«Есть и смотреть»: настоящее и будущее арт-кафе в Калининграде

«Афиша Нового Калининграда.Ru» решила узнать, что происходит с практикой продаж картин художников в местных ресторанах и кафе. Какие картины продаются, какие нет, и почему это происходит.

9 июля на реконструкцию закрылся ресторан «Галерея». Это был первый ресторан в городе, который стал позиционировать свои залы как выставочное пространство, напечатал отдельное меню с картинами, краткой биографией художника и ценами на выставленные работы, а также вывесил на своих двух этажах картины Евгения Печерского, Алексея Кожанова, Дмитрия Вышемирского, Игоря Исаева, Натальи Янекиной и других, причем, сделав это не разовой акцией.

Сейчас я могу позволить написать себе прилагательное «единственный», тогда как два года назад, когда «Галерея» только открывалась, сделать это было невозможно. В коммерческом материале требовалось точное подтверждение этой самой «единственности». Теперь же ничего не мешает сказать, что, да, так и было, они были первыми… и боюсь, что последними. Почему последними — расскажу ниже. Пока что владельцы «Галереи» не дают никаких комментариев, по поводу чего, все же, закрылся ресторан. Думаю, вряд ли из-за того, что доход от продаваемых картин был небольшим и не регулярным. Да это и не важно. Важно было другое. Когда «Галерея» только открывалась, тогдашний администратор — очень красивая девушка Татьяна — и шеф-повар ресторана наперебой рассказывали, как вместе со своим руководством хотят предложить калининградцам не только пищу насущную, но и духовную, привить традицию покупать картины не на улице и не в художественных салонах и приучить калининградцев завтракать в ресторанах.

Боюсь, что завтракать не дома наши люди более-менее приучились благодаря другим заведениям, что касается покупки картин — с этим тоже не так все оптимистично, за время работы ресторана были точно проданы две работы. Несмотря на хорошее начинание, закончилось все печально. За месяц до закрытия в стеклянной витрине ресторана висел плакат «Выставка свадебной фотографии Олега Бессчётнова», и это было одним из знаков скорого конца, потому что если видишь подобного рода анонс – это значит, что с прибылью, делами и посетителями все плохо. Не знаю, откуда это пошло, но свадебные фотографы в Калининграде считаются одним из лучших стимулов привлечения зрителей как в рестораны, так и в галереи, и соперничать с ними может разве что только Никас Сафронов.

«Галерея» закрылась тихо, без пышных проводов. Если бы закрывала ее я, обязательно устроила бы настоящий аукцион и веселье. Ресторан бы работал до утра, напитки лились рекой, администратор зачитывал бы лоты, присутствующие при этом же художники рассказывали об истории созданиях картины, повар, отлучившийся с кухни, колотил бы молотком для разделки мяса по барной стойке и кричал: «Продано!». Гости засыпали бы за столиками, развалившись в креслах уже с упакованными картинами, а проснувшись под утро, лениво ковырялись бы в тарелках с омлетом - официанты принесли завтрак, вот и вторая привитая культура, бинго! Зал бы потихоньку пустел: уносили мебель, снимали шторы, вместо проданных картин на стенах оставались бы светлые пятна, стекла замазывали мелом, с черного входа рабочие заносили бы инструменты, и чья-то рука, наконец, повесила на дверь объявление «Ресторан «Галерея» закрыт на ремонт». Умирать, так весело!

«Галерея», все же, была единственным рестораном в городе, который четко специализировался на регулярном экспонировании и продаже именно что известных местных художников, профессионалов, членов союза и прочее. От их статуса складывалась и цена работ — они были не низкими.

Другие инициативы в области продажи картин в кафе и ресторанах не такие пафосные. Пафос заключается в том, что теперь большая часть заведений, которые предлагают своим гостям что-то еще кроме меню, свежих газет и журналов, вежливого обслуживания сразу же начинают называть себя «арт-кафе».

На самом деле пока что не существует четкого понимания, что же такое «арт-кафе». Допустим, и пока условимся, что это место, которое с определенной периодичностью становится площадкой для выступления музыкантов, актеров, художников, писателей и других представителей креативного класса. Также оговоримся, что регулярные выступления исполнителей, в репертуаре которых — избранные песни Михаила Шуфутинского, Григория Лепса, Любы Успенской и Михаила Круга, формально это место арт-кафе не делают.

Как правило, настоящие арт-кафе существуют уже при или рядом с какими-либо артистическими заведениями — театром, кинотеатром, галереей и так далее. В таких случаях площадка уже становится не самоцелью, то есть выступление того или иного человека в нем возможно, но выступающий может также спокойно сидеть за столиком и в «нерабочее» время. И тут я могу представить себе такую ситуацию, как и в случае несостоявшегося аукциона в «Галерее»: режиссер С. ссорится с режиссером М., культурный журналист К. получает по уху за неудачную рецензию от музыканта Б., модного фотографа Л. выводят на крыльцо, модный писатель Х. назначает свидание юным поклонницам, а поэтесса М., зайдя не вовремя и видя Х. в окружении девиц, плюет ему в лицо. Пока что на 100% функцию именно арт-кафе выполняет «Квартира» Артема Рыжкова и «Верфь», которая успешно устраивает и кинопоказы, и концерты, и выставляет художников — как калининградских, так и, например, литовских.

Те кафе, которые в своих помещениях помимо меню предлагают еще и картины, всего лишь поддерживают старую европейскую традицию, когда стены ресторанов украшались работами художников, их могли купить посетители, а сам художник мог расплатиться за ужин собственной работой.

В начале февраля 2012 года в Калининграде стартовал проект «Арт-меню», организованный творческой мастерской «Альтернатива» и Калининградской ассоциацией рестораторов. Суть его заключалась в том, чтобы познакомить калининградцев с творчеством совсем молодых, никому неизвестных, но, по мнению, организаторов, подающих надежды художников. В проекте согласились участвовать пироговая «Штолле», суши-бар «Токио» и «Парк-кафе» — в каждое кафе работы подбирались с учетом концепции заведения.

Для молодых авторов «Арт-меню», скорее всего, даже не способ заработка, а способ знакомства с публикой, им не нужно платить заведению, которое любезно предоставляет свои стены под выставочную площадь, никаких комиссионных. Но за участие в «Арт-меню» самому ресторану или кафе нужно заплатить определенную сумму организатору, в стоимость которой входит и подбор художника для заведения, и последующее размещение информации на странице в «Фейсбуке*» и так далее.

Некоторые заведения, решившие выставить у себя местных художников, вполне трезво рассудили: зачем нам платить кому-то полторы тысячи рублей, когда этот круг рисующих настолько узок, что мы сами можем найти тех, кто нас интересует и предложить им выставиться без посредников, тем более, что свои собственные вкусы нам известны лучше, чем заказчику, и меньше шансов, что что-то пройдет не так. Таким образом работают кафе «Верфь» и «Театральное».

«Театральное» специализируется только на местном материале — 29 июня в кафе прошло первое мероприятие, которое называлось «Арт-маркет», вход на него стоил 100 рублей, следующий арт-маркет владельцы заведения планируют провести в начале августа, но за июльский не было продано ни одной работы. В рамках проекта «Арт-меню» было куплено три картины. То есть, по сути, одинаково не продаются как работы любителей, так и профессионалов. Во-первых, потому что мало кто из калининградцев готов платить и шесть тысяч за картину выпускника художественной школы, и 25 000 за авторский лист члена Союза художников. А во-вторых, если и готов, то покупку совершает не через точку общественного питания, а напрямую у художника. Ну а пока работы не продаются, можно просто ходить в кафе — есть и смотреть на них, потому что чаще всего сама по себе картина лучше, чем растиражированный постер или просто красивые обои. 

Текст, фото — Саша Артамонова

* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]