От безработицы к господству: история «UB40», хедлайнеров «Калининград Сити Джаз»

Все новости по теме: «Калининград Сити Джаз»
В истории популярной музыки не было более коммерчески успешного ансамбля, выступавшего в жанре «регги», чем «UB40». Бирмингемский коллектив продал 70 миллионов пластинок, наводнил британские чарты в общей сложности пятьюдесятью синглами (больше только у «Queen» и, как ни странно, «Status Quo») и тридцать пять лет сверхуспешно разъезжал по свету, повсеместно собирая аншлаги. 3 августа на сцене Летнего театра Центрального парка культуры и отдыха «UB40» выступят в качестве хедлайнеров трехдневного фестиваля «Калининград Сити Джаз». Накануне приезда группы «Афиша Нового Калининграда.Ru» вспомнила о наиболее значимых трансформациях в ее многолетней истории, а также разобралась, в каком виде коллектив доедет до Калининграда.
1. Безработица

«UB40» в Бирмингеме, 1980 год. Фото — Жанетт Бекман

Сейчас, после всего, что произошло за долгие годы с «UB40», далеко не все припомнят о том, что история самого успешного регги-коллектива начиналась с пособия по безработице, а точнее с формы, заполняемой в Департаменте здравоохранения и социальной защите Соединенного Королевства, к которой были вынуждены обратиться в конце 1970-х бирмингемские музыканты — в общей сложности восемь человек. Островами с 1979 года правила железная леди Маргарет Тетчер, стоявшая во главе самого непопулярного в истории кабинета министров, не считая нынешнего — под управлением Дэвида Кэмерона; страна испытывала рецессию, власть профсоюзов и трудности в области трудоустройства, поэтому «Unemployment Benefit, Form 40» — «Пособие по безработице, сороковая форма» — было одним из наиболее расхожих документов.

Взяв остроумное название, разнородный коллектив, объединивший участников различных локальных саунд-систем(мобильных дискотек на Ямайке, являющихся важной частью музыкальной культуры острова — прим. «Афиши Нового Калининграда.Ru») приступил к интенсивным репетициям, которые заменили выходцам из Англии, Шотландии, Ирландии, Ямайки и Йемена походы на завод. «UB40» взяли на вооружение проверенный метод, применявшийся в свое время еще «The Beatles», которые до полноценного выхода в свет два года непрерывно скитались по гамбургским клубам, оттачивая мастерство и тщательно готовясь к большой сцене.

Ведомой братьями Кэмпбэлл — Робином и Али — группе потребовался примерно год каждодневных репетиций с 9 до 5 в бирмингемских подвалах, за который группа виртуозно отрепетировала примерно час музыки. Первый же выход к аудитории, состоявшийся в пабе «Hare & Hounds», оказался громким: сейчас вход в заведение даже украшает памятная табличка, возвещающая о том, что первое выступление «UB40» состоялось в этих стенах. Дебютантов мигом заметили и рок-исполнительница Крисси Хайнд, пригласившая их на разогрев в турне со своей тогдашней группой «The Pretenders», и местный лейбл под названием «Graduate Records», вызвавшийся выпустить сначала сингл, а потом и первую полноценную пластинку «UB40».

«Food For Thought» — самый первый сингл «UB40» 1980 года,
посвящённый смерти Мартина Лютера Кинга

Далее кажется, что все шло как по накатанной, даже продюсер дебютной пластинки «UB40» «Signing Off» 1980 года Боб Лэмб вспоминал: «Ничто не намекало на какие-либо сложности при записи этого альбома, все как будто бы приходило само откуда-то с неба». Группа, по словам Лэмба, играла настолько хорошо и слаженно и настолько радовалась своим первым успехам, что совершенно не напрягалась и с сессиями расправилась за считанные недели. Дебютник «Signing Off» — наиболее цельное, содержательное и значимое высказывание за всю историю группы, пережившее тридцать с лишним лет и растерявшее минимум своей актуальности. Час с лишним политизированного, посвященного растущему неравенству между бедными и богатыми и ужасам империализма и Тэтчеризма, но при этом исключительно мелодичного и легкого, практически воздушного даба с сильной духовой секцией был упакован в конверт, имитирующий, собственно, ту самую «форму сорок», помеченную штампом «Signing Off», означавшую то, что коллектив снимается с пособия по безработице. Символично, что пособие группе уже действительно не понадобилось: «Signing Off» триумфально достиг второго места в британских чартах, где провел без малого 71 неделю, и уже через полгода, к январю 1981, был сертифицирован как платиновый (группа продала 300 000 копий пластинки), и дальше, как оказалось, было только лучше.

Следующие три полноформатные записи «UB40» оставались верны формуле «Signing Off», осваивая относительно традиционные дабовые территории: ритмы были плотными, композиции продолжительными, реверберация разносилась позитивными вибрациями; но также группа была занята выведением в британские чарты партизанского политизированного регги. Крупнейший их сингл того времени «One In Ten» со второго диска «Present Arms» 1981 года выпуска повествовал о нехватке рабочих мест для молодых людей Великобритании (каждый десятый трудоспособный гражданин тогда имел на руках пособие по безработице). Среди других любимых тем «UB40» того периода — легализация каннабиса, антивоенные движения и осуждение набиравшего в то время очки националистического объединения «Национальный фронт». Политическая составляющая не мешала группе продавать пластинки: оба их первых альбома, несмотря на то, что это были наименее коммерческие их работы, достигали второго места в чартах, а вскоре все завертелось еще интенсивнее прежнего.

2. Господство

В 1983 году в перерыве между гастролями группа решила воздать должное своим кумирам детства и записать кавер-версии любимых композиций. Затея вылилась в «Labour of Love» — получасовой диск легчайшего беззаботного поп-регги, содержавший, среди прочего, версию композиции Нила Даймонда «Red Red Wine», ставшей коллосальным хитом номер один по обе стороны океана. Оригинально вышедшая в 1968 году акустическая баллада Нила Даймонда, в которой протагонист заливал вином несчастную любовь, добралась в свое время до 68 места в чарте «Биллборд»; композицию перепевали и Боб Марли, и Джимми Джеймс с группой «The Vagabonds», однако именно «UB40» удалось обрамить «Red Red Wine» в форму, которая полюбилась миллионам слушателей.

«Red Red Wine» — сингл «UB40», возглавивший чарты по обе стороны Атлинтики:
в Великобритании — в 1984 году, а в США — в 1988 — после ре-релиза

Альбом «Labour of Love» ознаменовал радикальное перевоплощение «UB40»: вместо напористого политизированного, ставящего себя в оппозицию эстеблешменту и радикально независимого даба, расцвеченного подлинно британским мелодизмом, группа внезапно заиграла крайне дружелюбную по отношению к радиостанциям комбинацию из Боба Марли, Лайонела Ричи и сильно упрощенного варианта альбома Roxy Music «Avalon». Как и стоило ожидать, перемены разделили слушателей: одни не могли понять, как одна из наиболее оригинальных и свежих британских групп в одночасье превратилась в коллектив, нацеленный на удовлетворение платежеспособных широких масс, которые скупают их пластинки на рождество, другие же оказались признательны «UB40» за то, что те познакомили их с регги и ямайской культурой. Для целого поколения слушателей «Labour of Love» стала первой в жизни регги-пластинкой, а «Red Red Wine» в исполнении бирмингемского ансамбля навсегда записалась на подкорке мозга.

Обретенная на «Labour of Love» формула производства музыки исправно послужила группе еще не одно десятилетие, и к радикализму первых записей коллектив более не возвращался, несмотря на робкие попытки поднять политические темы на следующем диске 1984 года под названием «Geffery Morgan». Альбом кавер-версий обзавелся еще тремя продолжениями. Вторая часть породила, пожалуй, самую популярную композицию UB40 в России «Kingston Town» авторства ямайского артиста под нескромным псевдонимом Лорд Криэйтор и впоследствии стала предметом судебного разбирательства с Пэрис Хилтон: ее дебютный сингл «Stars are Blind» содержал подозрительные сходства с версией бирмингемцев.

Сингл «Kingston Town» стал визитной карточкой «UB40» в России,
чему постарались здешние радиостанции формата «Gold»

Последняя же запись в серии, «Labour of Love IV», вышла в 2010 году. «UB40» впредь активно покоряли чарты перепевками полузабытых хитов прошлого; две другие крупнейшие сингловые удачи группы — это регги-версия«I Can’t Help Falling In Love» Элвиса Пресли и дуэт со старой знакомой Крисси Хайнд «I Got You Babe», принадлежавший когда-то Сонни и Шэр. К середине 1980-х «UB40» превратились в мировых послов музыки регги, и даже несмотря на выросший к этому мировой культ Боба Марли, группа оставалась основными поставщиками ритма 4/4 и акцентов на второй доле по всему свету.

В 1986 году бирмингемский ансамбль стал одним из первых коллективов, приехавших с гастролями в перестроечный СССР, где дал 12 выступлений в Москве и Санкт-Петербурге. Решающим фактом в пользу привоза Госконцертом «UB40» стало их левацкое прошлое; немало посодействовал тому, чтобы все случилось, и музыкальный журналист Артемий Троицкий. «Я сказал в Госконцерте, что „UB40“ — очень-очень хорошие, прогрессивные, придерживаются левацких идей и ни на кого, кроме себя, не работают», — вспоминал потом Троицкий. Успешными гастроли, однако, назвать можно было с трудом: гитариста и одного из идеологов коллектива Робина Кэмпбелла возмущало то, что милиция не разрешала присутствовавшим на выступлениях зрителям вставать со своих мест и танцевать, а Госконцерт оплачивать дорогостоящие шоу со специально привезенной аппаратурой отказался. Российское турне «UB40» встало музыкантам в $75 000, частично отбить которые позволили выпуск в том же 1986 году концертного альбома «UB40 CCCP» и соответствующего документального фильма.

Виниловое издание концертного альбома «UB40 CCCP» 1986 года.
Фото — devoltaparaovinilcolecao.blogspot.ru

В девяностые «UB40» вошли уже признанными поп-грандами, игравшими на Уэмбли и имевшими за плечами серию шоу в нью-йоркском «Madison Square Garden». В 1993 у группы вышел альбом «Promises and Lies», который благодаря синглу «I Can’t Help Falling In Love» стал наиболее продаваемой записью в истории коллектива (9 миллионов копий); «UB40» сыграли на гигантских шоу, среди которых собравшее около 250 000 зрителей выступление в Южной Африке, а в 1997 году появились в одном из худших (но знаковых) сиквелов в истории кинематографа «Скорость-2» с Сандрой Буллок в главной роли, где исполнили композицию «Tell Me It Is True».

На протяжении всего этого времени состав «UB40» не менялся: вокал делили между собой Робин и Али Кэмпбеллы, в процессе выступлений к ним подключался человек по прозвищу Астро, занимавшийся тем, что произносил «тосты» — распространенную в регги вокальную партию, которая торжественно проговаривается поверх раскачивающегося ритма.

Ещё одна коммерческая удача «UB40» — дуэт с Робертом Палмелом 1990 года —
кавер-версия песни Боба Дилана «I’ll Be Your Baby Tonight»

3. Обратно

К середине нулевых спустя два десятилетия стабильности и постоянного перевыпуска сборников лучших хитов (у группы их десятки), а также после получения очередной номинации на «Грэмми» за альбом 2006 года «What You Fighting For?», «UB40» начали сталкиваться с проблемами — едва ли не впервые за все время своего существования. Созданный участниками группы лейбл «DEP International» был объявлен банкротом, вместе с ним были объявлены банкротами и пятеро музыкантов, включая Робина Кэмпбелла. Вокалист Али Кэмбелл покинул группу в 2008 для того, чтобы заняться сольной карьерой, и «UB40» были вынуждены искать ему замену: в разное время его подменяли и ямайский вокалист Макси Прист, и другой брат Али по имени Дункан — обладатель поразительно схожего с ним голоса. О последнем Али Кэмпбелл отзывался совсем нелестно: заявлял, что решение о замене его братом «разрушило семью», а обновленные «UB40», собиравшие все более скормные площадки, планомерно занимались «уничтожением наследия группы».

В 2010 году существовавшие без Али Кэмпбелла «UB40» выпустили альбом «Getting Over The Storm» — один час дичайшего поп-регги со слайд-гитарой и банджо — ровно настолько же плохого и неуклюжего, насколько можно представить по описанию. Альбом стал последней каплей сразу и для Астро Уилсона, который заявил, что дальше так продолжаться не может, и покинул коллектив, и для Али Кэмпбелла, который вызвался спасти положение и объединился в декабре 2013 года с Астро и одним из оригинальных участников группы, клавишником Микки Виртью для того, чтобы вернуть группе доброе имя. «Я разговаривал со многими поклонниками „UB40“, и они говорили, что для них группа — это мы с Али», — сообщал в интервью Астро Уилсон, и ему сложно что-либо возразить. Группа всегда казалась немного потусторонним коллективом, в котором роль отдельных участников не столь важна, а музыка «как будто бы приходит сама», как выражался их продюсер Боб Лэмб — лишь бы звучали знакомые голоса.

В Калининград «UB40» приедут именно в таком составе;
слева направо: Микки Верту, Али Кэмпбелл и Астро.
Фото — jazzfestival.ru

Приезжающий для хэдлайнерского сета на «Калининград Сити Джаз» ансамбль формально носит название «UB40 feat. Ali Campbell, Astro and Mickey Virtue» — «„UB40“ при участии Али Кэмпбелла, Астро и Микки Верту», однако название бирмингемского коллектива не принадлежит никому, кроме британского правительства, так что фактически перед зрителем предстанет всамделишный и лучший из возможных вариантов. «У нас было 40 хитов, попавших в первую двадцатку британского чарта в восьмидесятых и девяностых, так что проблем с материалом быть не должно», — заключает Али Кэмпбелл.

Когда-то «UB40» для того, чтобы поведать целому миру о регги, принесли в жертву собственную политизированность; сейчас же для того, чтобы продолжать выступать, они раскололись. Однако миссия послов регги должна выполняться: кто знает, вдруг для кого-то выступление группы станет первым регги-концертом в жизни и сподвигнет продолжить изучение жанра? Кто знает, может быть для кого-то летний вечер в парке станет одним из ярких воспоминаний детства? Так или иначе, это самые массовые из всех позитивных вибраций, которые имеются на рынке, что тридцать лет назад, что сейчас.
IX Международный музыкальный фестиваль «Калининград Сити Джаз» пройдёт при информационной поддержке «Нового Калининграда.Ru». Выступление «UB40 feat. Ali Campbell, Astro and Mickey Virtue» на фестивале состоится 3 августа. Подробная программа доступна в «Афише Нового Калининграда.Ru».

Текст — Алексей АЛЕЕВ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]