«Предельно небезопасно»: главная угроза ЧМ-2018 в Калининграде — аэропорт

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»
Все новости по теме: Аэропорт «Храброво»

При самом оптимистическом прогнозе здание аэропорта «Храброво» будет реконструировано и сдано «под ключ» лишь в начале 2018 года. Пессимистичный прогноз говорит об апреле, когда до старта ЧМ по футболу останется 2,5 месяца. Взлетно-посадочную полосу с большой долей вероятности не доведут до ума ни в 2018, ни в 2019 году. Болезненная для региона тема обсуждалась в Общественной палате; озвученные там цифры, факты и предположения — весь мажор и минор проекта — в материале «Нового Калининграда.Ru».

Поговорить об аэропорте члены палаты собрались не просто так, а в контексте предстоящего Чемпионата мира; тон дискуссии задал Павел Саркисов, глава исполнительной дирекции по подготовке к ЧМ-2018 в Калининградской области. И в выражениях он не стеснялся: по его мнению, именно заказчики работ (в случае со взлетно-посадочной полосой (ВПП) это Государственное унитарное предприятие «Ассоциация гражданских аэропортов» — читай — Минтранс РФ), в случае со зданием аэровокзала — его собственник или собственники, потому что за несколько последних лет аэропортом владеет уже третья компания) ведут себя «предельно небезопасно для проведения чемпионата мира». В этом вся соль проблемы: региональные власти не могут повлиять на ход работ практически никак.

Особенно тяжелая ситуация с ВПП, где не сделаны «простейшие работы», к примеру, «водопонижение», и в этом, считает Саркисов, виновато федеральное Министерство транспорта, которое должно было контролировать своего подрядчика.

Единственный выход, убежден он — назначить нового подрядчика решением правительства РФ без торгов, как это произошло в случае со стадионом на Острове. Если этого не произойдет в самое ближайшее время — «то расторгнуть договор с организацией, которая там сейчас работает, „Стройинновация“, и провести новые торги можно будет уже только после 18-го года».

Подрядчик, занятый реконструкцией ВПП в «Храброво», в настоящее время судится с Росавиацией, решившей расторгнуть с ним контракт.

Ну, а потом слово взял генеральный директор АО «Аэропорт Храброво» (по сути, управляющей всем аэропортовым хозяйством компании) Александр Корытный. И дополнил, что процент выполнения работ на взлетно-посадочной полосе, стоянках, рулежных дорожках и т. д. — от 15 до 20%. При том, что окончиться реконструкция должна была бы уже через месяц.

Подрядчик до сих пор не отработал 790 млн рублей аванса, которые получил три года назад, в том числе на закупку оборудования. Оборудование — светосигнальное, радиотехническое — должно приобретаться в основном за границей: у нас оно просто не производится. За рубежом, в Скандинавии, нужно закупать даже гранитный щебень под взлетно-посадочную полосу — никакой другой для этих целей не подходит. Но пока компания раскачивалась, грохнул кризис, и курс рубля резко упал. «Никто на те оставшиеся деньги и объемы выйти не хочет и не может физически… И, в общем, как бы получилось, что мы остались у разбитого корыта», — грустно посетовал Корытный.

И сообщил, что в Москве «уже начали появляться такие формулировки: а может быть, нам урезать федеральную целевую программу, и такая длинная полоса нам уже не нужна» (по проекту реконструкции она должна увеличиться на 850 метров, после чего «Храброво» сможет принимать «большие», дальнемагистральные, самолеты). А означать урезание будет одно: «рухнет вся система посадки, заходов на посадку — то, что должно было быть сделано — это серьезный урон будет аэропорту».

При этом для того, чтобы подрядчики могли реконструировать ВПП по ночам, «Храброво» вынудили отказаться от ночных рейсов. В течение последнего года работы не ведутся, но изменить режим аэропорт не может. Как итог — авиакомпании закрыли дополнительные рейсы; международных рейсов у нас нет сейчас вообще.

Новое здание аэровокзала, где расположится зона прилета и вылета для международных рейсов, планируется открыть в апреле 2017 года. Потом еще в течение года будет вестись реконструкция существующего здания.

Меж тем, недополучаемые таким образом аэропортом 12–15 млн рублей в месяц могли бы пойти на другой строительный объект, о котором калининградцы знают куда больше: здание аэровокзала. С ним ситуация тоже не сладкая, но по сравнении с происходящим (а точнее, непроисходящим) на взлетно-посадочной полосе просто блестящая. Его новый владелец сооружений, компания «Новапорт», рассчитывает полностью ввести в строй до ЧМ-2018. Аж за 2,5 месяца.

 

Это самый пессимистичный прогноз, он не устраивает на данном этапе Министерство спорта, транспортную дирекцию, с позицией ФИФа это не стыкуется, потому что нужно это сделать раньше, чтобы аэропорт в тестовом режиме проработал определенный промежуток времени. Но это реальные цифры, озвученные собственником, и эти цифры он планирует защищать, биться и настаивать, потому что давать снова какие-то обещания, строить замки на песке не хотелось бы.

Александр Корытный, директор АО «Аэропорт "Храброво"»

Собственно, на этом можно было бы и закончить, но директор компании «Ремжилстрой» Ирина Губко поинтересовалась у выступающего, кто же все-таки захотел «порезать» программу реконструкции взлетно-посадочной полосы. И в ответ услышала, что предложение прозвучало неделю назад на коллегии Минтранса в Москве.

«Я что говорил, это они же аванс давали. 800 млн они организовали под свою организацию и сейчас, чтобы спрятаться… Только сейчас пришло время сказать: ребята, пришло время ответить делами!» — взорвался Павел Саркисов. И добавил: «Мне нечего терять».

Но, наверное, все-таки он не прав. И ему, и нам всем в ситуации с ЧМ-2018 терять есть что: это хоть какая-то туристическая привлекательность. Хотя, с другой стороны, парк недостроев, в который рискует превратиться наша область, тоже может привлечь — смотря как подать. Может, в этом и есть высший смысл происходящего? По-другому объяснить не получается.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Оксана Ошевская

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.