Разработчик местных нормативов градостроительного проектирования
Проект «Местных нормативов градостроительного проектирования» был опубликован в конце августа для общественного обсуждения и корректировки. Два месяца горвласти дали калининградцам, чтобы внести свои предложения в проект, который затем планируется использовать в качестве основы для разработки нового Генплана. Нормативы регулируют, к примеру, количество детских садов, зелёных зон, спортивных или туристических объектов на сотню (или тысячу) жителей. Эти данные должны использоваться в будущем не только в работе над Генпланом, но и в разработке проектов планировки конкретных микрорайонов, например.
В число нормативов вошли и расчёты по парковкам. И именно в эти расчёты вполне ожидаемо упёрлись слушания, до этого шедшие настолько бодро, что слушатели явно уже начали радоваться возможности освободиться на пару часов раньше, чем было запланировано.
В основном парковка в центре Калининграда стоит 50 рублей за час. Но есть места и дешевле, а при должном везении можно припарковаться и бесплатно.
Рассказав о повышении нормативов по детским садам, о выделении зон особого нормирования, о туристических и спортивных объектах, руководитель проектовНормативы предполагают увеличение количества парковочных мест на квартиру, но при этом в границах придомовой территории сохраняют действующий коэффициент 0,3. То есть 30 машиномест на 100 квартир. Ещё 40 мест необходимо разместить
«И там, где есть возможность воспользоваться существующими большими паркингами и парковками, нужно обосновать, на сколько машиномест можно там рассчитывать. Или, если этого нет, должен быть отдельный участок, на котором можно оборудовать парковку или паркинг для этого дома. Это задача не только для застройщика, это задача и для города Калининграда. Он должен вместе с застройщиком найти дополнительный участок, на котором не для каждого дома будут строиться паркинги, а
Любопытно, что нововведение вызвало множество вопросов совершенно разного характера. У главы комитета городского хозяйства Сергея Мельникова прежде всего вызвало недоумения само деление парковок на постоянные и временные, а также градация по этажности домов: «Мне кажется, надо брать просто общее количество парковочных мест, что там делить — временное или постоянное», — высказался чиновник.
И там, где есть возможность воспользоваться существующими большими паркингами и парковками, нужно обосновать, на сколько машиномест можно там рассчитывать. Или если этого нет, должен быть отдельный участок, на котором можно оборудовать парковку или паркинг для этого дома. Это задача не только для застройщика, это задача и для города Калининграда.
Ольга Мезей, руководитель проектов ООО «Никор-Проект»
«Мы анализировали такой очень развитый город, как Нижний Новгород», — ответила Мезей.
«А в Вильнюсе норматив на парковки в строящихся новых жилых домах — на 100 квартир 120 автомобильных мест. И эта норма у них действует уже больше 5 лет», — прокомментировал Башин и добавил, что 30 мест в предложенном случае всё равно не будет хватать. Далее выяснилось, что часть участников, в том числе и разработчик проекта, считают, что застройщик, если хочет повысить продажи, будет строить больше парковок, чем указано в минимальном нормативе. Главный архитектор области к такому предположению отнёсся скептически, высказав мнение, что застройщик всегда будет придерживаться минимальной нормы, где бы она ни была прописана. А вот архитектор Сергей Гулевский выявил прямую зависимость между количеством парковочных мест и ценами на недвижимость. По его мнению, существует линейная зависимость между нормативами, ценой жилья и интенсивностью использования городского земельного ресурса. И повышение норматива приведёт в итоге к повышению стоимости жилья на 20%. «Дело в том, что ни один застройщик сам стопроцентную обеспеченность машиноместами в рамках земельного участка сделать не в состоянии. Во всех городах эти проблемы регулирует городская власть посредством строительства крупных многоярусных паркингов на неудобьях, на неликвидных территориях. Вы готовы сообщить горожанам, что с завтрашнего дня стоимость квартир будет не 45–50, а 70–80? Не готовы. Тема очень сложная, и последствия далеко идущие», — отметил архитектор.
Участники слушаний мрачно задумались о последствиях и осторожно согласились, что да, неплохо бы просчитать их. Сергей Мельников заметил, что сколько бы платных паркингов город ни строил, а «человек будет стоять на газоне, потому что он бесплатный». Поддержал чиновника и депутат Евгений Верхолаз, высказавший сомнение в возможности найти сегодня инвесторов на строительство паркингов: «Мы тут сделали платную парковку возле мэрии. Раньше было не заехать, а как сделали платную — она полупустая стоит».
На предложение Гулевского создать специальный отдел, который будет следить за реализацией Генплана и регулировать подобные вещи, Мельников с горечью заметил, что денег у города нет на создание новых отделов, хотя, конечно, архитектор всё правильно говорит — вопрос требует изучения.
Дело в том, что ни один застройщик сам стопроцентную обеспеченность машиноместами в рамках земельного участка сделать не в состоянии. Во всех городах эти проблемы регулирует городская власть посредством строительства крупных многоярусных паркингов на неудобьях, на неликвидных территориях. Вы готовы сообщить горожанам, что с завтрашнего дня стоимость квартир будет не 45–50, а 70–80? Не готовы. Тема очень сложная и последствия далеко идущие.
Сергей Гулевский, архитектор
Башин снова напомнил о европейских нормах. Мезей сообщила, что, к сожалению, в России они неприменимы по ряду причин юридического характера. Участники слушаний ещё раз задумались о возможных последствиях увеличения нормативов, прощании с программой «Доступное и комфортное жильё», загрустили и осторожно предложили ничего не трогать, оставив всё как есть. Александр Башин сообщил, что если рассмотреть, например, судьбу микрорайона «Сельма» с точки зрения парковочных мест, то для него ничего с введением новых нормативов не меняется, потому что авторы нормативов отдают регулирование нормы проектировщикам и застройщикам. «В Вильнюсе норма — 100 плюс 20, а вы закладываете 30 и 70 в уме», — добавил чиновник. Мезей напомнила, что норматив даёт усреднённые данные по городу, а не регулирует нормы по каждому конкретному участку.
Бывший главный архитектор Калининграда Олег Купердяев заявил, что вообще здесь обсуждать надо не конкретный норматив, а то, готов ли город совместно с бизнесом регулировать сложившуюся ситуацию. «Давайте