Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая

Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая Заметки путешественника: Амстердам — Гданьск на яхте. Часть вторая
Путешественник Юрий Дударенко в первой части своего личного судового журнала уже рассказал «Акватории Нового Калининграда.Ru» о начале захватывающего яхтенного вояжа из Амстердама. Во второй части матрос рассказывает, чем интересны каналы, и делится захватывающей историей с элементами американских экшн-фильмов, произошедшей с капитаном яхты в Кильском канале.

Путь из Северного моря в Балтийское 

Проведя день в Куксхафене, я почти пришел в себя после передряг прошлых суток. И дорога — точнее,  море — снова звала вперед. А впереди был совсем необычный и очень ожидаемый мною день. Мы должны были провести его в Кильском канале, выйдя утром из Северного моря, и войти вечером в Балтийское.

Чем хороши и интересны для меня каналы? Тем, что в них нет этих огромных морских просторов, и все суда проходят буквально на расстоянии вытянутой руки. Это и шлюзы, и другие любопытные технические сооружения, к которым с берега обычно не подобраться, зато отлично можно полюбоваться с воды.

Для маломерных судов канал открывает свои ворота в 9 утра и закрывается вечером. В отличие от наших внутренних вод, идти под парусом тут можно. Или нельзя, но немцы на это внимания не обращают! Ну а если идти под мотором, то лодка всегда движется с одной и той же скоростью примерно в 6 узлов, и это вполне позволяет успеть пройти канал за один световой день.

И вот в районе 7:30 утра мы, предварительно залив полный бак дизеля, вышли из марины и двинулись в противоположную от моря сторону: вверх по реке Эльба. Вход в канал находится по левому борту, если идти с моря на расстоянии примерно 8–10 миль от Куксхафена. То есть, идти чуть больше часа.

А навстречу нам идут большие и просто огромные суда из Гамбурга. Их долгий путь к дальним странам и континентам тут только начинается. Ко входу в канал мы подошли немного раньше и, терпеливо ожидая 9 часов, кружили в компании нескольких немецких яхт. Ровно в 9 утра (а как иначе в Германии-то!) ворота шлюза распахиваются, и яхты одна за другой устремляются внутрь.

Шлюза здесь всего два: на входе и на выходе из канала, да и перепад высот у воды совсем незначителен. Зато для больших и малых судов — раздельные камеры. Это и удобно и логично, ведь трафик яхт тут весьма оживленный. Из Северного моря и обратно идут немецкие, голландские, реже польские, норвежские и шведские лодки. Русских замечено не было!

Немного об особенностях шлюза, если кому-то вдруг интересно. Лодки здесь швартуются не прямо к стене, как у нас, а к деревянному понтону, который находится между стенкой и лодкой. Понтоны находятся у самой ватерлинии, поэтому кранцы надо заранее вывесить как можно ниже, и то они норовят выскочить из-под борта, поэтому перед тем как окончательно закрепиться, неплохо бы проверить, не трется ли где борт о понтон. Концы продеваются через кольца, находящиеся на понтоне. Такие же кольца есть в стене, только неподвижные, и мы по незнанию продели швартовые сначала через них, потом огляделись на соседей и бросились это дело исправлять.

Понтоны достаточно широкие и по ним спокойно можно ходить, спрыгнув с лодки. Но я в спешке умудрился провалиться ногой между двух понтонов, хотя вроде там не такие и большие щели. Так что под ноги лучше все же смотреть!

Еще надо все делать без паники, но как можно шустрее. Немцы работают как на конвейере: успел, не успел — твои проблемы. Объяснять никто ничего не будет. Смотри по сторонам и делай как все, а лучше заранее изучи матчасть!

Так, не без приключений, мы, наконец, вышли канал. А трафик здесь оказался действительно ого-го. Первым же делом мы в паре метров разошлись с паромом, которые с завидной частотой ходят тут с одного берега на другой и делают это весьма агрессивно, если можно так сказать. И этот при том, что канал еще пересекает добрая дюжина мостов! Но тут все сделано так, чтобы местным жителям было комфортно!

web01.jpgПочти сразу после входа расположены светофор и место расширения канала. Светофоры регулируют проход самых крупных судов, осадка которых позволяет им двигаться только по центру канала. Когда горит красный, грузовые суда обязаны пришвартоваться к специальной стенке и пропустить по центру встречное крупное судно. При этом у таких светофоров может возникать довольно большая «толкучка». Поначалу мы думали, что это правило распространяется и на нас, хотя, идя вдоль самого берега, мы никак не могли помешать проходу любого судна. Тем не менее, на трех светофорах, где горел красный свет, мы терпеливо ждали зеленого, пока сердобольные немцы на моторной яхте не махнули нам рукой — мол, чего ждем?И мы поняли, что сглупили, и врубили полный вперед.

Ну а теперь про суда. Тут, конечно, раздолье для любителя подобных вещей! И речные, и морские,  и крупные океанские. И все проходят так близко, что натурально на несколько минут загораживают для тебя белый свет. Наглядно видно, насколько хорошо развит в Европе водный транспорт.

А по берегам канала всюду жизнь. Множество деревушек и городков, дома зачастую стоят почти у воды (а как же безопасность стратегического объекта?!), немецкие пенсионеры сидят прямо на травке, машут проплывающим и вообще всячески наслаждаются созданным ими порядком вещей. Велосипедные дорожки тянуться по всей протяженности канала, и движение велосипедистов всех возрастов там весьма оживленное.

В целом, прохождение канала — это, без преувеличения, одно сплошное удовольствие. Особенно в хорошую погоду, как в нашем случае. Фарватер понятен и виден, скорость постоянная, волнения ноль, навигационных опасностей тоже минимум. Можно со спокойной душой загорать, дремать, фотографировать или качаться на мачте, как это делали норвежские дети на своем катамаране. Только на выходе система дала сбой: один из шлюзов сломался, и добрый десяток яхт после долгого ожидания загнали в один шлюз с огромным паромом. Суеты и нервов было много.

Ах да, и еще один момент. Оплачивать проход за канал надо в шлюзе, на выходе. Причем, никто к тебе не подходит, ты сам должен, как только привязался, карабкаться по лестнице вверх по стенке, бежать через ворота выхода (они же — мостик) на противоположную сторону. И все это делать надо очень быстро, потому что шлюзование занимает считанные минуты.

Мы же сделали все наоборот! Осознав всю схему в тот момент, когда остальные уже спокойно возвращались из кассы на свои лодки, наш капитан ринулся на противоположную сторону, и как только он там оказался, раздался сигнал и ворота на выход стали медленно раздвигаться. Нисколько не преувеличиваю: все, кто был в шлюзе (даже на пароме со своей высоты!), открыв рты, ждали, что же теперь будет. Без капитана мы уйти не можем, с другой стороны — и паром, пока не вышли все яхты, тоже никуда не пойдет. Нас спасло только то, что ворота шлюза открывались не на две створки посередине, как, например, на канале им. Москвы, а целиком съезжали внутрь правой стены. А поскольку капитан был тоже справа, то он взбежал на ворота и под аплодисменты и свист (клянусь!) лихо перепрыгнул на все больше удаляющуюся левую сторону шлюза.

В молчании и каждый в своих мыслях мы тем временем вышли в Балтийское море в акваторию города Киль. Мимо просвистел, набирая скорость, паром. И уже сумерках мы пришвартовались в марине «Олимпик».

web02.jpgКиль — парусная Мекка Европы 

Марина «Олимпик» в Киле, куда мы пришли первыми после прохождения Кильского канала, является, пожалуй, со всех сторон образцово-показательной. Новенькие понтоны, много места, разнообразие лодок, целый ряд магазинов: от продуктового до технического. И все это в шаговой доступности. Хорошие, чистенькие душевые по 1 евро за 6 минут пользования душем, туалет и раковина бесплатно!

Главная изюминка тут — смотровая площадка на крыше офиса Hafenmeister’a, или harbour master, если по-английски. А если по-русски, то, наверное, смотрителя марины. Хотя в отсутствие у нас явления как такового что ни придумывай — все сойдет. Отсюда отлично просматриваются как сама марина, так и акватория Кильского залива, где, выйдя из канала, корабли начинают свое путешествие по Балтике или стоят на рейде в ожидании пропуска.

Историю возникновения этого места рассказывает стенд, стоящий у здания смотрителя. Итак, марина «Олимпик» названа так неспроста. Ее возвели специально для летних Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году. Здесь, соответственно, проходили все соревнования по парусным видам спорта. Надо отметить, что в акватории Киля отнюдь не одна марина. Я только по пути насчитал три. И вообще, город является одним из самых популярных среди любителей паруса на Балтике. Здесь постоянно проходят какие-то регаты, а также знаменитая Кильская неделя, которая, кроме всего прочего, собирает в акватории города красавцев tall ships: больших ретро-парусников наподобие наших барков «Седов» и «Крузенштерн».

Курс на Засниц 

Мы продолжили свой путь на восток — курс на немецкий порт Засниц. Ожидая, что Балтика в конце лета отнюдь не будет дружелюбной и теплой, еще в Киле я закупил резиновые сапоги, штаны-непромоканцы и вязаную шапку а-ля «старый рыбак». Был готов ко всему, в общем. Но никто не мог и предложить, какой сюрприз преподнесет нам погода. Балтийское море встречало нас сильным встречным ветром и волнами, что вполне оправдывало мою экипировку.

Как по заказу, в качестве иллюстраций к рассказу о Киле как о парусном центе при полном попутном ветре навстречу нам потянулись яхты и парусники. Но чем дальше мы выходили в открытое море, тем меньше вокруг было движения, и лишь по левому борту на достаточно отдаленном расстоянии шли грузовые суда.

День прошел в неспешном созерцании скорее чего-то в глубине себя, чем по сторонам. И окончился красивейшим закатом, когда на фоне расчерченного редкими полосками облаков неба, за горизонт закатывался остывающий шар солнца.

Наши вахты остались прежними, а значит, в 4 утра вновь начиналась моя смена. Я вышел, было прохладно, но не холодно. На небе висела луна, а справа по борту через равные промежутки времени были отлично видны вспышки маяка. Было еще темно, но уже буквально через час небо начало светлеть, и мне открылась Балтика, спокойная, как озеро, а яхта скользила по воде, почти не поднимая волну.

Дело в том, что днем воздух над сушей горячее, чем над морем, и ветер дует с воды, а ночью — наоборот. Ну а раннее утро — это то время, когда воздушные массы над сушей и морем сравниваются по температуре, этим и вызвано такое спокойствие. Длится оно совсем недолго, и уже с восходом солнца ветер вновь набирает обороты, выдувая из непутевой головы все предрассветные мысли и данные себе обещания. Новый день, как обычно, начинается с чистого листа!

Слегка сократив в рассказе время в пути, мы обнаружили себя в курортном городке Засниц, на высоких песчаных берегах острова Рюген, что так напомнил мне береговую линию Калининграда. Это неожиданно оказалось не единственное напоминание о нашем не таком уж и близком анклаве на Балтике. Первое — это бывшее рыбацкое, а теперь прогулочное судно с названием «М. И. Калинин». Полагаю, что это еще наследие ГДР. Но ведь уже давно нет этого государственного образования, нет и СССР, где это имя хоть что-то значило, а кораблик, однажды так нареченный, никто переименовывать и не собирается. Это, наверное, и есть толерантность к прошлому, какое бы оно ни было? Второе напоминание — еще одно, теперь уже настоящее, рыбацкое судно «Пилау». А Пилау — это же нынешний Балтийск, морской городок в Калининградской области. Герб Пилау красовался над рубкой судна. Как бы намекая нам, что немцы хоть и молчат, но помнят, чьи это земли.

Набережная отдана на откуп туристам и дополнена длинным молом, упирающимся в старый, но свежеокрашенный маяк. Гостевая стоянка яхт находится тут же, и яхты швартуются под любопытными взглядами прохожих. Необычное ощущение, ведь обычно в марине царит некий дух камерности, места не для всех. Впрочем, марины как таковой тут и нет. Она, судя всему, только строится на противоположной стороне гавани. Возможно, она будет уже огорожена от посторонних и, самое главное, будет гораздо ближе к офису смотрителя марины. Сейчас же нам пришлось давать добрый крюк, чтобы попасть на прием к мало интересующемуся нами дядечке, который взял протянутые деньги и даже не взглянул на документы.

Остаток дня я провел, бродя со свертком свежайшего филе трески по старому деревянному пирсу. Он был заставлен пластиковыми лотками рыболовецких фирм принадлежности Латвии, Эстонии, Польши и Германии, морским мусором, канатами и сетями, с которых еще капала соленая вода, а в глубине неутомимо копошились мушки. Рыболовецкая романтика на поверку оказалась с немного специфическим запахом, но все это сглаживал мягкий свет закатного солнца и, может быть, оттого баркасы с облупившейся краской казались очень уютными, почти домашними.

Засниц — Гданьск 

Под привычное уже урчание дизеля мы вышли из Засница. Если б мне кто рассказал, я бы не поверил, но натурально: чем дальше мы шли, тем жарче становилось, и в итоге в какой-то момент я обнаружил себя щурящимся на солнышке в одной футболке, закинув в каюту все теплые штаны, кофты и куртки и сапоги.

web03.jpgСлева, справа и прямо по курсу периодически крутились рыбацкие лодки, в связи с чем к нам на борт залетела куча полосатых мух-путешественниц. Однообразие это было прервано лишь один раз — и чем?! Подводной лодкой! Натурально, шла встречным курсом с гордо реющим над рубкой Андреевским флагом. Сфотографировать его, конечно, не удалось, зато в бинокль совершенно четко разглядели. Лодка прошла, и в связи с отсутствием других интересных вещей мы стали изучать лоцию порта Гданьск. И по всему выходило, что гостевая марина для яхт находится в самом центре старого города.

Вот это и стало мне компенсацией за несбывшиеся калининградские надежды! Путь к марине идет вдоль Кашубского канала, который является своего рода ответвлением реки Вислы. И от самого входа в канал тянутся там пристани и верфи торгового морского порта. К слову сказать, идти до марины довольно прилично, миль 35. И местами — не сказать, что сильно комфортно. Глубина достаточная, но среди маневрирующих большегрузов как-то неуютно. А на подходе к старому городу приходится расходиться с многочисленными прогулочными судами, которые вовсе не спешат тебя пропускать (хоть ты и гость). Так что выбор места для гостевой марины довольно специфичен.

Впрочем, все эти вопросы как-то отпадают сами собой, когда из-за поворота показываются башни старого города. И вот мы плывем вдоль набережной, по ней гуляет народ и фотографирует тебя. В этот день мы попали не в один туристический отчет, я полагаю. И вроде ты такой же, как они, но ощущения совсем другие. И тот, кто стоит сейчас на берегу и смотрит на нас, тоже это понимает.

И получилось в итоге ведь почти так, как я задумывал! В этом месте Гданьск сильно похож на Рыбную деревню в Калининграде, и мы как будто и вправду пришвартовались у кафе «Верфь». Все в белом.

Текст, фото — Юрий ДУДАРЕНКО

Полный фото- и видеоотчет можно посмотреть в ЖЖ путешественника.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Cобытия