Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала»

Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала» Фигаро здесь: осенняя программа «Балтийских сезонов» открылась оперой театра «Ла Скала»
В минувшие выходные, 6 и 7 сентября, в рамках юбилейного X фестиваля искусств «Балтийские сезоны» итальянский оперный театр «Ла Скала» и академия театра «Ла Скала» представили на сцене Калининградского областного драматического театра знаменитую оперу Джоаккино Россини «Севильский цирюльник», дав таким образом старт фестивальной программе «Современная классика», которая продлится три месяца и завершится 6 декабря 2013 года.

Незадолго до премьеры постановки на специальной пресс-конференции, посвященной осенней программе «Балтийских сезонов», координатор по художественным вопросам театра «Ла Скала» Гастон Фурнье-Фасио рассказал, что в Калининград итальянцы привезли новый спектакль, поставленный молодым 38-летним режиссером Дамиано Микелетто. «Что касается „Севильского цирюльника“, которого вы увидите сегодня, то эта репродукция демонстрирует уважительное отношение и к партитуре, и к либретто, — сказал представитель „Ла Скалы“. — Все те, кто любит эту оперу, смогут узнать каждую арию, каждую партию. Что касается визуального ряда, то это тоже интересно: опера сделана практически без сценографии, то есть сцена практически пустая. Декорациями служат двадцать стульев — это единственные элементы, которые передвигаются и создают динамику. Все это дополняется костюмами. Они очень оригинальные и необычные».

Чтобы выяснить, как выглядит «Севильский цирюльник» «практически без сценографии», оставалось только набраться терпения и дождаться 19 часов. А потом — еще немножко терпения: сначала губернатор Калининградской области Николай Цуканов зачитал со сцены поздравление с открытием юбилейного фестиваля искусств от президента РФ Владимира Путина, затем последовали реверансы в адрес художественного руководителя и генерального продюсера «Балтийских сезонов» Давида Смелянского, после чего настал черед зачитываний поздравлений от председателей обоих палат российского парламента — Валентины Матвиенко и Сергея Нарышкина, министра культуры РФ Владимира Мединского. На секунду показалось, что все эти, безусловно, уважаемые люди, приславшие поздравления, ошиблись адресом, временем и местом. Столько помпезных речей, наверное, уместно было слышать со сцены Большого театра в Москве — во время его открытия после долгой реконструкции, но для провинциальной публики во всем этом словесном великолепии чувствовался некоторый перебор.

Наконец свое место за дирижерским пультом занял руководитель оркестра академии театра «Ла Скала», преподаватель Миланской консерватории им. Дж. Верди по классу скрипки Пьетро Мианити, и оркестр заиграл знаменитую увертюру, которую знают, кажется, абсолютно все, даже те, кто никогда не интересовался не то, что оперой — классической музыкой. Ну а затем на сцене появились и главные действующие лица. Согласно сценарию «Севильсокго цирюльника», молодой граф Альмавива желает жениться на своей возлюбленной — Розине, которую строго опекает старый доктор Бартоло. В качестве помощника Альмавива привлекает на свою сторону брадобрея Фигаро, и они начинают воплощать в жизнь хитроумный план действий, с целой чередой переодеваний. Меж тем доктор, который и сам не прочь жениться на Розине, наслушавшись сплетней от старого учителя музыки дона Базилио, запирает девушку в комнате. В конце концов с помощью подкупов и угроз Фигаро и граф Альмавива устраивают женитьбу последнего на Розине прямо под носом доктора Бартоло, и тому не остается ничего, кроме как смириться. Комедия заканчивается всеобщим примирением.
Сам режиссер-постановщик говорит о своем спектакле следующее: «Эта постановка — игра фантазии и памяти. Пространства истории всегда завуалированы, а не обнажены. Возможность воссоздать что-то на сцене является одним из самых чарующих аспектов театра. Я постарался использовать простые и понятные предметы и превратить их в уникальные элементы декорации. Результатом моих поисков стала сцена с красными стульями, голубой лестницей, зонтиками и несколькими большими шарами — и это все, что мне было нужно. Герои — карикатурные, словно разрывающиеся в своих движениях. Костюмы — фантастические, рожденные чистым воображением. В них видны звериные черты, почти как в commedia dell’arte (комедия масок — прим. „Афиши Нового Калининграда.Ru“)».

Словами «фантастика» и «поражает воображение» можно описать и общие впечатления от постановки. Восхитительная игра оркестра, блестящее исполнение арий и каватин выпускниками академии театра «Ла Скала» — упрекнуть их было просто не за что. Разве что за то, что показов «Севильского цирюльника» в Калининграде было всего два.

Текст — Денис ТУГОЛУКОВ, фото — Станислав ЛОМАКИН

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]