Признаться, я долгое время был невысокого мнения о ветрогенераторах. Считал его аксессуаром для настоящих круизеров, которые подолгу живут на якоре. На попутных курсах ветер обычно кажется слишком слабым, чтобы раскрутить его как следует и получить какой-то приличный ток. В прибрежном плавании аккумуляторы часто хорошо заряжены на стоянке, да и дизель приходится нередко включать — думаю, не менее трети маршрута от Калининграда до Лас-Пальмаса мы прошли на двигателе. У нас были билеты на авиарейсы, везде хотелось успеть и все посмотреть, поэтому движок дергали часто.
Через три часа после начала ралли мы сбросили показания счетчиков на устройстве управления зарядом аккумуляторов HRDi, к которому подключены солнечные панели (100W на поворотном механизме и 70W — стационарная) и ветрогенератор Rutland 914i. До шторма уверенно лидировали солнечные панели, насобирав нам за 120 часов 186 ампер-часов, погода была не очень солнечная. Ветрогенератор за это время выдал всего 131 ампер-час.
В глазу шторма мы опять сняли показания приборов, данные за 144 часа. Шторм — родная стихия нашего ветрогенератора! Теперь он лидировал со счетом 253:191. Панели в шторм почти ничего не заработали. Мы их, правда, в шторм под солнце не подстраивали, в основном из-за полного его отсутствия.
И теперь, когда нам приходится ползти против ветра, ветрогенератор не теряет лидерства. По результатам 169 часов он лидирует со счетом 348:237. Скоро нам предстоят попутные ветра, и панели опять вырвутся вперед. Но пока что он очень неплохо поработал! Без него, пожалуй, в плохую погоду можно остаться без электричества. А так его хватало, чтобы поддерживать работу нашей электрогидравлической авторулевой системы во время шторма и ночь после него. А ест она немало.
Особенно спасибо ему за вчерашнюю ночку, которая, наверное, станет худшей за все наше плаванье. Шквалы налетали каждые полчаса, трехметровая волна болтала во все стороны, и идти в лавировку с закрепленным рулем невозможно. За пять часов я присел на вахте раза три на пять минут. Все остальное время носился по всей лодке: закручивал стаксель и раскручивал стаксель, двигал каретки, разрифривал грот и убирал грот, а иногда и шкоты бегал на бак распутывал. Налетит 30 узлов ветра и пролетит, лодка ползет по слабому ветру еле-еле, дергаешь веревки. Только все настроил, туча идет в полнеба, зарифливаешься. Туча приходит — понимаешь, что пожадничал, и дорифливаешься дальше. Автопилот в этой ситуации — вторая пара рук. Не было бы его, пришлось бы вдвоем стоять на вахте.
Теперь перейдем к письмам в редакцию. Спасибо что пишете, комментарии нам пересылают, и нам очень приятно знать, что кому-то наш поход интересен.
1. Поупражняться с секстантом пока что совершенно не было времени. Подготовка к наблюдениям занимает минут двадцать — определить время наблюдений, что из имеющегося в альманахе будет видно на пригодных для измерения высотах и на каких азимутах. Сами измерения длятся минут 15–20. И минимум полчаса нужно, чтобы посчитать это все без калькуляторов, на бумаге, и нарисовать линии положения, если мы снимаем звезды. Перед ралли я взял секстант на соседней лодке, и выверил им наш. Были подозрения, что гнутые светофильтры на нашем стареньком секстанте дают существенную ошибку. Насчет гнутых выяснить не успел, зато те, что негнутые, проверил — дополнительной ошибки не вносят. Точность определения по звездам у меня получается 2–3 мили. Самому интересно определиться и по солнцу, и по звездам. Как будут попутные ветра, со временем станет получше, и обязательно поупражняемся.
2. Трансмиссию будем смотреть по приходу. Даже если вода и поступает, сделать с этим в океане ничего нельзя. У нас с собой и масла только 250 граммов, даже заменить не сможем. В Лас-Пальмасе потарахтели двигателем, подменили пол-литра масла — чистое. Так что надеюсь, что сильного поступления воды в ногу двигателя нет, и виноват был во всем неподжатый до конца фланец.
3. Наша антенна для радиоприемника — тонкий провод длиной несколько метров. Может, попробовать его зачистить на конце и примотать, к примеру, к ахтерштагу? Или сам провод на фале поднять? А еще у нас тут есть паяльник, паяльная кислота, провода и пивные банки (пока полные) — можем что-то и собрать, если у кого есть рецепт. Наверняка, в радиосети интересное происходит. Одна из идущих за нами лодок потеряла свой спасательный плот, и он где-то там в шторме плавает надутый. Просили уничтожить, кто найдет. А у нас сейчас даже VHF молчит второй или третий день, лодки пораскидало, никого теперь не слышно.
Сегодня была хорошая ночь. Сейчас по Калининграду восемь утра, рассветет у нас только через три часа. Все небо в звездах, линия горизонта просматривается, но вокруг — никого. Последний сильный шквал, в 30 узлов, был десять часов назад. А потом всю ночь достаточно ровный ветер 9–11 узлов, потихоньку смещается к северо-западному, и стрелка на компасе всю ночь медленно ползет к отметке в 270 градусов. За последние часа четыре два раза поправил руль на пару градусов, да на лебедке пол-оборота сделал. Больше заниматься совершенно нечем — лодка сама идет к ветру с закрепленным рулем, и даже следует за его изменениями.
Сижу в кокпите в спортивных трусах и флиске, тепло, а под спрейхудом так вообще курорт. Похоже, ребята сегодня наконец-то выспятся, волна улеглась, и лодка почти не стучит днищем о воду. Хотя Леша говорит, и прошлую ночь спал прекрасно — лег и выключился, несмотря на все мои пляски с веревками и удары волн. Дельфины только меня пугают иногда, фыркая за бортом, но на глаза пока ни один не попался.
Если и завтра будет такая погода, наконец-то просушим лежащие в душевой штормовые паруса и мокрую одежду, и кой-какие дела поделаем. Радар что-то перестал работать как раз перед штормом, прозвоним провода. На стакселе защитный слой от ультрафиолета в одном месте растрепался, подлатаем. Аккумуляторы сегодня к ночи сели, хотя и ветер был, и солнце было, и рулили весь день руками. Уж не сдох ли один из двух наших сервисных аккумуляторов? Надо проверить в светлое время суток. Подремонтируем и вернем на место сорванный в шторм баннер с нашим номером ралли. Ну и мелочи всякие, как обычно.
Всем хорошего дня, пишите!
Комментарии