Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре

Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре Любить Нерона: премьера рок-драмы в Калининградском музыкальном театре

«Любить Нерона» — четвертая постановка Музыкального театра за открывшийся сезон, режиссер-постановщик Елена Сафонова и автор пьесы Ольга Болычева решили поразмышлять на тему, что значит быть «вынужденным тираном», каково управлять империй и выполнять императорский долг, когда душа правителя больше тяготеет не к политике, а к искусству. Вышла, впрочем, местами смешная, но совершенно плоская, лишенная многоплановости и какого-либо очарования история про рок-исполнителя средних способностей, который уничтожил все ближайшее окружение лишь для того, чтобы его оставили в покое и разрешили играть на сцене и петь.

Боги предупреждают будущую мать Нерона, что мальчик родится талантливым, будет великим правителем, но в конце концов убьет собственную мать. Ее, впрочем, это не смущает, завернутая в тогу из органзы тучная Агриппина (Елена Мочалова) трагичным голосом произносит: «Ну и пусть, лишь бы царствовал». Проходят годы, мы обнаруживаем императора на сцене в образе относительно молодого неформального рок-музыканта (в том облике, в котором, видимо, представляет себе субкультурную молодежь режиссер-постановщик: цветной небольшой ирокез, сапоги-казаки, джинсовая куртка, мама-анархия). Нерон (Станислав Ананьин) устал, возможно, его мучает похмелье, накануне он убил очередную «лживую шлюху» (слово, которое встречается едва ли не в каждом третьем монологе), жена его не любит и не торопится исполнять свой «супружеский долг», мать требует, чтобы правил, а не развлекался, но пока что ему хочется, чтобы его оставили в покое. Сумрачное и депрессивное настроение императора передается при помощи баллад авторства группы «Агата Кристи»: от песни «Серое небо» до «Девочка яд». Впрочем, в выборе песен группы, которая изжила себя настолько, что перестала существовать, меньше всего виноват Нерон. Как бы между прочим, то есть до исполнения пророчества богов, Нерон поочередно и между делом (опять же, пение, оргии и далее по списку) убивает брата жены Британника (Александр Дудницкий), жену Октавию (Галина Кузнецова), потом пророчество сбывается — и он убивает мать, потом приходит черед друга и наставника Сенеки — философу, впрочем, разрешено совершить самоубийство. Затем за минуту говорится, что после всего Нерон правил четырнадцать лет, пел, играл, народ его любил, но пришло время и императорской смерти.

История, которая имела все шансы стать трагической, интересной — опять же, кто этот исторический хрестоматийный персонаж — жесткий тиран, повеса и содомит, несостоявшийся актер, окруженный свитой и боготворимый народом, но очень одинокий и несчастный человек — вышла нелепой, местами ненамеренно смешной, с плоскими ходульными персонажами. Октавия (Галина Кузнецова) — пожалуй, самый невыразительный образ (почти сплошь стенания и гримасы) но в тоже время, вот парадокс, самый заметный, потому что взывает к зрительской жалости. Кого именно жалеть, актрису Кузнецову, которой досталась эта роль, или же  жену императора в её исполнении — нелюбимую и нелюбящую, у которой одна эмоция — бабий нелепый крик — решать уже зрителю. Остальные персонажи, в том или ином костюме появляющиеся на сцене — будь то Юпитер, Амур, Венера, Британник — не вызывают никаких чувств, кроме недоумения: зачем вообще вводить еще одного персонажа, который от предыдущего не отличается практически ничем, разве что говорит на пару фраз больше?

Авторы «Любить Нерона», вероятно, думали, что у них получится очень смелый, эпатажный и современный спектакль. Но проблема в том, что ни режиссер, ни автор пьесы, судя по всему, так и не смогли понять, что современность не заключается в том, что главный герой носит джинсы и поет песни братьев Самойловых (музыкальная группа которых, к слову, уже успела кануть в Лету), в том, что в одноактном спектакле есть как бы откровенные танцы и намеки на нетрадиционные отношения, или в том, что второстепенные герои похожи на героев массовой культуры вообще: Юпитер — на Джека Воробья, а Британник в красном гусарском мундире с золотыми эполетами — на совсем уж анекдотичного поручика Ржевского.

Текст — Александра Артамонова, фото — Денис Туголуков

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]