На этой неделе городские и региональные власти сделали ряд громких и противоречивых заявлений о судьбе общественного транспорта. Муниципальный «ГорТранс», который так долго и тяжело выводили в лидеры рынка перевозок, может отправиться в частные руки, дальнейшая судьба трамваев и даже троллейбусов — туманна и печальна. В
— Анатолий Евгеньевич, во время последнего визита на предприятие глава города Александр Ярошук и врио губернатора Антон Алиханов обсуждали возможность передачи «ГорТранса» со всеми базами, транспортом и даже персоналом в частные руки. Позднее в беседе с журналистами они подтвердили, что такой сценарий рассматривается. Что вам об этом известно?
— При мне разговоров о том, что
— Из заявлений Ярошука можно было понять, что речь к тому же идет о серьезном обновлении парка. Потенциальному инвестору нужно купить 12 троллейбусов и 23 трамвая. Сколько денег ему придется вложить?
— Смотря какой транспорт он будет покупать. Трамваи, если они полностью низкопольные, как Pesa, сегодня стоят
Но это же не все необходимые затраты. А отремонтировать трамвайные пути, а контактную сеть? Я не знаю, сколько это стоит в нынешних ценах, но мы считали лет 5 назад — чтобы всю инфраструктуру предприятия привести нормативное состояние, нам было необходимо потратить около 2,5 млрд рублей. И это в ценах пятилетней давности. Я лично сомневаюсь, что
— Мэр также заявил, что от дальнейшего развития троллейбусного движения в Калининграде планируют отказаться. Речь шла о том, чтобы разобрать контактную сеть на трех участках — улицах Тельмана и Суворова, а также в направлении поселка Борисово.
— Эту сеть еще можно эксплуатировать, но на сегодняшний день в планах администрации нет дальнейшей эксплуатации троллейбусов на этих направлениях. У нас там три подстанции стоят, которые приносят если не убытки, то дополнительные расходы предприятию. От 50 до 70 тыс рублей в месяц на потери в контактной сети. Подстанции работают, сеть находится под напряжением, чтобы ее не украли, потому что медный провод стоит дорого, сами знаете. И, соответственно, какой смысл держать под напряжением контактную сеть?
Будущего за троллейбусами нет. Я уже видел много разработок электротранспорта — это так называемые электробусы, которые могут в определенных местах подключаться к контактной сети, заряжать аккумуляторы. Нет смысла держать под напряжением подстанции и нести убытки. Поэтому мы обратились в администрацию с просьбой списать эту контактную сеть и сократить расходы.
— То есть троллейбусы не актуальны только в существующем формате, потому что на пятки наступают электробусы?
— Совершенно верно. Во многих городах Европы сейчас вовсю начинают запускаться электробусы,
На сегодняшний день это, конечно, дороговатое удовольствие. Электробус на 30–40 процентов дороже троллейбуса, это
— Перед проведением конкурса на новую маршрутную сеть много разговоров было о том, что после обновления парка и получения большей доли рынка ваше предприятие сможет выйти на самоокупаемость. Мы видим, что этого не произошло. Со слов врио министра инфраструктуры Елены Дятловой известно, что в изначальных расчетах была допущена
— Да, так и есть. Когда считали доходы и расходы, не ошиблись только с расходами — один в один получилось. Расчеты основывались на данных о пассажиропотоке, полученных от проектного института. Они посчитали, что будет 470 тысяч ездок в день в городе. Когда мы с комитетом экономики и финансов рассчитывали прибыль, то даже откинули 70 тыс и исходили из цифры в 400 тысяч ездок в день. По этим расчетам выходило, что у нас даже через 5 лет, когда мы выплатим лизинг, будет прибыль. И за счет этого мы сможем покупать самостоятельно транспорт. Но ездок оказалось меньше, чем рассчитали специалисты института. И даже меньше того, что мы брали — вместо 400 тысяч в день их оказалось 200 тысяч. И получилась на 50% доходов предприятия эта ошибка, то есть в два раза мы меньше денег получили, чем планировали.
— А сколько предприятие сейчас тратит на лизинговые платежи за новые автобусы?
— «ГорТранс» взял только 30 автобусов, за них мы платим
— Александр Ярошук говорил, что издержки на электротранспорт выросли в основном за счет радикального сокращения сети.
— Это касается только трамваев. Затраты на один трамвай действительно возросли. Их
А что касается троллейбусов — еще вопрос, что дешевле, они или автобусы. По факту они одинаковы в обслуживании. Та же резина, электричество на километр обходится дешевле, чем бензин. Просто когда их было всего 50 и у них была отдельная база, затраты на один троллейбус были огромны. Но сейчас у них общая база с автобусами. И троллейбусы стали конкурентоспособными. Единственное, что ДТП он не всегда может объехать
— Судьба трамваев тоже под большим вопросом. Речь идет теперь о том, что останется только один маршрут. И то все 24 трамвая выйдут на него лишь после реконструкции мостов на Острове.
— Понимаете, когда денег нет — очень сложно
Это же городское метро, только наземное. И оно способно перевезти огромное количество людей. Можно регулировать длину составов. Автобус же нельзя нарастить, а трамвай можно. Хоть сколько секций делай — хочешь 5, хочешь 10. Помните, были планы сделать через ту же Преголю
— А какой запас прочности еще есть у трамваев? По всем прогнозам он должен был уже кончиться.
— Сейчас мы «доноров» разбираем. Еще 10 трамваев разберем — будут запчасти для поддержания тех 24 трамваев, которые останутся. Но дальше… будем из последних сил пытаться удержать трамваи, сколько сможем. Я
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter