Юрий Василюк: "Мы не с Луны упали и не на Марс улетим"

21 января 2011, 00:00

Депутат окружного Совета Калининграда Юрий Василюк, на этой неделе обвиненный Александром Пятикопом в "приватизации ЖЭКов", не справившихся с уборкой снега, в интервью "Новому Калининграду.Ru" рассказал о своем видении системы уборки города зимой, о том, как граждане могут воздействовать на нерадивые управляющие компании, а также заявил, что не имеет и не имел отношения к Ассоциации управляющих компаний.


"Механизмы работают"
- Мы видим, что произошло с уборкой снега на улицах Калининграда - но почему это произошло? Почему город оказался в ситуации, при которой он полностью погряз в снегу - как дворы, так и второстепенные, а также и главные дороги? Почему, по вашему мнению, это произошло? 

- На мой взгляд, к этой плачевной ситуации привела неготовность администрации города к такому ежегодному явлению, как зима. Город уже более 5 лет распределяет подряды на уборку улиц, внутридворовых территорий, междворовых проездов - так называемые лоты. Есть опыт и понимание того, как это делается. Но, как мне кажется, не смогли совладать с ситуацией, среагировать на тяжелые погодные условия.

- То есть, вы считаете, что в первую очередь бремя ответственности лежит на исполнительной власти, которая не предприняла необходимые дополнительные шаги?

- Конечно. Я еще раз подчеркну - да, тяжелые погодные условия, но это - не оправдание, это факт. Должны быть резервы, должны быть варианты на случай таких ситуаций - и, в первую очередь, финансирование. Организовывать работу дополнительной техники необходимо оперативно, за это нужно платить. А в этом году экстремальные погодные явления совпали еще и с праздничными днями, когда никто не готов работать.

- Может ли идти речь о создании некоего экстренного фонда наподобие фонда непредвиденных расходов, имеющегося на областном уровне? Как это может быть реализовано технически?

- В бюджете должны быть предусмотрены деньги для подобного рода ситуаций. В случае, если зима оказалась легкой, эти деньги могут быть затем перераспределены по другим статьям бюджета. Но в течение зимы они должны быть готовы к целевому использованию. Кроме того, должен быть механизм мгновенного найма дополнительной техники и организации дополнительных ресурсов именно для уборки снега.

- Все это, конечно, разумно, но все это касается только лишь улиц. Придомовые территории убирают управляющие компании, которые наняли собственники жилья - или которые выиграли конкурсы на обслуживание тех домов, где ТСЖ не создавались. И сейчас почти очевидно, что у города недостаточно рычагов воздействия на эти компании, ведь договора они заключают с людьми, а не с администрацией. Но в ситуациях, подобных этой зиме, воздействие необходимо. Какие рычаги воздействия видите вы? И нужны ли они вообще - может, людям надо самим более динамично себя вести, не ждать, пока завалит снегом весь двор, а пойти в ЖЭК и потребовать выполнения обязательств?

- Я убежден, что у городских властей есть достаточные «рычаги», способные влиять на качество исполнения управляющей компанией своих функций. Один из них - административно-техническая инспекция, АТИ. По-моему, администрация города широко использует этот способ, чтобы наказывать нерадивые управляющие компании, которые не справляются со своими обязанностями. 

Еще более серьезный рычаг воздействия есть у самих жителей. Законы, регулирующие управление многоквартирным жилым фондом, прямо указывают на право жителей требовать перерасчета стоимости непредоставленной услуги, добиваться назначения судом штрафных санкций тем компаниям, которые не выполняют или не справляются со своими функциями, указанными в договорах.

То есть, и жители должны проявлять большую активность, и муниципалитет должен поддерживать их в области предоставления информации об их возможностях в правовом поле жилищного законодательства, которое определяет права и обязанности всех сторон достаточно четко.

В качестве примера действенной инициативы: в районах Калининграда собственникам жилья была оказана информационная и консультационная помощь в оформлении исков на невыполнение управляющими компаниями своих обязательств. На мой взгляд, это хорошая практика, которую стоит сделать постоянной.

- У меня в связи с этим есть одно опасение. АТИ проводит проверку, видит, что необходимые нормативы не выполнены, накладывает штраф. Три штрафа - можно поднимать вопрос о дисквалификации руководителя управляющей компании, не справляющейся со своими обязанностями. Но разве это не лишь дробина для слона? Вот, к примеру, коммерческие структуры должны убирать прилегающую к их помещениям территорию. АТИ целыми днями ходит, накладывает штрафы - они их платят, но продолжают не убирать снег. Так могут ли подобные карательные меры заставить управляющие компании работать?

- С точки зрения предпринимателя все зависит от того, как он рассчитывает свои издержки, что ему дешевле - заплатить штраф или убрать снег. Но для управляющей компании, с которой штраф может потребовать каждый житель, невыполнение обязательств может принести такие материальные потери, которые заставят ее руководство пересмотреть свой подход.

Вы даже не можете представить себе, сколько исков может сгенерировать жилец для защиты своих интересов. На это настроено все законодательство. Поскользнулся на неубранном ото льда участке придомовой территории, упал, синяк, снял ушибы, подал иск - и управляющая компания будет обязана его выплатить! Я считаю, что если мы живем в государстве, где не последнюю роль играют экономические стимулы, то именно на это и надо рассчитывать, на это опираться. И создавать именно финансовые механизмы - они самые действенные.

С другой стороны, очень важно понимать, где заканчивается ответственность муниципалитета, где начинается ответственность управляющих компаний. Не везде существует это разделение. В свое время, когда ЖЭКи были муниципальными, не было разницы - дворники муниципалитета за деньги жителей убирали все, и придомовые территории, и общемуниципальные проблемы решали. 

Сейчас, после принятия нового жилищного законодательства, мы оказались в ином правовом поле. Определены лоты, муниципалитет, во-первых, поставил задачу разумной оценки их стоимости, во-вторых - проводит конкурсы, чтобы исключить переплату. Эти механизмы работают. К примеру, компания, выигрывающая конкурс, депонирует на счету финансовые гарантии в размере 10% стоимости лота. И эту компанию реально можно наказывать ее же деньгами. На мой взгляд, это серьезный стимул.

К тому же, работа компании оплачивается после ее выполнения. И это рычаг, который должен заместить на рынке уборки недобросовестные компании.

- Парадоксальная ситуация, на мой взгляд - не так давно и.о. главы комитета городского хозяйства Александр Хазак сказал, что в администрации не смогли выяснить, кто из подрядчиков какие улицы должен был убирать. Но я вот как раз перед этим взял документы, которые лежат в открытом доступе на сайте мэрии, прочитал их - там все ведь понятно написано, прямо-таки до метра распределены улицы между подрядчиками. Почему чиновник, у которого вроде бы как есть штат, есть квалификация - почему он не может этого сделать?

- Мне кажется, чиновники просто не готовы к открытой дискуссии. Возможно, если бы был сделан письменный запрос, они бы смогли все же на него ответить. Это ведь их основная функция - посчитать убираемые площади, рассчитать экономически обоснованную стоимость их уборки при любых обстоятельствах: например, в зависимости от количества выпавшего снега. Это все очень понятные величины. 

- Возможно, имеет смысл проводить разные конкурсы на уборку города зимой и в другие сезоны? Ведь это совершенно разная работа, а у нас один лот на весь год, зимой и летом одним цветом...

- Идея перераспределять, разделять контракты на уборку зимой и летом - это крайне верная идея. Никто не запрещает одним и тем же компаниям участвовать в обоих видах аукционов, но понятно, что зимний контракт должен быть дороже. Но, по моим сведениям, сейчас средства равномерно распределяются на весь год. 

- Возвращаясь к границам уборки. Я общался с одним уже бывшим чиновником, он рассказал, что далеко не во всем городе имеется четкий раздел между придомовыми и муниципальными территориями, из-за этого управляющие компании не всегда знают, где именно они должны убирать.

- Этот вопрос тоже скорее стоит адресовать городской администрации. Но я точно знаю, что у нас есть правила благоустройства, которые фиксируют основные принципы этого разделения. И существует возможность разработать четкие обоснованные регламенты и наложить сетку таких регламентов на карту города. Почему они на сегодняшний день размыты или до конца не выверены - мне очень сложно сказать. Хотя, очевидно, это должно быть сделано, чтобы наказывать и штрафовать виновных. Чтобы не возникало ситуаций, когда штрафуют управляющую компанию или подрядную организацию за неубранные площади, а в суде в итоге не появится точного описания площадей, которые они должны убирать, а соответственно - и возможности ускользнуть от наказания рублем.

- Все же - каким образом определяются границы уборки для управляющей компании?

- Даже если придомовая территория не выделена в кадастре, то существуют описания этих участков в БТИ. Таким образом, можно точно рассчитать, за что отвечает управляющая компания. Более того, сама компания берет площадь убираемых участков из БТИ. То есть, можно, к примеру, сфотографировать участок, который не убран, сверить с данными БТИ и предъявить претензии компании.

- В интервью руководителя МУП "Чистота" Бориса Селезнева он говорит, что если исполнять правила уборки территорий города досконально, это будут совсем другие расходы бюджета, что можно от них отступать при необходимости. Имеет ли право на существование такой подход?

- Если взять за пример график уборки основных магистралей, то в техническом задании указано, что определенную улицу нужно убирать 22 раза в месяц. Какой смысл убирать, если нет снега? Нужно корректно актировать эти работы и, что важнее всего, согласовывать с жителями города. Селезнев прав в том, что если мы ставим задачу очистить весь город до определенной степени, то понадобится определенная сумма денег, возможно - чрезмерная. Нужно обратиться к жителям города, предложить им - давайте уберем полностью эти и эти улицы, потому что они влияют на движение транспорта, к примеру. И сказать честно - на то, чтобы убрать 100% улиц и дворовых проездов, в бюджете денег нет - в случае экстремальных снегопадов.

Это и есть консенсус между обществом и властью, его нужно постоянно искать. К примеру, вы пишете в одном из материалов на сайте - нельзя складировать снег на газоны. А я считаю, что это единственная емкость, которую нужно использовать в случае огромных снеговых накоплений.

- Это ведь не я пишу, это в правилах написано.

- Значит, к правилам в таком случае нужно отнестись иначе. 

- Ну, тогда нужно сесть и переработать эти правила - и, как вы верно подметили, в консенсусе с жителями.

- Да. Более того, такие критические ситуации должны встраивать нас в новую систему действий, в данном случае - в том, что касается уборки снега. Опыт нынешней ситуации должен подтолкнуть нас к действиям, к тому, чтобы негативный опыт этой зимы мобилизовал и власти, и коммунальные службы, и горожан. 

Техзадание фактически формируют горожане. Другое дело, что муниципалитету с этим вопросом надо выходить в народ, и если люди не откликнутся - то власть может сказать, что задавала этот вопрос, а вы на него так вот ответили. Это ведь все - деньги бюджета, которых не хватает на новые детсады, на другие социальные нужды. А уборку снега никто никогда не ставил во главу угла. Для Калининграда обычны легкие зимы, денег было достаточно. А сейчас их не хватило.

- Вы предлагаете привлекать к решению этого вопроса жителей, чтобы они взяли на себя какую-то долю ответственности за принятые решения. Но вот пример реформы ЖКХ - в ТСЖ объединились только процентов 35 собственников, остальным - плевать, и им по конкурсу назначаются какие-то управляющие компании со странными именами. Какие же потом претензии, ведь люди сами не позаботились о судьбе своего жилья. Вы не боитесь, что если сейчас позвать людей участвовать в работе по выработке новых правил уборки, то лишь единицы активных граждан поучаствуют в этой работе, а остальные не захотят отвлекаться от своих телевизоров? И не закономерен ли тот результат, который мы получили - хотя, конечно, часть читателей меня за такую постановку вопроса проклянут.

- Нужно учитывать эмоции и требования наших сограждан в кризисный момент. Они сейчас четко предъявили претензии, указали, как они хотели бы видеть общегородские работы сегодня. И это нужно делать не когда все уже растаяло, не спрашивать про прошлогодний снег. Сейчас нужно отработать все собранные жалобы, а потом выложить на сайт администрации карту с территориями, которые будут убираться теми или иными организациями. Опубликовать в газете, конечно, и отослать на сайт - интернет это очень важный ресурс. Указать, какие территории каким образом будут убираться – и какие средства на это будут потрачены. Уточнить, что власть выступает в этих случаях гарантом качества и своевременности.

Вы говорите о безразличии многих жителей города. Но безразличие часто становится поводом для принятия властью каких-то решений. Более того, я убежден: в городе много достаточно активных людей, которые не постесняются в выражениях, донося свою точку зрения - можно опираться на них. Есть и эксперты.

Опять же, мы не с Луны упали и не на Марс улетим. Задачи такого рода решаются в каждой стране, в каждом городе. Опыт решения таких задач огромен. 

"Государство предлагает тебе: управляй"
- 185-й ФЗ, регулирующий ход реформы ЖКХ, как говорится в нем самом, "создан в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий". Однако на виду и на слуху пока что лишь только капитальный ремонт. Как обстоят дела с реализацией других целей этого ФЗ? А то сотни миллионов идут на ремонт разваливающихся домов, а эффективные механизмы управления жильем - мы их все прекрасно увидели этой зимой. 

- Начну издалека. Человек, проживающий в частном доме, несет полную ответственность за то, что происходит с его кровлей, стенами, придомовой территорией. Ему не к кому обращаться по поводу ремонта своего дома. Законодатель опирается на то, что права и обязанности граждан равны. И, собственники помещений в многоквартирных домах тоже должны персонально отвечать за все строение, принимать участие в управлении собственным многоквартирным домом. Отсюда - положение 185-ФЗ о том, что граждане должны софинансировать расходы на свое жилье, вкладывать свои деньги в него. Чтобы потом спрашивать с управляющей компании, с подрядчика за качество ремонта.

Создан механизм: если ты платишь всю "коммуналку", если ты внес финансирование, то есть продемонстрировал, что ты ответственный собственник, то ты вправе и даже обязан подписывать договора, участвовать в выборе подрядчика, принимать работы. Государство предлагает тебе: управляй. Потому что следующие 20 лет до очередного капремонта ты будешь жить в этом доме. Государство свою часть обязательств выполнило, оно капитально отремонтировало дом. На мой взгляд, это корректная постановка вопроса - формирование эффективного собственника жилья.

Там, где люди живут в многоэтажных домах, обязан возникнуть механизм коллективного управления деньгами, которые собираются с жителей, взаимодействие с управляющей компанией. По крайней мере, так это проектировалось и прописано в законе.

- Может быть, тогда все же, помимо ремонта, активизироваться в деле образования населения? А то дом отремонтируют, а людей - нет, люди-то те же.

- Согласен с вами. И это очень важная тема. Огромная проблема - медленное и неполное информирование населения об особенностях изменившегося жилищного законодательства. Его нужно делать ярким, этим должны заниматься депутаты окружного Совета. Как удачный пример такого информирования, можно привести наш проект "95 вопросов и ответов в системе ЖКХ". Этот проект был высоко оценен и размещен на сайте правительства. 

Но нужно искать и новые формы и, возможно, выделять деньги на информирование населения. Чтобы люди знали свои права. Это должно стать одной из важнейших задач муниципалитета.

Мы видим эпизоды, например - помощь в оформлении исков к управляющим компаниям. Если бы мы это делали раньше... На мой взгляд, в каждой квартире, в каждом доме должен лежать буклет, который бы достаточно популярно объяснял права, обязанности и возможности собственников жилья.

- Было бы неплохо в этом буклете еще детализовать параметры оказываемых услуг. Лично я не собственник жилья, я снимаю квартиру. Но мне тоже приходят квитанции, и там написано что-то, какие-то буквы, цифры - вода, свет... Но что это за вода, какого она качества должна быть? Каковы параметры тока в сети? Какая температура воды в батареях отопления? Людям фактически продают неизвестно что. Как будто я прихожу в магазин покупать штаны - а мне дают абстрактные штаны, без размера, цвета и фасона - давайте деньги, берите штаны и проваливайте.

- Во-первых, минимум обязательных услуг ясно прописан в законодательстве. Его нужно донести до населения. Причем настолько четко, чтобы человек, не задумываясь, мог понять, что услуга, к примеру, не оказана, видел форму заявления для опротестования или просьбы перерасчета. Небольшое методическое пособие по работе с управляющими компаниями.

Во-вторых, существуют нормы и стандарты безопасности. Парадокс: они применяются везде, кроме жилых домов! Ни одно кафе, ни одно офисное здание не откроется и не будет функционировать без выполнения этих норм. Да, это огромные деньги. Многие дома настолько ветхие, что выполнение этих требований в них невозможно. Но работать в этом направлении нужно. Жилец должен видеть список обязательных услуг, стандарты норм и требований, с четкими ценами, контролируемыми администрацией города. Не обязательно рыночные, но хотя бы индикативные.

К тому же, муниципалитет тоже является собственником определенного количества жилья. И он может указать цены, по которым он хотел бы, чтобы это жилье обслуживалось. Информация, исходящая от органов власти, часто воспринимается человеком фактически буквально. Сегодня возможно ориентировать человека в ценообразовании. Еще легче это делать с помощью СМИ. И важно донести до жильцов, что компании, предлагающие меньше определенного законом минимума услуг, лукавят. Если компании с таким списком не согласны, их не нужно рекомендовать к заключению договоров.

Существуют ГОСТы качества поставляемых услуг, правила их предоставления. Их можно оценить, только человека нужно информировать.

- Но, возвращаясь к обычному человеку - он сидит дома, и из крана у него течет не вода, а какая-то жидкость - как он может выяснить, та ли это жидкость, за которую он платит деньги, или, может ему самому за ее потребление надо доплачивать, за вредность? Это ведь надо куда-то идти, каких-то экспертов нанимать, лаборатория, пробы, так далее. Сложная процедура!

- На самом деле, не очень сложная. Алгоритм действия таков: я беру пробу воды, желательно на протяжении какого-то срока делаю несколько замеров. Отношу в лабораторию, плачу деньги за определение качества воды. Но эти деньги потом мне вернутся в суде. И, если качество воды стандартам не соответствует, не раздумывая, подаю иск на действия управляющей компании. Не принципиально, кто виноват - компания или кто-то еще. И когда суд встает на мою сторону, то управляющая компания, зная, что граница ее зоны ответственности - это стена дома, может сделать свой анализ, доказав при этом, что на самом деле это проблема "Водоканала". И перенаправить этот иск именно туда.

Это законный, последовательный, возможно - не быстрый, но результативный метод. Но по мере нарастания числа исков все участники этой цепочки будут стараться менять качество работы к лучшему. Самый главный истец - это частное лицо, его труднее всего победить, большинство судов встают на его сторону. 

"Я ее никогда и не возглавлял"
- Следующий блок моих вопросов отчасти предвосхитил депутат Александр Пятикоп, который достаточно громко заявил в ваш адрес о том, что вы "подвели город", приватизировали значительное количество ЖЭКов, в результате ставших управляющими компаниями, которые, в свою очередь, не выполняют свои обязанности. Пятикоп предложил вам "положить на стол партбилет". Что вы можете сказать по этому поводу?

- Буду краток. Ни одна часть упомянутых вами высказываний не соответствует действительности. И я несколько удивлён, что человек, сидящий в горсовете уже около 10 лет настолько некомпетентен в вопросах функционирования городского хозяйства, и партии, в которой состоит, чтобы:

а. Путать зоны ответственности депутатов, муниципалитета, подрядчиков и управляющих организаций.

б. Говорить о том, что ЖЭКи приватизированы – этого нельзя сделать в принципе.

в. Предлагать мне положить на стол партбилет – это совершенно не в его компетенции. Больше мне добавить нечего.

- Соответствует ли действительности информация о том, что в вашей собственности находится более 12 тысяч га земли в области, а также прочие сведения, опубликованные в газете "Новые колеса Игоря Рудникова" №218-219

- Эта информация не соответствует действительности. 

- Соответствует ли истине информация о том, что вы покинули должность главы "Ассоциации управляющих компаний"? 

- Я ее никогда и не возглавлял. Не возглавлял и не возглавляю. Если бы моя фамилия где-то звучала в связи с ней, то был бы повод это комментировать.

- А приватизация ЖЭКов?

- Правовое толкование таково, что их невозможно приватизировать. 

- Естественно, речь идет о более широком понятии. Превращение ЖЭКов в управляющие компании и так далее...

- За много лет люди начали давать этим терминам конкретные пояснения. Приватизации ЖЭКов в нашем городе вообще не было, и это надо точно понимать. Насколько мне известно, была такая идея, которая не нашла своего воплощения. Поэтому говорить о приватизации бессмысленно.

Не буду углубляться в юридические подробности, но мне кажется, что человек, позиционирующий себя как публичного политика, должен использовать досконально проверенную информацию.

- Кого именно вы имеете в виду? Пятикопа или Рудникова?

- Я имею в виду, что информация, о которой вы спрашиваете, некорректна. 

- Будете ли вы обращаться в суд? Это ведь нормальная практика - когда публикуется или озвучивается некорректная информация, люди ищут защиты, пытаются восстановить справедливость в суде. 

- Вы правы, но я не хотел бы комментировать этот вопрос.

- Сколько, по вашему мнению, средств в рамках Фонда содействия реформированию ЖКХ было получено входящими в "Ассоциацию" структурами? 

- Я могу сказать только в масштабах всего города, эта информация есть в открытых источниках. Порядка 450 млн рублей в 2009 году.

- Сколько подрядных организаций выполняли работы по капитальному ремонту зданий на средства, полученные в рамках Фонда содействия реформированию ЖКХ? 

- Я думаю, десятки. 

- В какой стадии находится ремонт домов, начатый "Ассоциацией" на эти средства? Сколько домов было отремонтировано, ремонт скольких не завершен? 

- Насколько мне известно, Фонд очень строго следит за исполнением своих требований. Точно не допускается незавершенность объектов. Это карается очень жестко. Регион может потерять возможность участвовать в этой программе. Наверняка, незавершенных объектов просто нет. Это технологическое требование 185-ФЗ. Или не начинайте, или завершайте. Ведь это капитальный ремонт, это не строительство. Его посильно выполнить в течение года. 

- При размещении подрядов управляющая компания не обязана пользоваться конкурсными процедурами. Но это деньги федерального бюджета, получается, что фактически госзаказ размещается в обход 94-ФЗ?

- Наверное, вы правы. Но по результатам 2009 года Фонд проверял все свои объекты. Приезжали специалисты, проверили каждый объект - не выборочно, а полностью. Насколько я знаю, Фонд работает таким образом, что даже первоначальные сметы по объектам утверждаются только в Москве. По каждому дому, со всеми объемами работ и ценами.

С другой стороны, Фонд говорит: если вы с чем-то не справитесь, то вы не получите следующего финансирования, то есть предъявляются четкие требования на всю отчетность, по всем средствам, потраченным на ремонт.

Но, на мой взгляд, муниципалитет может играть более активную позицию при выборе подрядчиков. Составлять списки добросовестных подрядчиков. Есть же черные списки - может быть, сделать белые? Рекомендовать те или иные организации. Более того, в районах, мне кажется, такая работа велась. Нельзя сказать, что с улицы набрали - подрядчики согласовывались, скорее всего, с главами районов. Более того, администрации районов и горадминистрация знают практически всех подрядчиков в нашем городе. Знают качество их исполнения.

Кроме того, на сегодняшний день существуют механизмы СРО - саморегулируемых организаций. Это прямая финансовая ответственность за неисполнение своих подрядных обязательств перед заказчиком. То есть, если управляющие компании найдут недостатки, огрехи при выполнении капремонта, по крайней мере смогут восстанавливать источники финансирования для решения проблем, возникших с ремонтом.

Текст, фото - Алексей МИЛОВАНОВ.

От редакции: в процессе заверения текста интервью, редакция "Нового Калининграда.Ru" запросила у Юрия Василюка дополнительный комментарий относительно обнаруженного в открытом доступе протокола заседания правления некоммерческого партнерства управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области «Стандарты управления недвижимости» от 8 октября 2010 года. На этом заседании обсуждался вопрос принятия в число членов партнерства управляющих компаний, входивших до того момента в Ассоциацию управляющих компаний. В числе участников заседания присутствует в должности "президент Ассоциации управляющих компаний" некто Василюк Ю.Н.

Комментарий Юрия Василюка:
- Была идея войти в руководство СРО " Сдандарты управления недвижимостью", которая не нашла своего воплощения. А что касается протокола - протоколы ведь люди пишут. Была допущена неточность. Для обоснования неточности готов предоставить документы регламентирующие деятельность Ассоциации как профессионального некоммерческого партнерства. Еще раз повторюсь, никакой официальный пост я в Ассоциации не занимал и не занимаю.

Поделитесь новостью:

Подпишитесь на нас:

Telegram, ВКонтакте