Cпецпроект «Акватории Нового Калининграда.Ru»

Калининградская парусная яхта «Мур Мур» стартовала 24 ноября с Канарских островов в Карибское море через Атлантический океан с экипажем из трех калининградских яхтсменов. Яхта пересекла Атлантику за 19 дней 23 часа 30 минут, заняв третье место среди 18 лодок в Atlantic Rally for Cruisers 2013. На этих страницах вы найдете ежедневный онлайн-дневник яхтсменов. Связаться с экипажем и задать им вопросы можно в комментариях внизу страницы.

Банановый рай
  • 03.12.2013

Запасы провизии и хранение продуктов в дальних океанских плаваньях — один из важнейших вопросов. Кто не хочет наслаждаться свежими фруктами и овощами каждый день или порадовать себя утром яичницей? Одна оплошность, начиная от неправильного выбора, а затем неправильного хранения, может лишить вас всего этого, и останется довольствоваться консервами — это если, конечно, вы их запасли. Непредвиденные случаи в виде протечек и неисправного оборудования также губительны для продуктов — например, российская яхта «Алабай» участвующая в ралли, сообщила на второй день гонки, что их запасы фруктов начали портиться из-за неисправной вентиляции.


Как мы уже писали в одном из предыдущих сообщений, перед отъездом все овощи и фрукты были тщательно вымыты, высушены и расфасованы: что-то в гамак, что-то в темные рундуки, в холодильник из экономии электроэнергии был загружен некоторый скоропорт. На фотографии наш гамак с фруктами перед отплытием. На самом деле он гораздо больше, чем кажется. Уже третьи сутки наш маленький плавучий мир под названием «Мур Мур» напоминает больше тропический остров с пальмой. У нас урожай бананов. Изначально мы на рынке купили зеленые грозди, но в таком теплом климате, да еще и при 80% влажности созревание происходит гораздо быстрее, поэтому 66 штук неспелых бананов за неделю в океане полностью созрели, и грозди стали распадаться на глазах. В связи с этим у нас сегодня в списке текущих дел еще одним пунктом значилось поедание этих райских фруктов. Дела переделаны, а вот этот пункт так и остался невыполненным: ели сколько могли на завтрак, обед, полдник и ужин. Зато авитаминоз нам никак не грозит.

Видя такую печальную статистику с бананами, провели инспекцию всех фруктов и овощей. Сегодня они все из гамака, в котором целую неделю покачивались на волнах, перебрались в пластмассовый ящик. Гамак пришлось снять, так как созревающие фрукты становятся мягкими, и их давит сетью. Полностью за неделю созрели также груши и киви. Яблокам должно быть все нипочем, но они у нас немного пострадали от тропического шторма: решив на волне выскочить из гамака, они побились, теперь половина яблочного запаса тоже долго не пролежит.

Огурцы, запакованные в пленку, купленные в супермаркете, также должны дожить до конца похода. В темном отдельном рундуке созревают потихонечку помидоры. Морковка, завернутая в фольгу, которая защищает ее от высыхания, тоже продолжает нас радовать. Ну и капуста этот переход должна выдержать, она долго не портится. Только у нас что-то капустные салаты не пошли, может, если, не дай Бог, испортятся остальные овощи, то мы будем грызть капусту с морковкой с удовольствием без всяких салатов. Картофель, хранящийся о одном из рундуков в салоне, может лежать месяцами, хоть он и начал прорастать, но все равно остается съедобным.

Еще один продукт, требующий особого внимания, который приходится хранить без холодильника, — это яйца. Существует несколько способов хранения яиц: например, обмазать каждое из них вазелином или на 10 секунд бросить в кипящую воду, или же, для тех, у кого на борту есть морозильник, подвергнуть заморозке. Мы для себя выбрали способ, при котором лоток яиц, герметично упакованный в пищевую пленку, необходимо каждые два-три дня переворачивать. При таком способе мы сможем наслаждаться этим продуктом до конца плавания. А из бананов все же придется делать пирог какой-нибудь! Присылайте ваши рецепты!


Обсудить на форуме →

Про ветрогенератор и письма в редакцию
  • 02.12.2013 12:15:00

Признаться, я долгое время был невысокого мнения о ветрогенераторах. Считал его аксессуаром для настоящих круизеров, которые подолгу живут на якоре. На попутных курсах ветер обычно кажется слишком слабым, чтобы раскрутить его как следует и получить какой-то приличный ток. В прибрежном плавании аккумуляторы часто хорошо заряжены на стоянке, да и дизель приходится нередко включать — думаю, не менее трети маршрута от Калининграда до Лас-Пальмаса мы прошли на двигателе. У нас были билеты на авиарейсы, везде хотелось успеть и все посмотреть, поэтому движок дергали часто.


Через три часа после начала ралли мы сбросили показания счетчиков на устройстве управления зарядом аккумуляторов HRDi, к которому подключены солнечные панели (100W на поворотном механизме и 70W — стационарная) и ветрогенератор Rutland 914i. До шторма уверенно лидировали солнечные панели, насобирав нам за 120 часов 186 ампер-часов, погода была не очень солнечная. Ветрогенератор за это время выдал всего 131 ампер-час.

В глазу шторма мы опять сняли показания приборов, данные за 144 часа. Шторм — родная стихия нашего ветрогенератора! Теперь он лидировал со счетом 253:191. Панели в шторм почти ничего не заработали. Мы их, правда, в шторм под солнце не подстраивали, в основном из-за полного его отсутствия.

И теперь, когда нам приходится ползти против ветра, ветрогенератор не теряет лидерства. По результатам 169 часов он лидирует со счетом 348:237. Скоро нам предстоят попутные ветра, и панели опять вырвутся вперед. Но пока что он очень неплохо поработал! Без него, пожалуй, в плохую погоду можно остаться без электричества. А так его хватало, чтобы поддерживать работу нашей электрогидравлической авторулевой системы во время шторма и ночь после него. А ест она немало.

Особенно спасибо ему за вчерашнюю ночку, которая, наверное, станет худшей за все наше плаванье. Шквалы налетали каждые полчаса, трехметровая волна болтала во все стороны, и идти в лавировку с закрепленным рулем невозможно. За пять часов я присел на вахте раза три на пять минут. Все остальное время носился по всей лодке: закручивал стаксель и раскручивал стаксель, двигал каретки, разрифривал грот и убирал грот, а иногда и шкоты бегал на бак распутывал. Налетит 30 узлов ветра и пролетит, лодка ползет по слабому ветру еле-еле, дергаешь веревки. Только все настроил, туча идет в полнеба, зарифливаешься. Туча приходит — понимаешь, что пожадничал, и дорифливаешься дальше. Автопилот в этой ситуации — вторая пара рук. Не было бы его, пришлось бы вдвоем стоять на вахте.

Теперь перейдем к письмам в редакцию. Спасибо что пишете, комментарии нам пересылают, и нам очень приятно знать, что кому-то наш поход интересен.

1. Поупражняться с секстантом пока что совершенно не было времени. Подготовка к наблюдениям занимает минут двадцать — определить время наблюдений, что из имеющегося в альманахе будет видно на пригодных для измерения высотах и на каких азимутах. Сами измерения длятся минут 15–20. И минимум полчаса нужно, чтобы посчитать это все без калькуляторов, на бумаге, и нарисовать линии положения, если мы снимаем звезды. Перед ралли я взял секстант на соседней лодке, и выверил им наш. Были подозрения, что гнутые светофильтры на нашем стареньком секстанте дают существенную ошибку. Насчет гнутых выяснить не успел, зато те, что негнутые, проверил — дополнительной ошибки не вносят. Точность определения по звездам у меня получается 2–3 мили. Самому интересно определиться и по солнцу, и по звездам. Как будут попутные ветра, со временем станет получше, и обязательно поупражняемся.

2. Трансмиссию будем смотреть по приходу. Даже если вода и поступает, сделать с этим в океане ничего нельзя. У нас с собой и масла только 250 граммов, даже заменить не сможем. В Лас-Пальмасе потарахтели двигателем, подменили пол-литра масла — чистое. Так что надеюсь, что сильного поступления воды в ногу двигателя нет, и виноват был во всем неподжатый до конца фланец.

3. Наша антенна для радиоприемника — тонкий провод длиной несколько метров. Может, попробовать его зачистить на конце и примотать, к примеру, к ахтерштагу? Или сам провод на фале поднять? А еще у нас тут есть паяльник, паяльная кислота, провода и пивные банки (пока полные) — можем что-то и собрать, если у кого есть рецепт. Наверняка, в радиосети интересное происходит. Одна из идущих за нами лодок потеряла свой спасательный плот, и он где-то там в шторме плавает надутый. Просили уничтожить, кто найдет. А у нас сейчас даже VHF молчит второй или третий день, лодки пораскидало, никого теперь не слышно.

Сегодня была хорошая ночь. Сейчас по Калининграду восемь утра, рассветет у нас только через три часа. Все небо в звездах, линия горизонта просматривается, но вокруг — никого. Последний сильный шквал, в 30 узлов, был десять часов назад. А потом всю ночь достаточно ровный ветер 9–11 узлов, потихоньку смещается к северо-западному, и стрелка на компасе всю ночь медленно ползет к отметке в 270 градусов. За последние часа четыре два раза поправил руль на пару градусов, да на лебедке пол-оборота сделал. Больше заниматься совершенно нечем — лодка сама идет к ветру с закрепленным рулем, и даже следует за его изменениями.

Сижу в кокпите в спортивных трусах и флиске, тепло, а под спрейхудом так вообще курорт. Похоже, ребята сегодня наконец-то выспятся, волна улеглась, и лодка почти не стучит днищем о воду. Хотя Леша говорит, и прошлую ночь спал прекрасно — лег и выключился, несмотря на все мои пляски с веревками и удары волн. Дельфины только меня пугают иногда, фыркая за бортом, но на глаза пока ни один не попался.

Если и завтра будет такая погода, наконец-то просушим лежащие в душевой штормовые паруса и мокрую одежду, и кой-какие дела поделаем. Радар что-то перестал работать как раз перед штормом, прозвоним провода. На стакселе защитный слой от ультрафиолета в одном месте растрепался, подлатаем. Аккумуляторы сегодня к ночи сели, хотя и ветер был, и солнце было, и рулили весь день руками. Уж не сдох ли один из двух наших сервисных аккумуляторов? Надо проверить в светлое время суток. Подремонтируем и вернем на место сорванный в шторм баннер с нашим номером ралли. Ну и мелочи всякие, как обычно.

Всем хорошего дня, пишите!


Обсудить на форуме →

Неделя в океане
  • 01.12.2013

Двое суток неприветливого океана, и победа над зарождающимся тропическим штормом прошла на ура: и экипаж, и лодка выдержали, хоть и устали! Теперь ждем, чтобы этому «малышу» дали имя. Кстати, глаз его мы все-таки нашли. Там все не так, как показывают нам в фильмах про морские приключения. Вместо солнца, которым обычно в глазу циклона радуют своих зрителей режиссеры, нас там ждало хмурое небо, полностью затянутое тучами, и непрекращающийся ливень. Ветер прямо как выключили, а огромные пятиметровые волны, больше похожие на холмы, без гребней и срывающейся с них пены, уже не казались такими жестокими.


В эти двое суток все напоминало нашу родную осеннюю погоду из серии «как я перезимовал лето на Балтике»: дожди казались бесконечными, и за одной тучкой приходила следующая, а потом еще одна и еще одна, и так бесконечно. Ладно бы эти тучки просто мешали нам любоваться звездным небом, так они приносили с собой еще и шквалы с ливневыми дождями. На одном из семинаров рассказывали, что в Атлантике дождей немного, и они очень быстро проходят. «Частенько не успеет команда намылиться, чтобы пресной водой смыть с себя соль, как дождь закончится», — рассказывал нам Крис Тиббс, который не раз пересек Атлантику, имея в виду экипажи гоночных лодок, в которых даже туалет за шторкой, о душе там и речи быть не может, поэтому моются команды во время дождя. Так вот вчера мы таким образом точно могли бы помыться, и не один раз, но у нас-то на яхте есть душ, и воды пока хватает. Еще рассказывали, что иногда случаются шквалы. Иногда — это же не каждые же полчаса? А у нас вот получилось что ночью и утром шквалило постоянно. Казалось бы, безобидные облака подлетали молниеносно, и скорость ветра тут вырастала с 15 узлов до 30. Вот так вот спокойно не поедешь, считая падающие звезды. Приходилось рифиться, разрифливаться, потом снова рифиться — и так по кругу. Вахта оказалась непростая. Ночью нас также пугали грозовые фронты, которые сверкали в той самой стороне, откуда мы двое суток выбирались.

Но не только для тех, кто вел лодку к финишу, все казалось непросто. Для «стоящих на посту в царстве Морфея» ночка выдалась тоже не из легких. Постоянная работа с парусами, встречная волна, которая билась с неимоверной силой о борт, и крен (тут, по закону подлости, на другой борт) заставляли скатываться с кроватей и постоянно просыпаться.

Шторм окончен, и от балтийской промозглой осени уже ничего не осталось. Мы сменили «зимние» непромы с которых ручьями стекала вода, на легкие. И сейчас движемся навстречу ветру и волне, уже все реже прилетают шквалы в 30 узлов. Можно сказать, тут настоящее лето: светит приятное и ласковое солнышко, температура воды уже более 29 градусов по Цельсию, температура воздуха, наверное, такая же, а встречный ветерок приятно обдувает. Только этот ветер дует не туда. Целый день шли в лавировку, да еще и против встречной волны, поэтому получилось что за 8 часов от одной точки до другой по прямой прошли 16 миль, хотя галсами на самом деле намотали 40.

У нас сегодня маленький праздник — неделя в океане. Позади осталось 846 морских миль (121 миля в сутки), из них лишь 11 часов шли под двигателем, что важно для финального результата. На сегодняшний день наша яхта «Мур Мур», по данным организаторов ралли, на второй позиции в своем дивизионе, правда, во время шторма потеряли позиции в общем рейтинге, но тут наверстаем. План по поеданию продуктов все еще не выполняется. Ящик запасов, отведенных на первую неделю плавания, еще наполовину полон, особенно всякими сладостями, что-то не до них было. Видимо, устроим себе пир горой, как доберемся до попутных ветров! А до финиша еще 1873 мили, и, как поется в песне: «Что нас ждет, море хранит молчанье». До пассатов осталось еще немного посопротивляться встречному ветру, а там начнется сэйлинг без напряжения, с редким развлечением в качестве смены галсов, к которому в основном и стремились около 200 лодок круизного дивизиона.

Поздравляем вас с первым днем зимы!


Обсудить на форуме →

На бровях у шторма
  • 30.11.2013 17:11:00

В пятницу многие отправляются навстречу приключениям. «Мур Мур» тоже решила отжечь в пятницу, и отправилась разыскивать мифический глаз шторма. Это когда вокруг все кипит, а у тебя солнышко светит и чай в стакане стоит не шелохнется. Шторм нам обещали молодой, но перспективный. Из него может получиться настоящий тропический шторм, которому заботливые люди дадут имя. Всем судам ралли, выбравшим северный маршрут, рекомендовали быстро идти на юг, так как если «малыш» подрастет, мало им не покажется.


Но так как «Мур Мур» нужен ветер, она решила не ехать прямо в глаз, а ехать прямо в бровь — там будет небольшой приятный попутный ветер, и пока другие экипажи будут в «непромоканцах» менять паруса на штормовые, мы будем загорать и читать Сэма Льювеллина, который пишет замечательные детективы про парусные гонки.

По-честному, у нас и выбора особого не было. Тут как-то интересно все закручивается. Сверху — ветрюга, снизу — ветрюга, а посередине полоска хорошего ветра. И вот эта вот полоска превратится в глаз, а вокруг него будет свистеть. И так удачно все у нас складывалось — мы как раз по полоске доезжаем, а там глаз, а мы — на бровь. Шторм — на северо-восток, а мы с приятным попутным ветром — на юго-запад. Вроде и в шторме побывали, а даже непрома не намочили.

Получилось как-то все не так. С каждым новым прогнозом глаз уползал, раздваивался, ветровая система полностью менялась, и крутилось все это так странно, что понять, как оно может развиваться и куда идти, было совершенно невозможно. Можно было верить прогнозам или не верить. Каждый следующий прогноз опровергал предыдущие. Они все сходились только в одном — заварушка будет! Но чему тогда вообще верить?

Вместо обещанных двадцати узлов ветра (попавшим в шторм на ранней стадии — существенные скидки!) мы отхватили вечером и в начале ночи почти 30, 35 на порывах, и сутки дождя в придачу. В лодке все мокрое, с непромов ручьями стекает вода, влажность 80%, на стенках — конденсат. Наш экипаж сутки успешно борется с погодой, так как добраться до глаза и удрать из него нам нужно, пока шторм не подрос. Некогда в дрейфе лежать или под штормовыми парусами плестись. Рифились, разрифливались, уваливались, приводились. Качали прогнозы, меняли курс. Меняли трусы и носки, потом плюнули.

Шторм таки шторм, и успел нанести нам урон. На качке не выдержал и начал рваться гамак с запасом фруктов, апельсинчики и яблочки попрыгунчиками понеслись по салону. Услышав их, мы спохватились и пресекли побег бананов, лимонов, киви, капусты, баклажанов, груш и мандаринов. Бананы в сырости начали на глазах созревать, и мы весь день давимся, но трескаем бананы, закусывая их другими пострадавшими фруктами. В целом фруктовую катастрофу удалось предотвратить.

А в ста милях от нас дрейфует яхта из гонки MINITRANSAT с человеком на борту. У него поломки, ждет, когда все стихнет, чтоб начать ремонт. Пишут, что у него все хорошо, ни в чем не нуждается. Гонка, кстати, интересная. Гоняются одиночки на шестиметровых лодках. Маршрут из Ла-Коруньи через Бискай к Канарам, оттуда — на Карибы. В интернете есть трекер, там можно маршрут смотреть, и описания лодок, и биографии шкиперов. Пока мы не уехали готовиться к ралли, я за ними внимательно следил. Из Ла-Коруньи вышло 80 лодок, и через Бискай не смогло перейти, по-моему, 15. Немалый процент! Очень интересно, сколько их сейчас в гонке осталось.

А к утру ветер усилился до 35 узлов, и мы оделись в штормовые паруса — маленький стаксель на отдельном штаге и красивый ярко-оранжевый трисель, который установлен у нас на отдельном погоне на мачте. С этим ветром так и едем весь день. Прибегают пятиметровые волны, прилетают порывы за 40 узлов, а «Мур Мур» летит к Карибам в бакштаг. Свежий прогноз говорит, что мы прямо в глазу, и у нас дуют приятные попутные 10 узлов ветра. Прогноз от организаторов ралли говорит, что в нашем квадрате на порывах 25 узлов максимум. Не верьте никому — тут посвистывает! Но должно уже скоро перестать, уже вот на 16 часов меньше 30 дует, и мы снова поднимем наши белые паруса, бросим штормовые в душ сушиться и полетим к пляжам с белым песком, прозрачной водой и холодными коктейлями. А шторм пойдет развлекать серферов на Канарских островах. Жаль, глаз так и не посмотрели.


Обсудить на форуме →

День гостей
  • 28.11.2013 11:01:00

Вчера я первый раз сильно испугался за все время. Только отправил пост в «Новый Калининград», поднялся на палубу и увидел близко сзади два ярких желтых огня прямо по корме. Мили 2–3 до них, не больше. Первая мысль была, что если это круизный лайнер, то жить нам осталось минут пять. Скорость у него 15–20, может, до 30 узлов. Вторая мысль была, что это никак не может быть круизный лайнер. Во-первых, я не вижу ходовых огней, и вообще не очень похоже. Во-вторых, я десять минут назад оглядывал вокруг и глазами, и электроникой, и у нас только яхта одна по курсу впереди.


Включил всю электронику, отключенную из экономии. Теперь они видят нас на AIS, он должен дать у них сигнал тревоги. Хотя на радаре они нас и так видят, у нас два отражателя, один очень большой, волны нет — должны быть как на ладони. Но кто знает, что там делает этот Скеттино? Когда мы шли вдоль побережья Португалии, всю ночь по рации, не переставая ни на минуту, были пьяные крики, ругань, музыка. Несколько пароходов материли друг друга на разных языках, включая наш родной, и эта пьянка продолжалась часов шесть, почти всю ночь. Береговая охрана безуспешно пыталась их урезонить, напоминая что 16 канал служит для вызова судов и подачи сигнала бедствия. С тех пор я не верю большим пароходам.

Светанул на паруса мощным поисковым огнем и приготовился уже бежать кричать в рацию «Вессел ин позишн… смолл сэйлинг йот он йо курс». Тем временем круизный лайнер превратился в молодую луну, которой отчего-то захотелось сегодня полежать на спине, и она быстро вставала из-за горизонта вверх ногами. Тьфу. Не в первый раз уже пугаюсь одного и того же.

В семь утра я сменился с Катей, оставив ее ловить остатки угасающего ветра, и пошел спать. Проспал за сегодня 15 часов в два приема. Похоже, первые дни были тяжелыми, хоть это и не ощущалось. Просто всегда была работа. Рулить, рифиться, разрифливаться, прогнозы, еда, посуда. Первые дни в море всегда волнительны — прислушиваешься к каждому новому звуку. Почему здесь скрипит? Что здесь звякает? Здесь вокруг посуды запихнем бумажные полотенца, чтобы не звенело, а тут подмотаем на ахтерштаг изоленты, чтобы не так стучал о стойку тента над кокпитом. Проверяешь и перепроверяешь такелаж, паруса, рулевую, что творится под пайолами и в разных труднодоступных уголках. На третий день наступает покой, привыкаешь и к звукам лодки, и к плеску воды, и к свисту ветра.

У нас сегодня был банный день. Десять часов шли под мотором, иногда выключая его и пытаясь что-то наловить парусами. Но на встречном слабом ветре плыть под парусами невыгодно. Уж слишком низкая скорость по курсу получается. Зато у нас теперь есть горячая вода и полностью заряженные аккумуляторы.

А еще сегодня день гостей. Пока я спал, к нам приходили дельфины. А после заката на палубу приземлилась усталая птичка. Тут их летает довольно много, хотя до ближайшей земли 350 морских миль или 650 километров. Птички у нас бывали и раньше, посреди Бискайского залива к нам прилетел гоночный голубь с кольцом из Англии, и ехал с нами до Ла-Коруньи. Спорили с Лешей, что они тут едят. На вид птичка — не рыбак, насекомых тут нет. Чтобы спасти палубу и обувь, поселили пока нашего гостя в ведро. Утром посмотрим, что с ним делать. Супа из него не сваришь, за борт не выкинешь. Надеюсь, сам улетит.

От бискайского голубя — мы его назвали Сэр Уно (догадайтесь, почему) — удалось избавиться не сразу. Когда мы высадили его на причал в Ла-Корунье, он потопал куда-то неровной походкой и свалился в воду. Ребята его выловили и отнесли на берег. Там его, пока он приходил в себя, чуть не слопала кошка. Пришлось голубя на ночь опять сажать в ведро, и только на утро он очухался и улетел. Наш новый пассажир пока сидит в ведре тихо, и мы его тоже не беспокоим. Кто подскажет название птички и что они тут едят, тому большое спасибо. Вдруг нам его кормить придется.

Этой ночью я опять оказался на вахте, ребята отдыхают. Ветерок вначале дул около 10 узлов, но к середине ночи усилился до 15, а к пяти утра — и до 20 с порывами до 23. Хотя наш вчерашний прогноз обещал 5–10 узлов еще часов шесть. Вот и верь после этого метеорологам. Днем у нас по прогнозу 20 узлов, и если реальность его не превзойдет значительно, то должны двигаться довольно бодро, не меньше семи узлов.

Всем веселой пятницы!


Обсудить на форуме →

Комментарии