IT-Парк в Калининграде: дайте закурить!

В последнее время калининградский IT-парк все чаще мелькает в новостях. Звучит все в целом неплохо: новые рабочие места, инновационный бизнес и т. п. Хотите узнать, как все на самом деле?

С месяц назад меня пригласили в правительство области на встречу по поводу IT-парка. Собралось человек сорок, были представители калининградских IT-компаний, Евгений Михайлов из Корпорации развития Калининградской области и приехавший из Казани бизнесмен, который и собрался у нас этот парк строить.

Была бодренькая презентация про квадратные метры, про 300 новых предприятий, про 2500 новых рабочих мест в IT и еще 6 тыс новых рабочих мест в смежных областях. В конце концов кто-то из присутствующих спросил: «Вот вы нам представили чисто девелоперский проект, скажите — какое это имеет к нам отношение?»

Разработчики программного обеспечения, присутствовавшие на встрече, на удивление консолидированно высказали свое мнение: у нас нет проблем с офисами, у нас есть проблемы с сотрудниками; нам не нужно здание, вкладывайте в образование. Но наше мнение тогда никто не услышал. Оно никому и не было нужно. Видимо, где-то в плане было провести встречу — встречу провели. Адьюс, амиго!

Я работаю в коммерческих IT-компаниях почти 20 лет, последние 15 лет на руководящих должностях. Хорошо знаком с руководителями многих местных компаний и с ситуацией на рынке. А ситуация следующая.

Если зайти на сайт КГТУ и посмотреть на протоколы зачисления на Факультет автоматизации производства и управления, то мы увидим, что у нас на специальности «Информатика и вычислительная техника» 18 бюджетных мест. А на сайте БФУ им. Канта мы можем узнать, что на профильных специальностях «Прикладная математика и информатика» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» у нас есть 60 бюджетных мест.

В общем по городу, количество мест во всех учебных заведениях по профильным специальностям около сотни, с натяжкой до двухсот. Про уровень подготовки специалистов писать не буду, но если четверть из них хоть как-то, хоть стажерами, сможет по окончанию учебного заведения работать по специальности, то это уже хороший показатель.

Специалисты — это основной актив IT-компаний. Не станки, не склады, не производственные площадки, а люди. Компьютер, стол и стул служат не один год, а обходятся меньше месячной зарплаты. И десять квадратных метров офиса за год стоят каких-то таких же денег. Да сейчас многим компаниям и офисы уже не так нужны, все больше знакомых работает «на удаленке» — кто дома, кто на даче, а кто и за границей. Специалисты — и основной актив, и основная статья расходов. И рост IT-компаний сопровождается ростом их штата.

Лет двадцать назад всех, кто имел отношение к компьютерам, называли программистами. «Принтер не печатает, после обеда приедет программист, поменяет картридж». Сейчас есть модная аббревиатура IT, под которую попадают все: и продавцы компьютерной техники, и интеграторы, внедряющие программное обеспечение различных фирм, и создатели веб-сайтов, и компьютерные специалисты, которые есть в каждой более или менее крупной организации — от меняющего картриджи в принтерах юноши до системного администратора.

Но вся эта сервисная составляющая, направленная на обслуживание калининградских организаций и частных лиц, никак не может вырасти сама по себе, как бы ее ни выращивали. Нельзя взять и открыть в городе 300 новых ресторанов или 300 новых салонов красоты. Эти отрасли растут вместе с рынком, который они обслуживают.

Особняком от этого IT стоят программисты — компании, создающие программные продукты. Они не направлены на региональный рынок, они работают на российском и международном рынках, рост которых исчисляется в миллиардах, и как раз такие компании можно и нужно выращивать. Они дают приток денег в Калининградскую область. Натурально привозят из Москвы деньги, раздают их своим сотрудникам, а те — своим женам, которые тратят их в наших калининградских магазинах.

Сейчас в городе около двух десятков таких компаний, если считать те, чей штат более десяти человек. Суммарная численность сотрудников в Калининграде, по моему мнению, до 500 человек. При этом, помимо конкуренции на глобальных рынках, эти компании конкурируют с местными предприятиями на рынке труда.

В документе под названием «Технопарк в сфере высоких технологий ИТ-Парк Калининград» из 156 страниц на странице 35 сказано: «Согласно исследованиям, проведенным калининградским ИТ-кластером, на сегодняшний день в сфере высоких технологий в Калининградской области трудятся около 3 тыс человек. По состоянию на начало 2013 года в сфере ИТ работали 300 компаний».

Я не собираюсь оспаривать эти цифры. Но я поясню их, чтобы они не застилали глаза тем, кто должен или хочет понимать, что за ними стоит. Вполне возможно, что у нас 3 тыс человек работают системными администраторами, ИТ-специалистами и что у нас 300 компаний, продающих компьютеры, настраивающих программное обеспечение, студий из двух человек, делающих веб-сайты, и частных предпринимателей, разбирающихся в 1C:Бухгалтерия. Но почти все это — 2500 человек и 280 компаний — сервисная региональная составляющая, которую нельзя вырастить.

Поэтому тот, кто решил в качестве обоснования ИТ-Парка просто умножить эти цифры на два, очень серьезно заблуждался. И так как все вроде люди неглупые, то есть впечатление, что заблуждался сознательно.

А чтобы «правильные» 20 компаний-программистов росли хотя бы на 10% в год, им нужны 50 новых специалистов ежегодно — примерно столько, сколько у нас реально и выпускается учебными заведениями. Но только вот беда: за них приходится конкурировать с другими коммерческими компаниями. И не только с IT-компаниями, но и финансовым сектором, торговыми сетями и т. п.

И сегодня это мощный сдерживающий фактор, который ощущают все разработчики программного обеспечения. А совсем не офисный центр за 4,5 млрд рублей народных денег.

Поэтому я могу сказать наперед, что будет с ИТ-Парком. Его построят. Так как бабки не малые, цель «благая», а занимаются им очень умные люди. Из этих 4,5 млрд они отстегнут 100 млн, «поддержат начинающих предпринимателей», «проведут конкурс стартапов» и раздадут эти 100 млн ста «новым» компаниям. Те на них как-то поживут с годик, им еще подкинут 100 млн. В общем, какое-то движение изобразят, цифры нарисуют, а бизнес-парк будет стоять полупустой. Ну и главное, что выхлоп будет из него весь нарисованный. С убытками будет разбираться Следственный комитет, но это когда еще будет!

Вообще, если уж коснулись этого вопроса. Я категорически против раздачи государственных денег разным «стартапам». По той простой причине, что в России сегодня есть десятки венчурных фондов, которые с радостью дадут денег любому разумному ИТ-стартапу. Может, даже в очередь выстроятся. Денег на этом рынке — навалом. Вот только руководят этими фондами профессионалы, проработавшие в IT-бизнесе не один год и заработавшие не один миллион. И на завиральные идеи и безумные проекты они денег не дадут. Свои же деньги.

Поэтому, когда успешный IT-предприниматель раздает молодым компаниям деньги — это хорошо, он еще и поможет им на рынок правильно выйти. А когда государственный чиновник, который в ИТ ничего не смыслит, раздает абы кому народные деньги и дает впридачу недорогой офис, построенный за народный счет — это плохо.

Но способ превратить 20 компаний в 300, а 500 рабочих мест в 3 тыс за 5 лет у меня есть. Сделайте 500 дополнительных мест в вузах по профильным специальностям. Платите студентам, которые хорошо учатся, стипендию в 10 тыс рублей, чтобы там конкурс был по 30 человек на место, платите надбавки преподавателям, чтобы вузы по зарплатам конкурировали с коммерческими фирмами.

4,5 млрд так, конечно, не потратишь, но пара миллиардов за пять лет, наверное, разойдётся. Но уже года через три на рынке начнут появляться квалифицированные специалисты в достаточном количестве. А через пять они создадут эти 300 новых компаний, с нами или без нас.

[x]