Спустя четыре месяца после мировой премьеры и после внушительной серии превью-показов по всей стране, стартовавших 3 января, в широкий российский прокат выходит очередная киноинтерпретация «Анны Карениной». Посмотреть на Киру Найтли в роли, которую до нее в разное время исполняли Грета Гарбо, Вивьен Ли, Татьяна Самойлова, Софи Марсо и Татьяна Друбич, отправился корреспондент «Афиши Нового Калининграда.Ru».
Итак, к трем десяткам существовавших до недавнего времени экранизаций выдающегося романа Льва Толстого добавилась еще одна. Свою версию знаменитой истории о трагичной любви замужней Анны Карениной к молодому графу Вронскому на суд зрителей представил английский режиссер Джо Райт («Гордость и предубеждение», «Солист»). Мировая премьера картины состоялась 7 сентября прошлого года, до России же поезд доехал лишь в январе 2013-го.
Положенная в основу фильма адаптация британского драматурга и сценариста Тома Стоппарда («Берег Утопии», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы») не преподносит никаких сюрпризов и в достаточно сжатые сроки (общая продолжительность ленты — чуть более двух часов) рассказывает зрителю восьмисотстраничную историю развития отношений Карениной (Кира Найтли) с Вронским (Аарон Тейлор-Джонсон) на фоне счастливой семейной жизни дворян Константина Левина (Домналл Глисон) и Кити Щербацкой (Алисия Викандер).
Однако действие картины практически целиком и полностью (за редким исключением) происходит не на фоне архитектурных ансамблей Москвы и Санкт-Петербурга, как этого можно было ожидать, а в интерьерах старого ветхого театра, наглядно демонстрируя зрителю суть знаменитого шекспировского изречения. Роль городских улиц обеих столиц, согласно замыслу режиссера, выполняют театральные подмостки, сцены обыденной и светской жизни локализованы в различных уголках закулисья, а воздух в кадре появляется строго дозировано, преимущественно в эпизодах помещичьей жизни Левина. Подобная «спертость» экранного пространства действует в буквальном смысле удушающее, позволяя зрителю прочувствовать атмосферу безысходности, в которой вынуждена существовать главная героиня.
Впрочем, далеко не всем театральная метафора Джо Райта пришлась по душе. Посетители сайта
Imdb.Com обвиняли режиссера и в нежелании выезжать на съемки в Россию, и в попытке сэкономить на кинопроизводстве. Кажется, только ленивый пурист не высказался по поводу превращения «нетленного произведения» в «мыльную оперу», а в России к шквалу уже обрушившейся на картину критики наверняка добавятся комментарии по поводу использованных режиссером штампов (чего только стоит тот самый злополучный поезд, покрытый толстым панцирем бутафорского льда).
За этим потоком гневных высказываний запросто можно проглядеть суть использованного Райтом приема — режиссер, используя обшарпанные, ветхие стены в качестве декораций, судя по всему, стремился не только передать состояние русского высшего общества того времени, но и подчеркнуть бутафорность жизни его представителей, перенявших французский образ жизни и буквально исполняющих роли французов. «Натуральные» (то есть, происходящие вне стен театра) картины деревенского уклада жизни Левина лишний раз это подчеркивают.
По-настоящему серьезный недостаток у фильма, похоже, только один — Аарон Тейлор-Джонсон в роли Алексея Вронского. Молодой честолюбивый офицер, наделенный «скромностью, учтивостью, спокойствием и достоинством» в исполнении английского актера вышел плоским, лишенным внутренней жизни навязчивым плейбоем с красивым лицом, без признака на нем какой-либо мысли. В этом плане история с кандидатурой Роберта Паттинсона, отклоненной продюсерами «Анны Карениной» на стадии проб, выглядит даже несколько комично.
В остальном творение Райта оставляет более, чем приятное впечатление. Сдержанная игра Джуда Лоу в образе Каренина не вызывает нареканий, невротичность на грани истерики Киры Найтли создает чувственный и противоречивый образ Анны, Домналл Глисон в роли Левина и вовсе прекрасен. Театральная концепция развязала режиссеру руки и позволила добавить в фильм гораздо больше, чем предусмотрено «правилами» эпохи, экспрессии, что в условиях острого дефицита экранного времени отнюдь не выглядит необязательным шагом.
Новая «Анна Каренина» получилась яркой и необычной и уже успела получить номинацию «Выдающийся фильм» премии Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA). Если вы не являетесь ревнивым хранителем «чистоты и строгости стиля», фильм однозначно стоит посмотреть. 7,5/10.