«Яхтсменка года — 2012», член экипажа яхты
— Наталья, расскажите, как все начиналось? Как в вашей жизни появилось море и яхты? Как давно вы этим увлекаетесь?
— Отношения с морем у меня начались в глубоком детстве. Родилась и выросла я на берегу Азовского моря в небольшом курортном городке
Наталья на рыбалке с отцом, 1967 г.
— В каком
— В последнем парусном сезоне мне посчастливилось участвовать вместе с экипажем яхты
— Расскажите о самой значимой гонке подробнее. С кем пришлось бороться за победу?
— Для экипажа яхты
Организаторы регаты —
Яхта
Именно этим еще объясняется столь небольшое количество участников: всего 10 лодок, 121 яхтсмен, из них — 10 женщин. Самому молодому участнику 18 лет, старшему — 67.
В регатах такого ранга проводится обязательная инспекция по оснащению и безопасности каждой гоночной яхты. Проверку нашей лодки проводил Алан Грин — один из опытнейших специалистов по международным соревнованиям. Спор разгорелся вокруг гоночного балла.
— Как вы говорили, несмотря на все меры безопасности, организаторы внесли элемент экстрима, назначив проведение гонки на осень. Их ожидания оправдались? Погода не подвела?
— Прогноз оправдался только частично. На время регаты ожидался сильный
Первый буй, в лавировку, яхта
Когда соперники находятся в пределах видимости, гоночная борьба обостряется. Команды занимаются настройкой парусов, выжимая из лодок максимальную скорость. С яхты «UCA» в комитет регаты приходит сообщение: «Пока гонка проходит хорошо. Мы идем совсем рядом с яхтой „
На рассвете 16 сентября за островом Борнхольм, несмотря на сильный ветер, экипаж поставил большой спинакер. Однако яхту бросило в опасный брочинг (неуправляемые повороты (броски) яхты в наветренную сторону — прим. «Нового Калининграда.Ru»), и спинакер пришлось заменить на более плоский и меньший по размеру. «UCA» вновь отстала, идя под стакселем, не решаясь ставить спинакер. По сообщению с берега стало известно, что за ночь «Outsider» опередил
Днем дождь усилился, а ветер сменился на восточный. В 16 часов яхта под стакселем и гротом подошла к эстонскому острову Хийумаа. Экипаж надеялся, что ветер, вернув
На этой регате яхта установила собственный рекорд скорости в этом сезоне — 21,3 узла! Но за скорость приходится платить!
— И какова же ее цена?
— Сначала во время гонки у нас произошла авария на топе мачты. Сломалась кипа блока, и фал, нагруженный спинакером, разрезал карбоновую мачту до оковки штага. В результате яхта осталась всего лишь с одним топовым
А когда до финиша оставалось 29 миль, случилась фатальная авария. Лопнул форштаг — «струна жизни» — стальной стержень девяти миллиметров в сечении. Теперь ничто не держит мачту спереди. Только благодаря мгновенной реакции опытного рулевого, увалившего яхту, не произошло более крупной неприятности — падения мачты. Несмотря на усилия экипажа, возобновить движение к финишу под парусами не удалось. На попутном курсе команда продолжила бы гонку, так как сзади мачту поддерживают бакштаги. Но при нынешней ситуации, когда давление на мачту спереди колоссальное, движение против ветра под парусами невозможно. Штурман сделал доклад комитету регаты об аварии и яхта
Прошло 95 часов от старта до поломки. За четверо суток команда физически измотана, промокла и замерзла настолько, что сил на эмоции не осталось. Разочарование придет позже, после отдыха: пройти 800 миль и не дойти до финиша всего 29. Но тогда для экипажа испытания еще не закончились. Нужно было во что бы то ни стало донести мачту в целости до
Но не только нам приходилось расплачиваться. Так 17 сентября яхта «UCA» сошла с дистанции
— Да, высокая цена, но ведь вы все равно вышли победителями в своем роде?
— Да, хотя яхта и не финишировала, я считаю экипаж вышел победителем в этом сражении со стихией. А организаторы высоко оценили тот факт, что команда боролась, невзирая на поломки, до тех пор, пока яхта была способна нести паруса, и прекратил гонку лишь тогда, когда поставить парус было не на что. Мы получили кубок «За волю к победе». В
Этот рейс дал команде бесценный опыт, получить который возможно, лишь испытав на себе в полной мере все, что преподносит яхтсмену море и пройдя, не сдаваясь, весь путь, до конца.
— А если бы знать заранее, что эта гонка за максимальной скоростью на пределе возможностей приведет к серии фатальных поломок — стал бы экипаж более осторожным?
— Это вечный вопрос технических видов спорта! Что выбрать? Дойти до финиша не первым, но целым? Или рискнуть всем — и, возможно, стать лидером? Каждый решает сам! На то он и спорт! В мае 2014 года экипаж планирует принять участие в новом, обратном, маршруте «Nord Stream Race».
Экипаж яхты
— Любая гонка требует слаженных действий команды, от которой напрямую зависит результат. Расскажите, пожалуйста, о распределении обязанностей в вашей команде, кто чем у вас занимается, за что вы отвечаете на дистанции? Распорядок вахт?
— На яхте
«Покататься и отдохнуть под парусом» на
Поэтому и экипаж на
Его правая рука — Максим Авдеев, яхтсмен, имеющий большой гоночный опыт и высокие награды — чемпион Польши и чемпион мира в классе «Микро». В экипаже его называют «золотые ручки яхты "Благодарность"». Он из тех людей, которые с помощью перочинного ножа построят город в пустыне. На лодке все сделано и перепроверено его руками. Он никому не доверит в открытом море под полными парусами подняться на топ мачты, чтобы проверить состояние такелажа. В гонке «Nord Strean Race» именно он устранил аварию на топе на полном ходу.
Штурман — важная фигура на лодке. На нем лежит большая ответственность не только за успех гонки или перехода, но и за жизнь экипажа. В «NSR» штурманом был Игорь Афонин. Он профессиональный судоводитель. Парусным спортом занимается с юности. Помимо обязанности штурмана, он нес вахту вместе с Михаилом Бушуевым в качестве шкотового. Такое совмещение требует большой выносливости. При физической усталости и недосыпании важно не потерять способность четко отслеживать курс и навигационные опасности, подстерегающие лодку в море.
Наталья в роли бакового на яхте
От проворства и сообразительности баковых матросов зависит скорость постановки и уборки парусов. Медленная работа на баке приводит к проигрышу в скорости. Ошибки баковых могут привести к аварийной ситуации, особенно опасной в штормовом море. В «Nord Stream Race» на баке четко и быстро работали Олег Токманов, Алексей Портнов, Анжей Глебов и молодой матрос Кирилл Ерин. Чтобы получить представление о работе бакового матроса, представьте себе действия с парусом площадью более 200 кв. м., который тащит
Самый ответственный член экипажа в гонке — рулевой. Он не просто должен держать лодку на заданном курсе. Он ловит каждый порыв, каждый заход ветра, заставляя лодку двигаться на максимальной скорости. Он следит за обстановкой на 360 градусов вокруг лодки. Он должен мгновенно отреагировать на любую ситуацию, как, к примеру, это сделал Анжей Глебов во время поломки форштага. В конце концов, рулевой — это
Моя роль на яхте — бакштаговый. Кроме того, отвечаю за снабжение, питание, фото- и видеосъемку.
— Что является для вас самым сложным на борту? Тяжело ли приходится девушке на яхте без комфорта и привычных удобств?
— Как я уже говорила, комфорт на яхте минимальный и представлен в виде портативной газовой плиты на кардане и унитаза. Кардан — великое дело! Он позволяет сохранять горизонтальное положение плиты даже при значительном крене. Поэтому на лодке экипаж завтракает горячей овсянкой, бутербродами, печеньем, чаем, кофе. На обед — горячий суп, на ужин — макароны или гречка с тушенкой, овощи. Этого недостаточно, так как организм каждого из нас должен получать около пяти тысяч килокалорий в сутки. Поэтому в промежутках между едой мы добираем калории сладким печеньем, булочками, бутербродами, фруктами, сгущенкой, вареньем, шоколадными батончиками и пьем много сладкого чаю.
В приготовлении еды на камбузе нет ничего сложного. Никто не ждет изысканных блюд. Однако во время качки внутри каюты все «летает», и кок тоже, и нужно быть осторожным, чтобы не получить травму. Или, например, наливаешь кипяток из чайника в чашку. А он, вместо того чтобы литься вниз, льется горизонтально, в сторону от чашки. Так обманывается зрение, когда находишься внутри каюты лодки, идущей с большим креном.
Гальюн на яхте
Другое дело — гальюн. Думаю, не только я, но и мужчины считают довольно сложной процедурой посещение санузла в штормовых условиях. Конструктор лодки решил установить унитаз напротив мачты на правом борту. Встречный шторм и правый галс делают посещение гальюна экстремальным занятием.
За время сезона к быту на лодке привыкаешь, все становится естественным и само собой разумеющимся. Хотя вряд ли бы я согласилась жить в таких условиях постоянно, всю мою жизнь. Но я считаю ничтожно мизерной плату в виде некоторых неудобств за те эмоции, которые я получаю под парусом.
— Каково это совмещать две роли — члена экипажа и фотографа? Бывало ли, что вас освобождали от обязанностей матроса ради съемки или приходилось, наоборот, жертвовать красивыми кадрами ради успеха команды?
— Карданы есть по обоим бортам яхты. На левом — камбуз, правый кардан занят моей аппаратурой. В герметичном пластиковом контейнере хранятся фотокамера, две
Раньше, если не было свободных рук, приходилось жертвовать съемками на гонке. Тогда в лучшем случае на память оставалось только групповое фото с кубком. Теперь, когда я работаю на палубе, роль фотографа выполняют закрепленные
Съемка на парусной лодке отличается от съемки на твердой земле. А съемка на спортивной лодке отличается от съемки на прогулочной.
В условиях соленой влажности аккумуляторы быстро разряжаются, за аппаратурой нужен уход и хранение в сухом месте. Наверное, все операторы и фотографы знают закон Мерфи: лучшие моменты гонки случаются тогда, когда камера далеко, или аккумулятор разрядился, или место на карте закончилось! Или когда спишь в подвахте! Увы, это часто случается и со мной.
— Вы уже давно снимаете калининградский парусный спорт и яхтсменов, ведете фотолетопись достижений парусной команды
— У яхты
— А не было ли желания сменить должность матроса и фотографа на капитанскую позицию?
— О карьере капитана не мечтаю. На это способен не каждый, мне точно не
— Что вы думаете про суеверие «женщина на корабле»: как вы к этому относитесь и как вас воспринимает мужская парусная команда «Благодарности»?
— В этом сезоне на Кильской неделе мы соперничали с яхтой «Tutima». На ней чисто женский экипаж. В «Nord Stream Race» — участвовали 10 женщин. На яхте
Так что в парусном мире женщина на лодке — не нонсенс. Другое дело — в каком она качестве? На яхты приходят два типа женщин. Первый — это те, которым действительно интересен парус, ветер, адреналин. Они работают рука об руку с экипажем не только на гонках, но и на ремонтных работах, и становятся полноценным членом экипажа. Второй тип —
— Вы не только гоняетесь в составе парусной команды на гонках, но еще и ходите под парусами в походы? В чем отличие? Что вам нравиться больше гонки или отдых на яхтах?
— Я делю парусников на яхтсменов и спортсменов. И те и другие любят парус, море, скорость. Но они различаются по приоритетам. Спортсмены — люди с «сумасшедшинкой». Им путешествия, прогулки, отдых не интересны. Они готовы буквально убить свое судно, выжимая из него предельную скорость, подвергнуть себя риску, порвать в клочья паруса и веревки, чтобы обогнать соперника. Им важна победа, свист ветра в ушах, и «чтобы волосы развевались». А лодку и паруса потом заштопают.
Яхтсмены тоже участвуют в гонках, и не безуспешно. Но в приоритете у них — безопасность плавания. Они проводят свой отпуск в дальних походах, где им тоже часто выпадают довольно суровые испытания. Запланированы материальные расходы, сроки заходов в порты, экскурсии. Поэтому каждая вахта старается выжать максимальную скорость на переходах.
Мне нравится любой яхтинг. В походах люблю тихое созерцание заката, звездного неба, игру света в морской воде. Спустя несколько дней пребывания в море нравится ощущение обнуления сознания, когда не знаешь, какой сегодня день недели, и как зовут твоего начальника. Но, бесспорно, больше эмоций получаешь, участвуя в гонке. Наверное, поэтому последние три года я провожу время в экипаже «Благодарности».
— Чем вы занимаетесь в период «парусного несезона»?
— Если бы сезон длился круглый год, наш экипаж, наверное, обнищал бы и обносился, а семьи бы нас покинули. Поэтому хорошо, что есть перерыв. Много времени отвожу общению с супругом, родней. Пенсия моя невелика, поэтому я подрабатываю
Во время подготовки яхты
— А есть ли уже планы на следующий сезон?
— Зима пройдет быстро. Ранней весной начнем ездить в Польшу, где стоит яхта. Работ по подготовке к сезону всегда много — это приятные хлопоты. Они связаны с предвкушением новых регат. В следующем сезоне их планируется немало: «Nord Stream Race», затем Кильская неделя, неделя Варнемюнде, гонка вокруг Готланда, и, практически каждые выходные — регаты в Польше.
— Вы завоевали титул «яхтсменки года 2012»: ожидали ли вы его получить? Ожидаете ли подтвердить этот статус в этом году? Кто, по вашему мнению, может стать победителем этой номинации в этом году?
— За сезон 2012 года я «находила» около четырех тысяч миль, то есть, больше, чем другие женщины. На итоговом собрании региональной федерации парусного спорта мне присвоили титул «яхтсменки года». С одной стороны, получить такой титул — это получить комплимент от яхтсменов, но внутренне я испытываю неловкость. Я не могу назвать себя прирожденной яхтсменкой — впервые я ступила на палубу яхты, когда мне было почти 40 лет. Просто с той минуты из всех доступных мне способов провести свободное время я всегда выберу парус. Женщины, которые читают эти строки! Попробуйте хотя бы раз пройтись под парусом. Возможно, это будет прогулка всей жизни! Я буду рада, если в
— Если продолжить разговор о профессионализме наших калининградских яхтсменов. То в последние годы сделан огромный шаг вперед. Например, в этом году две команды на яхтах J70, приняли участие в чемпионате Европы, яхта
— Опытных, высококлассных спортсменов у нас немало. Периодически, имея материальную возможность, они выезжают на крупные соревнования и завоевывают высокие награды. Но, увы, в нашем регионе спорт держится на энтузиастах. К сожалению, их единицы. Парусный спорт — дорогой, как и все технические виды. Без поддержки государства или крупных спонсоров наши спортсмены, к сожалению, не смогут достойно представлять регион в спорте высших достижений. Но я уверена, что наш регион еще будет блистать на пьедесталах.
— Так вы считаете, что парусный спорт будет в регионе развиваться?
— В данный момент картина развития детского парусного спорта в регионе сегодня представляет печальное зрелище. Не хватает главных кусочков паззла — матчасти, гаваней, тренеров. Всё по традиции держится на нескольких энтузиастах — тренерах и родителях.
Взрослый спорт держится на энтузиазме и личных финансах спортсменов. Я не говорю о «гонках выходного дня» в Калининградском заливе, которые проводят местные
Но я верю, что придет время, когда парусная яхта перестанет быть диковинкой в наших водах. И хочу пожелать всем удачи и попутного ветра.
Текст — Екатерина ПИГУЛЕВСКАЯ, фотографии предоставлены собеседницей, больше фотографий на странице яхты
* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ