Директор национального парка «Куршская коса»: перенос КПП пока не планируется

Анатолий Калина. Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»
Анатолий Калина. Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»
Все новости по теме: Куршская коса

В начале июня руководство национального парка «Куршская коса» заявило о планах по переносу своего контрольно-пропускного пункта на 2,7 километров в сторону Зеленоградска, что вызвало резкое неприятие со стороны властей курортного города. В разгар конфликта на «Куршской косе» неожиданно дали задний ход, реализовав свои намерения лишь частично. Денис Туголуков встретился с директором национального парка Анатолием Калиной и поговорил с ним о том, в каком случае перенос КПП все-таки может быть реализован, зачем на проблемном участке нужны инспекторы «Куршской косы», и для каких целей на границе нацпарка с Зеленоградском возводится двухметровый забор.

 — Анатолий Анатольевич, около двух недель назад вы выступили с инициативой о переносе КПП национального парка ближе к Зеленоградску. Правда, затем администрация нацпарка дала задний ход и объяснила, что это было всего лишь намерение. Чем обусловлена необходимость данной инициативы и почему она пока остается нереализованной?

 — Перенос кордона или КПП, как вы его называете, планировался еще восемь лет назад, при предыдущем директоре. То есть работа, которую мы сейчас начали выполнять, была спланирована уже давно. По сравнению с предыдущими годами увеличилась нагрузка на весь национальный парк, и особенно на прикорневую часть Куршской косы, где произрастают краснокнижные растения, находятся остатки сооружений Балтберегозащиты, подлежащих реконструкции, где нет пляжной зоны, и осуществляется просто хаотичное движение. С этого участка косы, к примеру, мы вывозим столько же мусора, сколько со всего национального парка. Туристы попросту сбрасывают мусор в лес, и каждое утро мы выезжаем, собираем его и вывозим.

 — Так все-таки будет осуществлен перенос КПП или нет?

 — С учетом того, что на первых трех километрах косы Зеленоградским районом на данный момент установлены дорожные знаки, запрещающие остановку и предупреждающие о работе эвакуатора, пока КПП открываться не будет. Там будут находиться инспектора, которые будут следить за поддержанием порядка на первых трех километрах: все, кто будет разжигать костры, ставить палатки на этом участке, будут привлекаться к административной ответственности.

 — Нельзя ли было вместо этого сделать на проблемном участке цивилизованную парковку, обустроить дорожки к морю для отдыхающих?

 — Прикорневая часть Куршской косы — это торфяники. Там видно, как дорога «плавает» из-за максимальной нагрузки на этот участок. Мы не рассматриваем дорожное полотно — им будет заниматься правительство Калининградской области. Когда будет обсуждаться проект новой дороги, мы с удовольствием примем в обсуждении участие, и если строительство парковочных съездов будет возможно, мы будем только за. Но еще раз повторюсь: прикорневая часть косы — это не про пляжный отдых; там находятся сооружения Балтберегозащиты — бетон, металл, колеса, вблизи которых опасно и купаться, и загорать.

И я хочу сказать, что национальный парк не ассоциирует себя с пляжным отдыхом. Он — для туристов, которые приезжают погулять по нашим маршрутам. Все люди, которые посещают Куршскую косу с целью пляжного отдыха, делают это на свое усмотрение. У нас нет оборудованных пляжей со спасателями и промерами глубин. Когда (и если Зеленоградск захочет) такие пляжи появятся в пределах поселков, мы будем не против.

Кстати, несколько недель назад мы направили в Зеленоградск письмо о формировании рабочей группы из сотрудников национального парка и Зеленоградского района с целью развития всех поселков Куршской косы. Потому что наша зона ответственности — это лесфонд, а зона ответственности Зеленоградского района — территории поселков.

01.jpg

 — В ответ на вашу инициативу о переносе кордона от властей Зеленоградска последовали сообщения о разнообразных проверках на Куршской косе. Насколько эти проверки вообще правомерны, и кто должен устранять нарушения?

 — Насчет проверок могу сказать: добро пожаловать, мы всегда для всех открыты. Если, как они считают, у них есть регламент, как оштрафовать национальный парк, мы всегда рады его увидеть и встретиться по данному поводу в суде. У нас прения с районом идут уже давно, на протяжении шести лет, и суд всегда показывает, кто прав, а кто виноват.

 — Почему не получается выстроить партнерских отношений?

 — Согласно федеральному закону № 33 вся экономическая деятельность на территории национального парка должна согласовываться между Министерством природных ресурсов России и национальным парком. Данные письма были направлены еще три года назад в правительство области, в Зеленоградский район, в совет депутатов и так далее. Но, я так понимаю, они не были восприняты должным образом. Письмом о создании рабочей группы по развитию поселков, которое мы направили в Зеленоградский район, с нашей стороны был сделан шаг навстречу. Мы не хотим ни с кем спорить, нам не нужны никакие «военные» действия — все, что было, давно прошло. Для того, чтобы мы перешли в нормальную стадию развития поселков и всей инфраструктуры в национальном парке, нужно взаимодействие.

 — Раз уж речь зашла об инфраструктуре, позволю себе в очередной раз задать вам вопрос о ситуации с велодорожкой.

 — Сейчас согласно госзаданию мы делаем минполосу шириной три метра (минерализированная полоса — противопожарная полоса обнаженного грунта, прим «Афиши Нового Калининграда. Ru»), которая проходит в 15 метрах от дороги. В этой минполосе мы планируем прокладку электрокабеля от Лесного до пограничного пункта и надеемся договориться с «Янтарьэнерго» о том, чтобы поверхность над кабелем была определенного состава, который будет подходить для велодорожки. На литовской стороне — я выезжал и осматривал новые технологии велодорожки — никакого асфальта нет, а вместо него — утрамбованный мелкий щебень. Это может сработать и у нас и потребует меньших затрат. Саму велодорожку мы должны будем согласовывать с ЮНЕСКО. Сейчас подготовлено письмо, которое будет направлено сначала в Минприроды России, а уже оттуда — в ЮНЕСКО.

02.jpg

 — Одна из острых проблем в разгар летнего сезона — очередь перед КПП из въезжающих на Куршскую косу автомобилей. Иногда она растягивается на километры, и хвост её находится в Зеленоградске. В том числе поэтому, как я понимаю, власти муниципалитета выступили резко против переноса кордона, опасаясь, что подобная очередь попросту парализует движение в городе. Планируется ли как-то решать данную проблему?

 — Очереди на Куршскую косу были всегда. Ровно также они возникают и в Янтарном, и в Балтийске — везде, где есть участок побережья, к которому можно подъехать. Этим летом уже бывали солнечные дни, и какого-то коллапса не произошло. Из практики могу сказать: в течение последних двух лет, после того, как мы расширили линию, на въезд в парк в пиковые моменты тратится порядка 25 минут, а не полтора часа, как раньше. Я сам в Лесном проживаю и знаю, что когда выезжаешь за продуктами, не очень хочется стоять потом в пробке. Эта проблема, как мне кажется, решена.

 — Тем не менее, на литовской стороне косы со стороны Клайпеды, экологический сбор, к примеру, собирается с помощью автоматических устройств.

 — Это ни на что не влияет. Пусть любой человек, который утверждает, что там нет пробок, выедет в Литву в солнечный день и посмотрит, насколько растягиваются очереди на паром, на экологический сбор и так далее. Там такие же проблемы, как и у нас, может быть, даже похуже, потому что связаны еще и с паромной переправой.

 — С декабря прошлого года национальный парк ввел плату с каждого посетителя Куршской косы. Нельзя ли было сохранить прежнюю схему оплаты «за машину», пусть даже увеличив её?

 — Национальный парк не придумывает какие-то действия — мы строго соблюдаем федеральный закон. Приняли оплату во всех нацпарках с каждого туриста — значит, мы её вводим. У нас своих «хотелок» нет; приходит бумага, что плата за человека должна быть 150 рублей — с этого момента она составляет 150 рублей. Мы сами ничего не сочиняем, и нашим волевым решением ни один закон не принимается.

 — Я просмотрел сайты порядка десяти нацпарков и на тех из них, где имеется информация о стоимости въезда, фигурируют несколько меньшие суммы.

 — Знаете, все зависит от рекреационной нагрузки. Мы можем сделать и 50 рублей, только что произойдет с национальным парком? Завтра его не будет? Здесь нужно подходить с точки зрения будущего: что мы сохраняем для последующих поколений, — и, во-вторых, понимать, что «Куршская коса» — это один из самых маленьких национальных парков в России с одной из самых высоких рекреационных нагрузок. Наш национальный парк открыт для всех. Если кого-то интересует, как зарабатываются деньги, и куда мы их вкладываем — добро пожаловать!

 — Возвращаясь к оплате за посещение национального парка: почему она взимается даже с велосипедистов?

 — На федеральном уровне принято: плата взимается за человека. Вы идете пешком, едете на велосипеде, скачете на лошади — нужно оплатить, а затем можно проезжать.

03.jpg

 — Давайте тогда вернемся к ситуации с переносом кордона. Допустим, люди перешли за забор по пляжу: что с ними делать, брать с них деньги?

 — По правилам — да. На деле мы не собираемся зверствовать и бежать за каждым, кто купается в плавках на Куршской косе. Основное наше условие для прикорневого участка — не разжигать костры, не ставить палатки и не мусорить. Именно с этим мы там и боремся на протяжении шести лет, а не с отдыхающими, которые там находятся.

 — Если попытаться подытожить: каково ваше видение решения проблемы на этом трехкилометровом участке? Забор, который там сейчас возводится, ведь, совершенно точно не может её решить.

 — Забор делается не с целью ограничения доступа людей, это ограждение от кладбища. Потому что люди уже начали рядом домашних животных хоронить, по сути организовав второе кладбище, а весь мусор выкидывают к нам в национальный парк. И ни одного мусорного бака Зеленоградского района там не стоит — стоят мусорные контейнеры национального парка., которые всегда полные. Возведение забора — по сути, единственный момент, по которому было принято однозначное решение, потому что все наши убеждения и разговоры никакого эффекта не давали. Посмотрим теперь, куда понесут мусор дальше.

 — Получается, что активной мерой ограничения рекреационной нагрузки на этом участке будет только работа инспекторов? Очевидно ведь, что на знаки, запрещающие парковку, у нас многим просто наплевать.

 — Если этот процесс будет продолжаться, значит будет решаться вариант с переносом КПП. После того, как откроется кордон в прикорневой части, никто там уже парковаться не сможет. Но я думаю, что до этого не дойдет — все-таки, как показывает практика, люди у нас меняются, припаркованных машин после установки запрещающих знаков на этом участке практически нет, то есть положительный эффект достигнут.

 — Что делать с теми автомобилями, которые уже въехав на территорию национального парка, останавливаются в неположенных местах?

 — Знаете, если бы я был сотрудником ГИБДД, наверное, что-нибудь придумал бы. Надеемся, что парконы будут у нас работать — это система фотографирования нарушителей. На территории национального парка оборудованы парковки на примерно 900 машиномест, в пределах поселков — еще 600–700. С учетом того, сколько автомобилей к нам въезжает, парковочных мест достаточно.

 — На какие цели направляются средства, собранные с посетителей национального парка? Многие высказывают недовольство, полагая, что инфраструктура «Куршской косы» не улучшается.

 — Люди, которые говорят, что инфраструктура не улучшается, наверное, не приезжают в национальный парк вообще. Если посмотреть, что было шесть лет назад, и что есть сейчас, результат будет заметен невооруженным взглядом. У нас изменяются маршруты, парковочные места, разрабатываются различные проекты. При этом баснословных денег у нас нет, а за всей финансовой деятельностью национального парка, как и любого другого государственного учреждения страны, можно наблюдать в интернете. Средства расходуются на инфраструктуру, на разработку новых маршрутов, на зарплаты, на вывоз мусора, биотуалеты и так далее. Где вообще у нас в области есть бесплатные туалеты сегодня? Наверное, нигде.

Текст — Денис Туголуков, фото — Виталий Невар, Денис Туголуков, «Новый Калининград.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]