Николай Красильников: «Я приехал - появились перспективы»

Николай Красильников.
Николай Красильников.
Руководитель отделения парусных видов спорта ДЮСШ «Морская школа» рассказал «Афише Нового Калининграда.Ru», как зарождался парусный спорт в Калининградской области, в каком состоянии находится материальная база отделения и что ждет его в будущем, а также предположил, когда в регионе может пройти чемпионат мира по парусному спорту в классе «Микро».

- Как долго вы руководите отделением парусного спорта в Калининграде?

- Вообще школа здесь открылась в 1975 году. Сначала я работал в ней тренером, потом директором. В 1982 году меня пригласили в Краснодар. После Олимпиады-80 в Советском Союзе там открылась первая специализированная кафедра парусного спорта в Институте физкультуры, и меня туда пригласили преподавателем парусного спорта. То есть, половина Союза училась у меня. Тренера, которые работали до этого, не имели специализированного образования по парусному спорту. Мы проводили там занятия по повышению квалификации – люди с физкультурным образованием приезжали к нам, проходили специальные курсы и получали удостоверения к своим дипломам.

- То есть, вас можно назвать одним из родоначальников тренерской школы в этом виде спорта?

- Наверное, да. Я ведь даже родился в яхт-клубе. Мой отец из Архангельска,  до войны занимался парусным спортом, закончил мореходку. Когда война началась, его сразу призвали, и он всю войну прослужил минером. После окончания войны еще целый год разминировал Молдавию. Потом вернулся в Архангельск, немного поработал там, и затем его пригласили в Калининград. 

До войны здесь, в Кенигсберге, было три яхт-клуба немецких, там где сейчас находится хлебозавод «Преголь». Отца пригласили сюда работать в яхт-клуб, он приехал, и мы стали жить прямо в здании яхт-клуба. Вот так и получилось, что я там родился - в те годы ведь не было ни мобильной связи, ни такого количества автомобилей. 

- Каким образом вы снова оказались в Калининграде?

- Я сначала уехал в Москву в 1998 году – работал в Федерации парусного спорта России. А уже в 2009 году приехал в Калининград. Когда здесь узнали, что я собираюсь переезжать, меня пригласили в школу парусного спорта. Тогда она еще была независимой, а возглавлял ее человек, который был далек от спорта, тем более парусного. В 2009 году, к примеру, школой было освоено 6,5 млн рублей, по данным следствия, а я вам скажу, что те яхты, которые покупались мною еще в 1976-77 годах – они до сих пор находятся в школе. Новых нет, а срок службы яхт – 6 лет. 

Эти лодки – одно название, но они числятся. Мы сейчас пытаемся их восстановить. Денег ни копейки не дают отделению, но мы пытаемся. Для «Морской школы», может, и дают, я не знаю, но в отделение не дают ни копейки. Даже те деньги, которые я привлекаю (а привлекаю я достаточно много денег – вот нам в прошлом году «Лукойл» подарил крейсерскую яхту стоимостью где-то 1,5 млн рублей, в этом году дал на ее содержание 60 тыс рублей), не всегда доходят. На школу перечислили деньги – до сих пор я ни гвоздя не купил. Нету денег! На счету у школы лежат, а купить мы ничего на них не можем. 

- Выходит, сейчас вы фактически зависите от руководства ДЮСШ «Морская школа»?

- Ну, я достаточно независимый человек, но, тем не менее, да... Я нахожу средства самостоятельно. В этом году провел 8 соревнований, в прошлом 6 – без копейки денег. Многие люди идут навстречу, понимая, что городской бюджет не такой большой, школы у нас не только спортивные, но и общеобразовательные существуют... 

В прошлые годы, когда я был директором школы, моих воспитанников без экзаменов брали в мореходные училища. По нашей программе они получают права на управление яхтой. Там, естественно, есть градация: сначала - юный рулевой, потом - третий класс, второй, первый и наконец - яхтенный капитан. Последний может ходить на яхтах вокруг земного шара. Ведь яхта – это такое же транспортное средство, как и все остальные. И мы должны знать и применять правила, которые действуют во всем мире. Более того, мы ведь занимаемся еще и спортом – кроме яхтенных рулевых готовим еще и чемпионов. Лучших в мире. Вот у меня есть в Калининграде воспитанник Гена Свистунов, трехкратный чемпион мира 2007, 2008, 2009 годов в классе «Микро».

1001.jpg- Возвращаясь к финансированию: получается, школа существует на те деньги, что вы «добываете»?

- Нет, это небольшая часть того, что есть. Если есть возможность помочь материалами – красками, клеями - люди приносят нам, мы этим пользуемся. Ремонтируем паруса, лодки. Мы здесь уже построили три «Оптимиста» деревянных. Федерация России подарила нам 5 новых лодок. Они стоят по 70 тыс рублей. Я построил три лодки из фанеры – корпус обошелся по себестоимости в 7 тыс рублей примерно. Но это мы посчитали, а на самом деле один фанеру принес, другой – лак и так далее...

Эти яхты пока еще не обмеряны, но зимой мы их зарегистрируем, и на них можно будет участвовать хоть на чемпионатах мира. Они по качеству, в общем-то, не хуже тех фирменных, которые стоят таких больших денег. 

Многие родители наших воспитанников покупают старенькие яхты в Польше. В свое время, лет, наверное, 10 назад, одна фирма подарила полякам тысячу «Оптимистов» в рамках рекламной акции. И вот сейчас несколько яхт уже у нас. На лодках этого класса могут выступать дети до 14 лет. Потом они переходят в следующий класс, родители покупают новую лодку, а старую продают. Государственные лодки, кстати, не продаются – у нас школа бесплатная. Более того, мы не можем официально зарабатывать деньги по закону. Даже те деньги, которые нам передают спонсоры, обкладываются налогами. 

- Но сейчас многие муниципальные учреждения переходят на «автономку»...

- Если бы была база... Ведь бюджетное финансирование при переходе на «автономку» прекращают через 2 года. Если бы была хорошая база, и оставались только расходы на содержание – да, можно было бы зарабатывать и поддерживать ее в надлежащем состоянии. Но для начала эту самую базу нужно иметь. У нас, как я вам уже сказал, яхтам 35 лет, а срок их службы – 6 лет. То есть, они уже 6 раз себя пережили. На них уже просто опасно выпускать детей в море. Сами понимаете, лодка может просто развалиться, и человек утонет на глазах. Каждый  год яхта должна проходить техническое освидетельствование, подтверждающее, что яхта пригодна для эксплуатации. Вот почему я начал строить новые лодки...

- На что сейчас «Морская школа» делает больший упор?

- На греблю, конечно. Я очень хорошо понимаю директора школы – он сам занимался греблей, работал в спортивном клубе ДКБФ. Школа тоже годами накапливает базу – ведь лодки тоже нужно содержать. Кстати, сначала как раз отделение гребли было частью парусной школы. Те лодки, которые я покупал, до сих пор живы. Но еще тогда было ясно, что эти виды спорта несовместимы. Для яхт нужны волна и ветер, а для гребли – гладкая вода. И уже тогда я постепенно начал переводить отделение гребли на Преголю. Пригласили из Новгорода академистов и начали развивать академическую греблю – это был 76 или 77 год.

- Не так давно я побывал на территории парусной школы. Впечатления, конечно, те еще…

- Вы видели там деревянный эллинг? Так вот, он - еще немецкий. В 1959 году, когда было принято решение о размещении завода «Преголь» на территории, где находились немецкие яхт-клубы, выделили землю на заливе и яхт-клуб перенесли туда. Один из четырех деревянных немецких эллингов разобрали, перевезли  и собрали – я еще участвовал в его сколачивании. Мне было тогда 10 лет всего... Хотя, вы знаете, я уже привел в порядок один домик (их у нас на территории несколько) – сделал учебный класс, тренерскую, судейскую комнаты. Сейчас между домиками заработала парусная мастерская. В столовую я приглашаю выездной буфет – кормят детей. 

- Сейчас есть у вас какие-то перспективы развития?

- Я приехал - появились перспективы, скажем так. Все зависит от людей, понимаете. Вот мы сейчас были в Челябинске – достаточно большой город. Пришел новый мэр, стал выделять средства школам по очереди. Первый год – в одну, второй – в другую... И за 4 года он поднял все спортивные школы. А когда есть база – есть возможность работать.

- А сколько детей сейчас занимается в парусной школе?

- Детей мало - проблемы возникают совсем другого плана. Вот, например, я в прошлом году договорился с кадетским корпусом. Дети, которые хотят связать свою судьбу с морем... Стали заниматься. Нам выделили оборудованный учебный класс, где мы занимались теорией. Целый год прозанимались. В этом году директор «Морской школы» приказом запретил мне заниматься в кадетском корпусе. 

Эти дети числятся у нас, все лето провели в парусной школе - ходили на яхтах, участвовали в соревнованиях. Сейчас начался учебный год. Они не могут ходить к нам на занятия, потому что 5 дней находятся в кадетском корпусе. Я попросил – корпус подготовил договор. Но наши юристы говорят, должно быть согласование с комитетом имущества. В комитете заявляют, что должна быть арендная плата...

Говорят: «Занимайтесь у себя в яхт-клубе!» - но туда даже летом отвезти ребенка проблематично. Вот я летом проводил лагерь; питание – в школе на  «Шпандине». Нужно было решить вопрос с транспортом. Я пошел в горадминистрацию… Сначала - в транспортную организацию, они говорят: «Нужно разрешение городских властей». Пошел в администрацию, там говорят: «Не можем». Я пошел к Силанову, тот отказался помогать: «Нет, мы не можем». Почему не можете? В чем проблема сделать так, чтобы автобус останавливался  в конкретное время на нашей остановке? Нам оттуда детей вывезти – главное. Утром собираем их в школе, покормили – в яхт-клуб. А потом мы должны привезти их на обед. А летом, вы представляете, что такое – уехать с Голубых озер. Моей задачей было сделать так, чтобы автобус приезжал в конкретное время на нашу остановку, и дети ехали на обед. За деньги. Конечно, я этот вопрос решил через транспортников, но официально мне отказали.

- Давайте о хорошем теперь...

- Давайте. Я сейчас занимаюсь вопросом проведения чемпионата мира. Добился через Международную ассоциацию, через Федерацию и Олимпийский комитет России, чтобы чемпионат мира в классе «Микро» провели у нас в Калининграде. Международной ассоциацией было принято решение о проведении чемпионата в Калининграде в 2014 году. Предыдущий губернатор Георгий Боос дал добро, и процесс начался, но затем все затерялось. Сейчас я все снова возобновил. То есть, пробиваюсь...

Текст, фото - Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]