Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут

Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут Наталья Красакова: через несколько дней гонки женщины тоже не розами пахнут

«Яхтсменка года — 2012», член экипажа яхты «Благодарность-2» Наталья Красакова в интервью корреспонденту «Акватории Нового Калининграда.Ru» рассказала о парусных походах и гонках, о том, что делали организаторы регаты «Nord stream race» («NSR»), чтобы она была более драматичной, как экипажу приходилось расплачиваться за скорость и, кому на борту яхты отдают лучшие спальные места. А также поделилась своими размышлениями по поводу суеверий про женщин на борту, перспектив калининградских спортсменов и парусного спорта региона.

— Наталья, расскажите, как все начиналось? Как в вашей жизни появилось море и яхты? Как давно вы этим увлекаетесь?

— Отношения с морем у меня начались в глубоком детстве. Родилась и выросла я на берегу Азовского моря в небольшом курортном городке Приморско-Ахтарск Краснодарского края. Каждая семья тогда обязательно имела лодку или две, как сейчас автомобили. Во времена Хрущева было трудно с продуктами, и жители ловили рыбу не для потехи, а для пропитания. Взрослые брали своих детей на рыбную ловлю, как только те научатся ходить. И мы, тогдашние дети, были искусными рыболовами, изобретая разные методы лова, приносили домой добычу, пока взрослые были заняты на работе. Очень часто ловили рыбу с импровизированного судна, коим мог быть самодельный плот из бревнышек и дощечек или из всего, что можно было надуть и пустить плавать по волнам. Таким образом, еще в детстве мы хорошо освоились на воде, не боялись моря, знали его переменчивый характер и поэтому относились с большим вниманием к вестникам перемены его настроения. Парусной секции в городе не было, и паруса в детстве я видела только на картинках. Но я никогда даже и не пыталась каким-либо образом ассоциировать себя с парусом. Пока в 1995 году не попала в качестве телеоператора государственной компании на регату для журналистов на борт немецкой парусной яхты «Eh la bas». И я поняла, что мне нравится всё вокруг: суета по подготовке к переходу или гонке, хлопоты по укладке припасов и вещей, процедуры отхода и швартовки яхты, работа с парусами, дневные и ночные вахты, нехитрая яхтенная снедь, вкуснее которой на суше ничего не бывает. С тех пор каждый сезон я провожу под парусом столько времени, сколько позволяют обстоятельства. И если выбирать, каким образом я проведу свое свободное время — так уж точно не лежа на пляже где-нибудь в Египте и не тратя время на шоп-туры!

Наталья на рыбалке с отцом, 1967 г

Наталья на рыбалке с отцом, 1967 г.

— В каком количестве гонок вы принимали участие в этом сезоне?

— В последнем парусном сезоне мне посчастливилось участвовать вместе с экипажем яхты «Благодарность-2» в нескольких замечательных регатах на Балтике — экипаж практически каждые выходные проводил в Польше, где находится яхта. Еще участвовали в двух регатах, прошедших в рамках Кильской недели в Германии, гонке вокруг острова Готланд «Sailbook Cup», и, конечно же, самым важным событием сезона для нас стала регата «Nord Stream Race».

— Расскажите о самой значимой гонке подробнее. С кем пришлось бороться за победу?

— Для экипажа яхты «Благодарность-2» регата «Nord Stream Race» — не первая оффшорная гонка, однако 800 миль нон-стопом — это впервые. Стартовали мы 15 сентября из немецкого города Фленсбург в Санкт-Петербург, большая часть дистанции проходила по трассе морского газопровода «Северный поток», отсюда и название регаты. Участники были поделены на два дивизиона — «ORC» и «Gazprom Swan 60». В гавани Сонвик собрались сильнейшие экипажи из Германии, Великобритании, Турции, Люксембурга, объединенная команда Евросоюза, а также единственная российская лодка с российским экипажем — наша яхта «Благодарность-2». На борту, правда, был иностранный яхтсмен из Польши — друг экипажа Анжей Глебов. В группе «ORC» было заявлено 7 яхт, но стартовали только 5, наверное, потому что предварительный прогноз погоды был довольно тяжелым для гонки. Мы взяли высокую планку, так как большинство из участников — титулованные спортсмены, которые входят в элиту европейского парусного спорта, а все яхты превосходили размером и скоростью. Также настрой на борьбу нам задавал наш главный соперник — «большой младший брат нашей яхты» — быстроходная лодка «Outsider», построенная по проекту «Elliott 52». Ее владелец и рулевой Тильмар Хансен — опытный гонщик и прежний владелец яхты «Благодарность-2», отлично знающий ее возможности.

Организаторы регаты — Яхт-клубСанкт-Петербурга и Немецкий парусный союз — для придания гонке драматизма специально выбрали осеннее время для ее проведения. Гонка по штормовой осенней Балтике предстоит экстремально тяжелая: длинные, темные и холодные ночи, борьба со стихией без права на отдых, холод и физическое напряжение на пределе человеческих возможностей. Как говорится — шутки в сторону! Это ничем не будет напоминать легкие летние «покатушки», так популярные среди яхтсменов-любителей!

«Благодарность-2» на регате «Nord Stream Race»

Яхта «Благодарность-2» на регате «Nord Stream Race»

Именно этим еще объясняется столь небольшое количество участников: всего 10 лодок, 121 яхтсмен, из них — 10 женщин. Самому молодому участнику 18 лет, старшему — 67.

В регатах такого ранга проводится обязательная инспекция по оснащению и безопасности каждой гоночной яхты. Проверку нашей лодки проводил Алан Грин — один из опытнейших специалистов по международным соревнованиям. Спор разгорелся вокруг гоночного балла. 45-футовая яхта «Благодарность-2», приобретенная всего 4 месяца назад, имеет немецкий гоночный сертификат с буквально катастрофическим гоночным баллом. Все дело в том, что изначально яхта не предназначалась для гонок в дивизионе ORC. Она строилась в 2000 году на верфи Новой Зеландии дизайнером Элиотом, который решил воплотить в новом проекте все самые передовые тенденции на тот момент. Конструкция яхты позволяет развивать наибольшую скорость на полных курсах. Многие технические решения в этом проекте носили экспериментальный характер, их эффективность не доказана, а вот на гоночный бал в ORC они повлияли фатальным образом, делая его чрезмерно высоким. Настолько высоким, что в регате «Nord Stream Race» делает бессмысленным состязание с другими яхтами, значительно превосходящими ее в размерах. После двух дней споров, обмеров и расчетов, капитан яхты Сергей Павленко и дирекция регаты наконец пришли к решению, которое устроило обе стороны: гоночный бал может быть уменьшен при условии фиксации поворотной мачты. Экипаж нашел техническую возможность осуществить блокировку мачты, а техническая комиссия опечатала ее и одобрила новый гоночный сертификат.

— Как вы говорили, несмотря на все меры безопасности, организаторы внесли элемент экстрима, назначив проведение гонки на осень. Их ожидания оправдались? Погода не подвела?

— Прогноз оправдался только частично. На время регаты ожидался сильный юго-западный ветер. Нам он был на руку, так как яхта «Благодарность-2» при таких условиях развивает очень хорошую скорость, но, учитывая опыт и превосходство в размере соперников, единственный шанс на победу в этой гонке — нести столь много парусов, сколько позволят ветер и храбрость команды, и при любых условиях выжимать из яхты максимальную скорость. Правда, затем ветер зашел с севера, и везение наше закончилось. Элемент экстрима внесла не только погода: часть дистанции проходила во фленсбургском фьорде, где поворотные знаки и береговая линия усложнили маршрут. Кроме того, последняя часть дистанции проходила по участку Финского залива, изобилующему мелями.

Первый буй, в лавировку, яхта «Благодарность-2» обогнула последней. Начался дождь. Ветер усилился до 35 узлов на порывах. Яхты соперников шли под стакселями, мы же — под большим спинакером. Это дало лодке неоспоримое преимущество в скорости — до 20 узлов — и третий буй мы уже обогнули вторыми, за «Outsider-ом». В 14 часов завеса дождя рассеялась. Три паруса соперников остались в нескольких милях позади. После четвертого знака яхта «Благодарность-2» шла за «Outsider-ом», а соперники были еле различимы на горизонте. Ночью шквалистый ветер достиг 20 узлов, мы шли острым курсом под гротом и стакселем. В районе знака «Варнемюнде» за кормой появились огни какой-то яхты, похоже «UCA». Обогнув знак, экипаж поднимает спинакер и снова отрывается от соперников. После прохождения острова Рюген, экипаж снял спинакер, так как яхта не вырезалась на следующий знак. Скорость, конечно, значительно снизилась, и на рассвете нас вновь догнала «UCA», используя свое преимущество в размерах.

Когда соперники находятся в пределах видимости, гоночная борьба обостряется. Команды занимаются настройкой парусов, выжимая из лодок максимальную скорость. С яхты «UCA» в комитет регаты приходит сообщение: «Пока гонка проходит хорошо. Мы идем совсем рядом с яхтой „Благодарность-2“. Российская лодка сейчас на расстоянии шести корпусов от нас».

На рассвете 16 сентября за островом Борнхольм, несмотря на сильный ветер, экипаж поставил большой спинакер. Однако яхту бросило в опасный брочинг (неуправляемые повороты (броски) яхты в наветренную сторону — прим. «Нового Калининграда.Ru»), и спинакер пришлось заменить на более плоский и меньший по размеру. «UCA» вновь отстала, идя под стакселем, не решаясь ставить спинакер. По сообщению с берега стало известно, что за ночь «Outsider» опередил «Благодарность-2» на 30 миль. С учетом гоночного балла, на этот момент наша яхта лидировала в гонке и продолжала увеличивать отрыв от соперников, неся полные паруса. Ветер вновь усилился до 30 узлов. В ночь с 16 на 17 сентября яхта «Благодарность-2», как в ловушку, попала в штилевую зону, так называемый «вакуумный мешок»: такелаж грохотал, паруса беспомощно хлопали, лодка стояла, а гоночное время шло. Продвижения никакого. Часы изматывающего ожидания ветра длились, кажется, бесконечно. Экипаж пытался продолжать движение хотя бы в любом возможном направлении, близком к генеральному курсу. Позже стало известно, что «Outsider», имея преимущество в скорости и детальный погодный прогноз, пошел немного восточнее генерального курса и избежал штилевого пятна. За ночь он увеличил отрыв на 150 миль. Судя по сообщению с «Outsider» в комитет регаты, ветра там было более чем достаточно.

Днем дождь усилился, а ветер сменился на восточный. В 16 часов яхта под стакселем и гротом подошла к эстонскому острову Хийумаа. Экипаж надеялся, что ветер, вернув юго-западное направление, позволит поставить спинакер и наконец использовать максимальные возможности яхты. До вечера, вопреки ожиданиям, ветер не изменился. Более того, он разогнал встречную волну, которая теперь сильно тормозила лодку, сбивая ее с хода. В полночь 18 сентября обогнули остров Хийумаа, ветер теперь стал встречным, и экипаж был вынужден заменить геную на 4-й стаксель, так как порывы достигают 35 узлов. Однако на встречном курсе, зафиксированная по договоренности с гоночным комитетом мачта, является тормозом из-за своего широкого — 50-сантиметрового профиля. При таких обстоятельствах остается мало надежды на лидерство в этой гонке, да еще и с поломками. 18 сентября в 14:48 — на четвёртые сутки — финишировала яхта «Outsider». При нынешней скорости яхте «Благодарность-2» потребуется идти не менее суток. Вся надежда только на ветер, который уже должен бы зайти с юга! Утро 19 сентября. Ночь прошла в упорной борьбе за скорость и лавировке среди множества мелей Финского залива. Яхта «Благодарность-2» занимает вторую позицию за «Outsider».

На этой регате яхта установила собственный рекорд скорости в этом сезоне — 21,3 узла! Но за скорость приходится платить!

blagoddrn_NSR_3.jpg

— И какова же ее цена?

— Сначала во время гонки у нас произошла авария на топе мачты. Сломалась кипа блока, и фал, нагруженный спинакером, разрезал карбоновую мачту до оковки штага. В результате яхта осталась всего лишь с одним топовым спинакер-фалом. Кроме того, брасы спинакера буквально оплавились от чрезмерной нагрузки при трении по лебедкам. Разрыв булиня грота удается устранить, не опуская парус. Во время гонки также лопнул рым крепления галсового угла генуи. Обычно такую поломку без заводских условий устранить невозможно, но команда находит возможность закрепить угол паруса веревкой прямо во время движения.

А когда до финиша оставалось 29 миль, случилась фатальная авария. Лопнул форштаг — «струна жизни» — стальной стержень девяти миллиметров в сечении. Теперь ничто не держит мачту спереди. Только благодаря мгновенной реакции опытного рулевого, увалившего яхту, не произошло более крупной неприятности — падения мачты. Несмотря на усилия экипажа, возобновить движение к финишу под парусами не удалось. На попутном курсе команда продолжила бы гонку, так как сзади мачту поддерживают бакштаги. Но при нынешней ситуации, когда давление на мачту спереди колоссальное, движение против ветра под парусами невозможно. Штурман сделал доклад комитету регаты об аварии и яхта «Благодарность-2» , выйдя из гонки, двинулась в сторону Кронштадта под мотором.

Прошло 95 часов от старта до поломки. За четверо суток команда физически измотана, промокла и замерзла настолько, что сил на эмоции не осталось. Разочарование придет позже, после отдыха: пройти 800 миль и не дойти до финиша всего 29. Но тогда для экипажа испытания еще не закончились. Нужно было во что бы то ни стало донести мачту в целости до Санкт-Петербурга. К счастью, через 8 часов «Благодарность-2» благополучно ошвартовалась у Английской набережной в Неве. На следующий день яхта «Haspa Hamburg» пересекла финишную линию второй, а еще через сутки, третьей, финишировала яхта «Nordic Falcon».

Но не только нам приходилось расплачиваться. Так 17 сентября яхта «UCA» сошла с дистанции из-за проблемы с двигателем, который не мог далее обеспечивать электропитанием палубные механизмы. Команда зашла в шведский порт Висбю на острове Готланд.

— Да, высокая цена, но ведь вы все равно вышли победителями в своем роде?

— Да, хотя яхта и не финишировала, я считаю экипаж вышел победителем в этом сражении со стихией. А организаторы высоко оценили тот факт, что команда боролась, невзирая на поломки, до тех пор, пока яхта была способна нести паруса, и прекратил гонку лишь тогда, когда поставить парус было не на что. Мы получили кубок «За волю к победе». В Санкт-Петербурге не удалось отремонтировать штаг, и, 24 сентября экипаж повел яхту домой, закрепив мачту фалами и соорудив временный форштаг из брасов в надежде на то, что эта система выдержит 600-мильный переход через штормовое осеннее море.

Этот рейс дал команде бесценный опыт, получить который возможно, лишь испытав на себе в полной мере все, что преподносит яхтсмену море и пройдя, не сдаваясь, весь путь, до конца.

— А если бы знать заранее, что эта гонка за максимальной скоростью на пределе возможностей приведет к серии фатальных поломок — стал бы экипаж более осторожным?

— Это вечный вопрос технических видов спорта! Что выбрать? Дойти до финиша не первым, но целым? Или рискнуть всем — и, возможно, стать лидером? Каждый решает сам! На то он и спорт! В мае 2014 года экипаж планирует принять участие в новом, обратном, маршруте «Nord Stream Race».

team.jpg

Экипаж яхты «Благодарность-2» после финиша «NSR» в Санкт-Петербурге

— Любая гонка требует слаженных действий команды, от которой напрямую зависит результат. Расскажите, пожалуйста, о распределении обязанностей в вашей команде, кто чем у вас занимается, за что вы отвечаете на дистанции? Распорядок вахт?

— На яхте «Благодарность-2» уклад существенно отличается от жизни на круизных лодках. Это гоночная яхта, в ней нет и намека на минимальный комфорт. По-другому и быть не может, так как все подчинено главному правилу — достичь наибольшей скорости, имея минимальный вес лодки. Экипаж на яхте от 10 до 12 человек. Нам приходится находиться в одном помещении, которое представляет собой склад вечно мокрых парусов. Здесь такая же вечно мокрая одежда экипажа, спасательные жилеты, ремкоплекты, сумки с инструментами, кранцы, бухты веревок, спасательные плоты, аптечки, банки с ракетами, запасы воды, продукты. Каждый ищет себе место для сна посуше: на полу, парусах или койке, если позволяет курс лодки. После каждого маневра весь груз внутри лодки переносится экипажем на наветренный борт. Спящая подвахта во сне переползает на новые места. В шторм подвахта спит в непромоканцах и сапогах на случай «ахтунга». После нескольких дней такого быта из-под одежды разит мокрой псиной. Но когда экипаж работает на пределе возможностей, на это никто не обращает внимания. Должна всех разочаровать — от женщин тоже не розами пахнет!

«Покататься и отдохнуть под парусом» на «Благодарности-2» не получится. Нужно приехать задолго до старта, затащить со склада в пустую лодку кучу парусов (их может быть 10–15), оборудование, одежду, воду, продукты, заправить лодку топливом, обследовать корпус и такелаж. После финиша нужно полностью разгрузить лодку, просушить и произвести необходимый ремонт парусов, сложить их по мешкам, промыть пресной водой веревки, вымыть корпус яхты изнутри, откачать воду из полостей.

Поэтому и экипаж на «Благодарности-2» особенный. Вернее — экипажи. Их несколько. Яхтинг требует постоянных отлучек с места работы. Не все могут отсутствовать по несколько недель. Воспитал экипажи Командор — так называют капитана яхты Сергея Павленко. По образованию он тренер-преподаватель. Участвовал в парусных гонках по всему миру, завоевал призы: чемпион Азии и Океании в классе «Виндсерфинг», чемпион Мира в классе «Микро» в составе экипажа яхты «Магия», чемпион мира по парусному спорту в классе «Айсборд», бронзовый призер чемпионата Европы и др. Командор отвечает за главное: стратегию, организацию, подготовку к гонкам, подбор экипажа.

Его правая рука — Максим Авдеев, яхтсмен, имеющий большой гоночный опыт и высокие награды — чемпион Польши и чемпион мира в классе «Микро». В экипаже его называют «золотые ручки яхты "Благодарность"». Он из тех людей, которые с помощью перочинного ножа построят город в пустыне. На лодке все сделано и перепроверено его руками. Он никому не доверит в открытом море под полными парусами подняться на топ мачты, чтобы проверить состояние такелажа. В гонке «Nord Strean Race» именно он устранил аварию на топе на полном ходу.

Штурман — важная фигура на лодке. На нем лежит большая ответственность не только за успех гонки или перехода, но и за жизнь экипажа. В «NSR» штурманом был Игорь Афонин. Он профессиональный судоводитель. Парусным спортом занимается с юности. Помимо обязанности штурмана, он нес вахту вместе с Михаилом Бушуевым в качестве шкотового. Такое совмещение требует большой выносливости. При физической усталости и недосыпании важно не потерять способность четко отслеживать курс и навигационные опасности, подстерегающие лодку в море.

Наталья в роли бакового на яхте «Вега-1»

Наталья в роли бакового на яхте «Вега-1»

От проворства и сообразительности баковых матросов зависит скорость постановки и уборки парусов. Медленная работа на баке приводит к проигрышу в скорости. Ошибки баковых могут привести к аварийной ситуации, особенно опасной в штормовом море. В «Nord Stream Race» на баке четко и быстро работали Олег Токманов, Алексей Портнов, Анжей Глебов и молодой матрос Кирилл Ерин. Чтобы получить представление о работе бакового матроса, представьте себе действия с парусом площадью более 200 кв. м., который тащит 7-тонную лодку на скорости 36 километров в час. Потоки воды сбивают с ног, а пляшущий нос лодки пытается вас катапультировать за борт.

Самый ответственный член экипажа в гонке — рулевой. Он не просто должен держать лодку на заданном курсе. Он ловит каждый порыв, каждый заход ветра, заставляя лодку двигаться на максимальной скорости. Он следит за обстановкой на 360 градусов вокруг лодки. Он должен мгновенно отреагировать на любую ситуацию, как, к примеру, это сделал Анжей Глебов во время поломки форштага. В конце концов, рулевой — это ангел-хранитель спящего экипажа. На высоких скоростях огромное напряжение начинает быстро давать знать о себе и рулевые чаще сменяют друг друга на посту. Лучшие места для сна, безусловно, отдаются рулевым, сменившимся с вахты. В «Nord Stream Race» на руле работали Сергей Павленко, Максим Авдеев, Анжей Глебов, помогал им Олег Токманов.

Моя роль на яхте — бакштаговый. Кроме того, отвечаю за снабжение, питание, фото- и видеосъемку.

— Что является для вас самым сложным на борту? Тяжело ли приходится девушке на яхте без комфорта и привычных удобств?

— Как я уже говорила, комфорт на яхте минимальный и представлен в виде портативной газовой плиты на кардане и унитаза. Кардан — великое дело! Он позволяет сохранять горизонтальное положение плиты даже при значительном крене. Поэтому на лодке экипаж завтракает горячей овсянкой, бутербродами, печеньем, чаем, кофе. На обед — горячий суп, на ужин — макароны или гречка с тушенкой, овощи. Этого недостаточно, так как организм каждого из нас должен получать около пяти тысяч килокалорий в сутки. Поэтому в промежутках между едой мы добираем калории сладким печеньем, булочками, бутербродами, фруктами, сгущенкой, вареньем, шоколадными батончиками и пьем много сладкого чаю.

В приготовлении еды на камбузе нет ничего сложного. Никто не ждет изысканных блюд. Однако во время качки внутри каюты все «летает», и кок тоже, и нужно быть осторожным, чтобы не получить травму. Или, например, наливаешь кипяток из чайника в чашку. А он, вместо того чтобы литься вниз, льется горизонтально, в сторону от чашки. Так обманывается зрение, когда находишься внутри каюты лодки, идущей с большим креном.

Гальюн на яхте «Благодарность-2»

Гальюн на яхте «Благодарность-2»

Другое дело — гальюн. Думаю, не только я, но и мужчины считают довольно сложной процедурой посещение санузла в штормовых условиях. Конструктор лодки решил установить унитаз напротив мачты на правом борту. Встречный шторм и правый галс делают посещение гальюна экстремальным занятием.

За время сезона к быту на лодке привыкаешь, все становится естественным и само собой разумеющимся. Хотя вряд ли бы я согласилась жить в таких условиях постоянно, всю мою жизнь. Но я считаю ничтожно мизерной плату в виде некоторых неудобств за те эмоции, которые я получаю под парусом.

— Каково это совмещать две роли — члена экипажа и фотографа? Бывало ли, что вас освобождали от обязанностей матроса ради съемки или приходилось, наоборот, жертвовать красивыми кадрами ради успеха команды?

— Карданы есть по обоим бортам яхты. На левом — камбуз, правый кардан занят моей аппаратурой. В герметичном пластиковом контейнере хранятся фотокамера, две экшн-камеры и множество аксессуаров к ним.

Раньше, если не было свободных рук, приходилось жертвовать съемками на гонке. Тогда в лучшем случае на память оставалось только групповое фото с кубком. Теперь, когда я работаю на палубе, роль фотографа выполняют закрепленные экшн-камеры. Качество фото с них неважное, но для веб-страницы вполне пригодное. Главное, что это документальные кадры неповторимых моментов. Когда обстоятельство позволяют — снимаю на фотокамеру.

Съемка на парусной лодке отличается от съемки на твердой земле. А съемка на спортивной лодке отличается от съемки на прогулочной. Из-за высокой скорости в лодке всегда мокро, брызги летят от носа до кормы. Иногда волна перекатывается через всю палубу. Поэтому важно всегда следить за волной и вовремя спрятать камеру от воды. Просушить-то ее будет негде, и она «умрет»!

В условиях соленой влажности аккумуляторы быстро разряжаются, за аппаратурой нужен уход и хранение в сухом месте. Наверное, все операторы и фотографы знают закон Мерфи: лучшие моменты гонки случаются тогда, когда камера далеко, или аккумулятор разрядился, или место на карте закончилось! Или когда спишь в подвахте! Увы, это часто случается и со мной.

— Вы уже давно снимаете калининградский парусный спорт и яхтсменов, ведете фотолетопись достижений парусной команды «Благодарность-2». Есть ли идеи по использованию материала — выставки, другие проекты?

— У яхты «Благодарность-2» есть страница на Фэйсбуке, которую я регулярно пополняю свежей информацией: делаю фотоальбомы, монтирую видеоролики. За годы съемок у меня накопилось немало материалов о калининградских яхтсменах. Я бережно храню фото- и видеоархивы, надеясь, что со временем они принесут пользу калининградскому яхтингу.

Наталья Красакова

— А не было ли желания сменить должность матроса и фотографа на капитанскую позицию?

— О карьере капитана не мечтаю. На это способен не каждый, мне точно не по таланту.

— Что вы думаете про суеверие «женщина на корабле»: как вы к этому относитесь и как вас воспринимает мужская парусная команда «Благодарности»?

— В этом сезоне на Кильской неделе мы соперничали с яхтой «Tutima». На ней чисто женский экипаж. В «Nord Stream Race» — участвовали 10 женщин. На яхте «Благодарность-2» ходит вся семья Авдеевых — Максим, его сын Андрей и его супруга Надежда. Как и я, она отвечает за закупки и питание, а в гонке работает бакштаговым. Экипаж доволен, когда я или Надежда на борту. Это значит — всем обеспечено трехразовое горячее питание. Мужчины, нечего скрывать, работу на камбузе не жалуют и, как правило, перебиваются бутербродами.

Так что в парусном мире женщина на лодке — не нонсенс. Другое дело — в каком она качестве? На яхты приходят два типа женщин. Первый — это те, которым действительно интересен парус, ветер, адреналин. Они работают рука об руку с экипажем не только на гонках, но и на ремонтных работах, и становятся полноценным членом экипажа. Второй тип — женщины-пассажирки. Они постоянно требуют к себе повышенного внимания экипажа и дополнительной заботы. Во время легкой покатушки они украсят жизнь мужской команды, но в серьезной гонке будут обузой.

— Вы не только гоняетесь в составе парусной команды на гонках, но еще и ходите под парусами в походы? В чем отличие? Что вам нравиться больше гонки или отдых на яхтах?

— Я делю парусников на яхтсменов и спортсменов. И те и другие любят парус, море, скорость. Но они различаются по приоритетам. Спортсмены — люди с «сумасшедшинкой». Им путешествия, прогулки, отдых не интересны. Они готовы буквально убить свое судно, выжимая из него предельную скорость, подвергнуть себя риску, порвать в клочья паруса и веревки, чтобы обогнать соперника. Им важна победа, свист ветра в ушах, и «чтобы волосы развевались». А лодку и паруса потом заштопают.

Яхтсмены тоже участвуют в гонках, и не безуспешно. Но в приоритете у них — безопасность плавания. Они проводят свой отпуск в дальних походах, где им тоже часто выпадают довольно суровые испытания. Запланированы материальные расходы, сроки заходов в порты, экскурсии. Поэтому каждая вахта старается выжать максимальную скорость на переходах.

Мне нравится любой яхтинг. В походах люблю тихое созерцание заката, звездного неба, игру света в морской воде. Спустя несколько дней пребывания в море нравится ощущение обнуления сознания, когда не знаешь, какой сегодня день недели, и как зовут твоего начальника. Но, бесспорно, больше эмоций получаешь, участвуя в гонке. Наверное, поэтому последние три года я провожу время в экипаже «Благодарности».

— Чем вы занимаетесь в период «парусного несезона»?

— Если бы сезон длился круглый год, наш экипаж, наверное, обнищал бы и обносился, а семьи бы нас покинули. Поэтому хорошо, что есть перерыв. Много времени отвожу общению с супругом, родней. Пенсия моя невелика, поэтому я подрабатываю журналистом-фрилансером. Зимой отсматриваю видео, снятое в сезон, делаю небольшие ролики на память экипажу и на радость поклонникам страницы яхты «Благодарность-2».

Во время подготовки яхты «Благодарность-1» к гоночному сезону.

Во время подготовки яхты «Благодарность-1» к гоночному сезону.

— А есть ли уже планы на следующий сезон?

— Зима пройдет быстро. Ранней весной начнем ездить в Польшу, где стоит яхта. Работ по подготовке к сезону всегда много — это приятные хлопоты. Они связаны с предвкушением новых регат. В следующем сезоне их планируется немало: «Nord Stream Race», затем Кильская неделя, неделя Варнемюнде, гонка вокруг Готланда, и, практически каждые выходные — регаты в Польше.

— Вы завоевали титул «яхтсменки года 2012»: ожидали ли вы его получить? Ожидаете ли подтвердить этот статус в этом году? Кто, по вашему мнению, может стать победителем этой номинации в этом году?

— За сезон 2012 года я «находила» около четырех тысяч миль, то есть, больше, чем другие женщины. На итоговом собрании региональной федерации парусного спорта мне присвоили титул «яхтсменки года». С одной стороны, получить такой титул — это получить комплимент от яхтсменов, но внутренне я испытываю неловкость. Я не могу назвать себя прирожденной яхтсменкой — впервые я ступила на палубу яхты, когда мне было почти 40 лет. Просто с той минуты из всех доступных мне способов провести свободное время я всегда выберу парус. Женщины, которые читают эти строки! Попробуйте хотя бы раз пройтись под парусом. Возможно, это будет прогулка всей жизни! Я буду рада, если в яхт-клубы придут молодые девушки, которые полюбят яхтинг. У нас таких мало, но они появляются. К примеру, Ирина Горбатюк — вот, по моему мнению, настоящая яхтсменка, достойная этого титула.

— Если продолжить разговор о профессионализме наших калининградских яхтсменов. То в последние годы сделан огромный шаг вперед. Например, в этом году две команды на яхтах J70, приняли участие в чемпионате Европы, яхта «Благодарность-2» участвовала в регате «Nord Stream Race», команда «RUS 39» уже не первый год покоряет пьедесталы в классе «Микро». Сохраниться ли эта положительная тенденция?

— Опытных, высококлассных спортсменов у нас немало. Периодически, имея материальную возможность, они выезжают на крупные соревнования и завоевывают высокие награды. Но, увы, в нашем регионе спорт держится на энтузиастах. К сожалению, их единицы. Парусный спорт — дорогой, как и все технические виды. Без поддержки государства или крупных спонсоров наши спортсмены, к сожалению, не смогут достойно представлять регион в спорте высших достижений. Но я уверена, что наш регион еще будет блистать на пьедесталах.

— Так вы считаете, что парусный спорт будет в регионе развиваться?

— В данный момент картина развития детского парусного спорта в регионе сегодня представляет печальное зрелище. Не хватает главных кусочков паззла — матчасти, гаваней, тренеров. Всё по традиции держится на нескольких энтузиастах — тренерах и родителях.

Взрослый спорт держится на энтузиазме и личных финансах спортсменов. Я не говорю о «гонках выходного дня» в Калининградском заливе, которые проводят местные яхт-клубы. Речь идет о спортсменах, которые за свой счет приобретают лодки, экипировку и на свои деньги едут, к примеру, в Европу. А там они представляют Россию! Заметьте, не себя, а Россию, которая никак не участвовала в финансировании! Это наш феномен!

Но я верю, что придет время, когда парусная яхта перестанет быть диковинкой в наших водах. И хочу пожелать всем удачи и попутного ветра.

Текст — Екатерина ПИГУЛЕВСКАЯ, фотографии предоставлены собеседницей, больше фотографий на странице яхты «Благодарность-2» в Фейсбуке*.

* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Cобытия