В Калининградском областном драматическом театре полным ходом идет работа над спектаклем «Панночка» по пьесе Нины Садур. Премьера назначена на 28—29 января. В перерыве между репетициями, которые удалось поснимать Денису Туголукову, режиссер-постановщик Вячеслав Виттих рассказал Евгении Романовой о своем видении спектакля, слегка приоткрыв дверь в театральную «кухню».
— Вячеслав, у вас в Калининграде складывается довольно интересная профессиональная история: в качестве дебюта вы ставите не очень-то известную французскую пьесу «Беспощадна, как сердце», получаете зрительское признание, потом делаете некий реверанс в сторону своего учителя Валерия Беляковича и эффектно развиваете заданную им тему с «Куклами», теперь беретесь за Гоголя. Такое ощущение, что здесь нет случайностей, и вы где-то внутри весь этот путь как будто просчитали…
— Для меня это вполне осознанный путь. Я ставлю то, что волнует меня, берусь за те темы, которые актуальны, интересны, могут дать зрителю что-то новое. Так получилось и с «Панночкой» Нины Садур. Мы долго думали и обсуждали с Михаилом Андреевым, каким должен быть мой спектакль в этом сезоне. Он предлагал какую-нибудь убойную комедию. Я даже нашел такую пьесу, но понял, что сейчас не готов это делать. А «Панночку» — готов. Она давно и прочно сидит в моей голове, другим материалом ее перебивать не хотелось. Кроме того, довольно удачно разложился актерский состав на эту пьесу… Что будет дальше, не знаю. Надо завершить эту работу, а потом уже думать о следующей.
— Вы раньше ставили «Панночку»?
— Это была моя дипломная работа в РАТИ/ГИТИС, показывали мы ее в Актюбинском театре, с которого режиссерская карьера у меня и началась…
— В «Панночке» ведь не совсем Гоголь, а Гоголь, скажем так, глазами Нины Садур…
— Гоголь, как известно, был и драматургом, но почему-то не написал пьесы «Вий»: наверное, он не очень представлял себе, как это будет выглядеть в театре. Нина Садур это увидеть смогла, но у нее мне не хватило атмосферы именно гоголевского произведения — на мой взгляд, она ушла излишне глубоко в философию, которая может загрузить зрителя. То, что делаем мы — не совсем Гоголь и не совсем Нина Садур. Я попытался добавить гоголевской атмосферы, взял дополнительных персонажей, которых нет в пьесе, и получилась некая компиляция двух произведений — «Вия» и «Панночки». Кроме того, там и другие повести Гоголя, например, «Вечера на хуторе близ Диканьки», будут присутствовать какими-то атмосферными кусочками.
— А как насчет спецэффектов и дигитальных чудес?
— Не хочу раскрывать секретов, скажу только: обязательно будут. Не так много, но достаточно для того, чтобы создать мистическую оболочку спектакля.
— Это правда, что вы здесь с «Панночкой» ставите своеобразный рекорд по срокам постановки? Я слышала о двух неделях…
— За две недели невозможно сделать. На самом деле, мы приступили в декабре: я приехал в начале месяца, мы провели весь «застольный» процесс. В январе приехал уже 10 числа. Сейчас мы пытаемся перенести на сцену все, что наработали в репетиционном зале. Когда знаешь материал и знаешь, что делать, остается только, чтобы актеры почувствовали атмосферу, прониклись, нашли нужный образ и слились в едином ансамбле. Я думаю, все это мы успеем сделать.