В калининградском порту на Правой набережной рядом с
«Открытый борт» на пятидесятиметровом немецком бриге «Руаль Амундсен» с четырёх часов. Об этом написано мелом на доске, выставленной около судна, на русском и английском языках. Желающих посетить корабль в четверг немного, скорее всего,
«Пап, ну когда мы уже пойдём?» — спрашивает мальчик, дёргая за верёвку на входе. «Ещё пятнадцать минут нужно подождать», — отвечает мужчина ребенку, который рвется попасть на корабль с криками «полундра», «поднять паруса», «на абордаж» и всеми остальными фразами из мультфильмов о мореплавателях и пиратах.
«Извините, нашему капитану Улли позвонили из Германии. Он задерживается», — на ломаном русском сообщает туристам мужчина в морской
Часть команды парусника в стороне наблюдает за людьми, которые фотографируют мачты, стеньги и навигационные приборы на мостике. Двое молодых людей раскладывают на столе открытки, штемпели с контуром маршрута «Руаль Амундсена», логотипом организации «Ветер и волны» и фирменным изображением брига. Открытку можно приобрести за символические 30 рублей.
Бриг, названный в честь известного норвежского полярного исследователя, построен в пятидесятых годах в ГДР как сухогруз, затем в конце восьмидесятых перестроен в двухмачтовый парусник с семнадцатью парусами. В таком обновленном виде «Руаль Амундсен» начал ходить в море в девяностые годы. Максимальная скорость, которую развивает бриг, — двенадцать узлов, от Киля до Калининграда учебная группа шла шесть дней. Двигатель на судне стараются не использовать, но иногда, когда долго нет ветра, приходится.
Основной экипаж парусника — двенадцать человек. Еще тридцать учеников набирают по программе обмена в России и Германии. Обучающихся разбивают на три вахты, и каждая группа по шесть часов следит за порядком на бриге и управляет им.
«Когда мы пришли сюда, то ничего не знали — ни какая как веревка называется, ни какие у неё функции. Пришлось учить, потому что, когда дают команду, нужно знать, куда бежать и что делать. Теперь уже не страшно лазать по мачтам в волны и ветер, поднимать паруса. С ними, кстати, тоже не всё так просто, они должны спускаться равномерно, поэтому все должны одновременно отпускать или забирать веревки», — рассказывает Кристина, наш экскурсовод — русскоговорящая девушка из Дрездена, которая ходит на бриге уже не в первый раз. Чтобы передать сообщение машинисту во время движения, нужно говорить в переговорную трубу — металлическую трубку, которая находится рядом со штурвалом на мостике. Там же есть магнитный компас и современные приборы навигации.
После небольшой экскурсии по палубе мы спускаемся во внутренние помещения, перешагивая через высокие пороги, которые защищают от воды во время шторма. На судне устроена небольшая кухня, в которой работают кок Отто и его помощница Анна Лиза. Во время нашей экскурсии повар не отвлекается на туристов и с невозмутимым видом месит руками тесто. Каждую вахту им по шесть часов помогает
«У каждой вахты есть свои дежурства. Один день мы моем палубу, другой — коридоры и все ступеньки или санитарные комнаты. На борту есть одна стиральная машинка и механическая сушка. Одежда плохо сохнет. Вот этот железный люк ведет в хранилище для еды, которая не нуждается в охлаждении», — с энтузиазмом рассказывает наш русскоязычный гид о каждом закутке судна.
Недалеко от кухни расположена навигационная комната, напичканная электронными приборами. В свободное время здесь собираются послушать штурмана. Он рассказывает про созвездия, перемену ветра, облака и маяки. Если спуститься по лестнице напротив отсека управления, попадёшь в
Наверху, в проходе перед каютами, — ящики, в которые складывают вещи. То, что может понадобиться в первую очередь — каски, робы,
Летом бриг «Руаль Амундсен» ходит по Балтике, а в холодное время года — на Канарские острова и к берегам Южной Америки. Стажировки, в зависимости от маршрута, длятся
Текст — Анастасия Светогор, фото — Денис Туголуков, «Новый Калининград.Ru»