Уборка, которую мы потеряли

Фото "Новый Калининград.Ru".
Все новости по теме: Снег и ЖКХ
Проблемы, с которыми столкнулся город этой зимой, по словам представителей власти, складываются из неадекватной ситуации работы двух "ветвей" - управляющих компаний, обслуживающих дома и придомовые территории, и подрядных организаций, получивших заказы на уборку улиц. В минувшую среду глава Калининграда Александр Ярошук окончательно и бесповоротно признал, что подрядные организации не справились с выполнением взятых на себя обязательств. По словам Ярошука, муниципальные контракты с такими организациями будут расторгаться, а в будущем вообще будут изменены правила размещения таких заказов. Корреспондент "Нового Калининграда.Ru" решил разобраться, как именно размещались заказы на уборку улиц нашего города - и выяснил немало интересного.

Блага вездесущей модернизации дают нам замечательную возможность узнать почти все детали тех или иных способов расходования бюджетных средств. Законодательство предписывает проводить конкурсы и аукционы открыто, и почти вся документация (за исключением заявок участников этих состязаний по привлечению денег налогоплательщиков) находится в открытом доступе. Если речь идет о Калининграде, то это - специальный раздел сайта городской администрации. Правда, с начала нынешнего года вступили в силу новые правила размещения государственных и муниципальных заказов, теперь аукционы будут проводиться в электронной форме на трех площадках, а информация о них будет размещаться на едином сайте госзакупок. Однако информация о том, каким образом привлекались подрядчики для уборки улиц города на 2011 год находится на прежнем месте - попробуем проанализировать ее. Пока что - лишь в части, касающейся именно улиц; лоты на уборку территорий в границах кварталов жилой застройки, где у нас творится самый ад, разыгрывались отдельно.

Итак, заказы на уборку улиц города были достаточно четко структурированы. Во-первых, это центральные улицы - всего 238, общей площадью (для уборки в течение 4 "зимних месяцев") 2,35 млн кв. м. Естественно, справиться с этой нелегкой задачей могла лишь одна коммунальная организация - МУП "Чистота", и лот на сумму в 233,8 млн рублей она выиграла, будучи единственным участником аукциона, назначенного на 14 декабря минувшего года. Аукцион был признан несостоявшимся, однако, благодаря определенным особенностям пресловутого ФЗ-94, муниципальный контракт был заключен с единственным участником размещения заказа - МУП "Чистота". Стоит отметить, что именно это предприятие Александр Ярошук назвал в качестве предпочтительного подрядчика в будущем, когда лотов будет всего 3 - по числу районов города.

Здесь стоит сделать небольшое отступление и взглянуть повнимательнее на условия контракта, точнее - техническое задание. 238 улиц, убираемых в этом зимнем сезоне "Чистотой", имеют четко определенную площадь, а также - кратность, с которой они должны убираться. Кратность варьируется от почти ежедневной, максимальная составляет 26 дней в месяц (центральные магистрали - проспекты, улицы с крайне оживленным движением наподобие Черняховского, Шевченко, Литовского вала, Артиллерийской, Громовой, Челнокова, Кутузова, Озерова, Гаражной и так далее - более половины списка), до средней - 18-22 дня в месяц (например - Генделя, Эпроновская, Чайковского и т.д.), ниже средней - 12 дней в месяц (например - Ушакова, Сибирякова, Ермака), редкой - 8 дней в месяц (Короленко, Броненосная, Носова и т.д.) и вообще эпизодической - 4 раза в месяц (такие экзотические и, соответственно, утопающие в снегу улицы, как Гурьева, Велижская, Бердянская, Айвазовского или, например, Семипалатинская). С полным списком улиц и требуемой в рамках муниципального контракта кратностью их уборки вы можете ознакомиться лично. Между прочим, тротуары на части улиц, включая, к примеру, Черняховского и все проспекты, нужно убирать ежедневно.

Часть улиц должны убираться полностью - проезжая часть, тротуары и лоток (это место, куда, по логике, должна стекать вода, затем отправляющаяся в ливневую канализацию), а также - даже остановочные пункты; некоторые - только на проезжей части и тротуарах, ряд - лишь на проезжей части (вероятно, там, где тротуаров нету в принципе - например, на улице Гурьева).

Не менее интересна часть аукционной документации, описывающая собственно работы, которые должен произвести подрядчик. Механизированная уборка, основная часть работ, включает в себя такие приятные и полезные для жителей города составляющие, как: "обработка проезжей части улиц противогололедными материалами", "сгребание и подметание снега", "формирование снежных валов с необходимыми промежутками между ними", "удаление снега с улиц и других территорий", "зачистка дорожных лотков после удаления снега" и даже "подметание дорог при длительном отсутствии снегопадов".

Дальше - интереснее. Так, например, обработка проезжей части противогололедными материалами должна начинаться сразу с началом снегопада, а при угрозе массового гололеда - до начала выпадения осадков. А обслуживать всю закрепленную за подрядчиком территорию он должен менее чем за 5 часов с начала снегопада.

Начинать сгребать и подметать снег на проезжей части, подрядчик обязан, пока толщина снежного покрова не достигла 2-3 сантиметров, подметать всю вверенную ему территорию - не более чем за 5 часов, а если снегопад продолжается более суток, то посыпать и подметать дороги он должен не менее 3 раз.

Также интересен пункт, описывающий, что же, собственно, с этим собранным снегом нужно делать. Снежные валы, с которыми столкнулись, пожалуй, все без исключения водители Калининграда, оказывается, запрещено формировать ближе 5 метров от перекрестков или пешеходных переходов, ближе 20 метров от остановок, на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями и - внимание! - на тротуарах. А также на газонах. Давно ли вы видели газоны? Последний месяц вместо них как-то все больше "снежные валы".

Немаловажно также знать, что, согласно техническому заданию, проезжая часть улиц в периоды снегопадов или гололедицы должна на всю ширину обеспечивать беспрепятственное движение транспорта с разрешенной скоростью. Это, напомним, на городских улицах - 60 км/час, на ряде улиц введены дополнительные ограничения. Особо с этой точки зрения интересно взглянуть на улицу Пионерскую (МУП "Чистота" подрядилось убирать там не только проезжую часть, но и тротуары), где в новогодние каникулы водителям приходилось ехать по узкому коридору шириной метра 2, ограниченному метровой высоты "снежными валами", тротуары же там погребены под снегом и по сей день. Про лоток лучше даже и не вспоминать.

Вообще, судя по техническому заданию, снег должен исчезать с улиц фактически моментально - так как мешать проезду снежные валы не должны, сваливать их на тротуар запрещено, на лотковую часть улицы он должен сбрасываться только перед вывозом, сбрасывание снега с тротуаров на проезжую часть вообще запрещено. 

Самым же эпическим с точки зрения логики является пункт 2.10 технического задания - самый короткий и самый же обескураживающий. "Вывоз снега с основных магистралей производится своевременно", - гласит этот шедевральный пункт. Возможно, эта "своевременность" содержится в "Правилах санитарного содержания и благоустройства территории Калининграда", на которые ссылаются авторы техзадания в его начале? А вот и нет, там написано, что очередность вывоза снега устанавливается районными администрациями в неких "перечнях". Каким образом соблюдаются эти "перечни", каждый из вас может увидеть, выйдя на улицу.

Жирную черту под всем вышеописанным подводит последний "зимний" пункт техзадания. Он гласит буквально следующее: "Поверхность тротуаров и посадочных площадок городского общественного транспорта, имеющих твердое покрытие, должна быть полностью очищена от снежно-ледяных образований и постоянно содержаться в безопасном для движения состоянии". В принципе, вне зависимости от возможностей подрядчика, содержать тротуары очищенными от "снежно-ледяных образований" крайне, крайне сложно - хотя бы в свете предыдущих пунктов техзадания.

Вернемся, впрочем, от теории к практике. Оставив центральные улицы МУП "Чистота", пресловутые подрядные организации поделили меж собой оставшиеся 4 лота - собственно, почти как и хочет впредь поступать Александр Ярошук, по числу районов - только Центральный район в силу своих размеров был разделен на две части. В эти лоты вошли все второстепенные улицы, более половины - включая уборку тротуаров. Второстепенные улицы, по мнению авторов аукционной документации, нужно убирать далеко не так часто, как центральные. Так, например, 193 улицы Ленинградского района достались в ходе конкурса на 15,1 млн рублей некоему ООО "Габарит". Остальные два заявителя, ООО "Франкония-39" и ООО "Городское дорожно-коммунальное предприятие" на аукцион даже не явились, но - славься, ФЗ-94, контракт был заключен с единственным участником.

Из этих 193 улиц лишь 4 должны убираться почти ежедневно, 26 дней в месяц - Зеленая, Тельмана, Ялтинская и участок Островского от перекрестка с Озерной до перекрестка с Невского. На эти цели бюджет выделил почти миллион - 974 тыс рублей на механизированную уборку и более миллиона - 1,05 млн рублей - на ручную уборку. Несколько улиц должны убираться 12-18 раз в месяц, большая же часть - 8, а то и все 4 раза. Всего зимняя уборка в Ленинградском районе должна обойтись городу в 11 млн рублей. Кстати, жители этого района могут отблагодарить руководство ООО "Габарит" за отменную работу по телефону 985-114 (он указан в протоколе рассмотрения заявок).

Похожая ситуация и в Московском районе. Там аукцион на 16,6 млн рублей выиграло ООО "Универсал", ставшее, опять же, единственным его участником. Все те же ООО "Франкония-39" и ООО "Городское дорожно-коммунальное предприятие" на аукцион не пришли. "Универсалу" досталась 201 улица. Из них значительная кратность уборки проезжей части и тротуаров вместе с лотками предполагается на 11 улицах - Заводской в Прибрежном, Кошевого, Морозова, Транспортной, Интернациональной, Судостроительной, Батальной - по 26 раз в месяц (1,67 млн на механизированную уборку и 1,22 млн на ручную), а также Автомобильной, Камской, Коммунистической и Серпуховской - по 22 раза в месяц. Остальные - куда реже, число тех, где машины должны появляться всего по 4 раза в месяц превышает сотню. В общей сложности на зимнюю уборку Московского района город должен потратить 11,8 млн рублей. С руководством ООО "Универсал", судя по документации аукциона, можно связаться и сказать пару приятных слов не только по стационарному телефону 917-006, но и по мобильному - 8-911-461-6235.

ООО "Центральная управляющая компания" достался поселок имени Космодемьянского в Центральном районе. Стоимость контракта там значительно меньше - всего 6,7 млн рублей, но и работы поменьше. Из 77 улиц убирать 26 дней в месяц нужно всего 7 - Карташова, Лужскую, Магнитогорскую, Тенистую аллею, Никольскую, а также дорогу в поселке Совхозный и дорогу в поселок Прегольский (1,76 млн рублей на механизированную уборку и 212 тыс на ручную), а тротуары - вообще на 12 улицах. Естественно, эта управляющая компания стала единственным заявителем, явившимся на аукцион - ООО "Городское дорожно-коммунальное предприятие" и ООО "ОМС-Балтика" решили на аукцион не ходить. Зимняя уборка "Космы" должна обойтись городу в 5,8 млн рублей. Как ни странно, судя по аукционной документации, руководство ООО с громким названием "Центральная управляющая компания" находится... в поселке Прохоровка Гурьевского района. (4015) 134-301 - звоните с благодарностями именно туда. Между прочим, именно этот телефон и точно такой же адрес указан в аукционной документации и у ООО "Франкония-39".

Остальные 180 улиц Центрального района достались в ходе розыгрыша контракта стоимостью почти 18 млн рублей этой же компании. На начальных этапах конкуренция была самой серьезной - заявки на участие в аукционе подали еще 4 организации - ООО "БЛЕСК-ПРОФИ" и уже знакомые нам ООО "Универсал", ООО "Городское дорожно-коммунальное предприятие" и ООО "ОМС-Балтика". Цена предполагала серьезную работу. 14 улиц в этом районе нужно убирать по 26 раз в месяц, и что самое неприятное - почти все улицы поставлялись по контракту к уборке вместе с тротуарами. 12,2 млн рублей - такова цена уборки этого района города в зимний период согласно смете. До финала дошла лишь "Центральная управляющая компания" - остальные почему-то интерес к аукциону потеряли. Куда звонить - см. выше.

К счастью, если верить приложенному к аукционной документации проекту муниципального контракта, вышеупомянутые компании пока что не получили ни копейки бюджетных средств. Согласно пункту 2.3 этого документа, "ежемесячно, начиная с февраля 2011 года, в срок до 10 числа Заказчик перечисляет Подрядчику авансовые платежи в размере 10% от планового объема работ текущего месяца при условии своевременной сдачи актов выполненных работ за предыдущий месяц". Окончательный же расчет производится в течение 10 дней после подписания этих актов. Февраль еще не наступил, а подписывать акты выполненных работ в условиях тотальной непроходимости улиц города в новогодние каникулы - это попросту преступление.

Есть и другие приятные стороны в этом проекте контракта. Так, например, если подрядчик допускает просрочку обязательств, то за каждый случай невыполнения работ он должен заплатить заказчику 5 тысяч рублей. Естественно, в случае нарушения подрядчиком условий контракта, заказчик - то есть, наша с вами любимая администрация Калининграда, может расторгнуть контракт. Хочется верить, что это случится достаточно скоро. Только вот что будет после расторжения контракта с улицами нашего города - вот об этом думать не очень хочется.

Вообще же, ситуация, при которой участники аукциона, заявившись на него, попросту не являются на финальный этап действа, вызывает справедливые подозрения. И такую же справедливую критику - положения законодательства, позволяющие заключать муниципальные контракты с "фирмами из Прохоровки", которые, судя по заявлениям чиновников от ЖКХ, в принципе не имеют возможностей для уборки снега зимой. Предложение Александра Ярошука разделить весь город на три лота, несомненно, имеет право на существование. Однако не менее полезной кажется идея разделить и периоды уборки улиц, и торговать отдельно лоты на зимний и на летний период. Так как, судя по погодным условиям последних двух зим, заниматься этой работой должны организации с очень разной подготовкой и материально-технической базой.

Текст - Алексей Милованов, фото - "Новый Калининград.Ru"

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.