор], чтоб меня вперед ногами выносили. Я же реально смотрю на вещи. Если у меня все наладится, буду работать столько, сколько это будет давать нормальные плоды, или пока там не посчитают, что меня надо сменить — никаких проблем в этом отношении.

— Возвращаясь к изначальной теме, насколько вам кажется справедливым то, что власти настолько сильно влияют на ситуацию в культурной сфере?

— Видите ли, если говорить честно, то в данном случае они на культуру повлияли только положительно. Хотя я, как человек со своими принципами, во многом с ними не согласен. Но я понимаю, где могу идти на компромисс, а где нет. И надо понимать на этих весах, ради чего ты идешь на компромисс.

— А здание на ул. Бакинской по-прежнему останется в распоряжении оркестра?

— Да, конечно. Сейчас понимаете, в какую я попал ситуацию: нас (оркестр — прим. «Нового Калининграда.Ru») переводят в область. Цуканов все же пошел на такой шаг, тем самым поднимая нашу значимость. А перевод этот происходит вместе с нашим помещением — город отдает его, зная, как мы его сделали (ведь в свое время РПЦ хотела его забрать).

— Не боитесь ли вы повторения конфликтной ситуации вокруг него?

— Ну что бояться: если возникнет проблема, будем её решать. Дело вот в чем: зал в Кафедральном соборе не может служить базой — там зал и больше ничего нет. А симфоническому оркестру нужна инфраструктура. Библиотека огромная у нас — это целое помещение. Дальше инструментарий, репетиторий — там их нет. Поэтому это [помещение] — база симфоничекского оркестра. <…> Может быть, и будут запросы на это здание, но тогда надо будет решать: нам как автономному учреждению по правилам должны предоставить альтернативу либо просто нас упразднить.

Текст — Денис ТУГОЛУКОВ, фото — Виталий НЕВАР 

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]