«Нелетная погода»: «Девау», парашюты и будущее авиации

Фото "Новый Калининград.Ru".
В 2011 году Калининградский авиационно-спортивный клуб, который располагается на старом немецком аэродроме «Девау», отметил 25-летие. К четвертьвековому рубежу клуб пришел в печальном состоянии. Участились слухи о том, что работать ему осталось совсем недолго, и скоро нужно будет заказывать венок с траурной ленточкой. В том, как живется КАСК и что ожидает малую авиацию в будущем, разбирался корреспондент «Нового Калининграда.Ru». 

Федеральная собственность 
В том, что положение Калининградского авиационно-спортивного клуба нельзя назвать процветающим, может убедиться любой желающий, просто приехав на «Девау». Из 6 самолетов, стоящих под открытым небом, лишь один в настоящее время способен безопасно оторваться от земли. На нем, собственно говоря, и летают. В учебных классах и кабинетах основательного ремонта, кажется, не было «со времен царя Гороха», а то, что называется туалетом, нужно законсервировать и показывать иностранным туристам в качестве уникального экспоната: они, наверняка, дико удивятся сантехнической системе «дырка в полу». Ни о какой раковине и кране с водой и речи не идет. В то время, как люди, пришедшие, например, совершить свой первый прыжок с парашютом, проводят на аэродроме по 7-8 часов. 

Помимо внешнего убранства, навевающего грусть и тоску, есть еще и вопросы к технической базе, которую уже давно пора обновить. Парашютов системы Д-6 серии 4, на которых прыгают перворазники, всего 26 штук. Поэтому зачастую парашюты приходится либо переукладывать между подъемами, либо просить людей прийти в другой раз. 

Но на все нужны деньги, и деньги немаленькие. А их у клуба просто нет. Директор КАСК Андрей Комельгак разводит руками: прибыль у аэроклуба почти нулевая. «Мы живем за те средства, что получаем от коммерческой деятельности. Основной доход — это организация платных прыжков, и иногда какие-то структуры, которым нужен облет, заказывают самолет. У нас всего, что мы зарабатываем, хватает только на то, чтобы покрыть расходы. Слава богу, что не в минус работаем», — рассказывает он. 

Цифры Комельгак не называет. Говорит, что их могут использовать нечистые на руку люди и все обернуть против клуба. Ведь, по словам директора, уже было очень много попыток выселить КАСК с «Девау». «Сколько аэроклуб существует, наверное, столько, на землю под ним претендовали. Только в Советском Союзе о ней забыли. А потом земля стала чего-то стоить, и различные чиновники постоянно проявляют к ней интерес», — считает директор КАСК. 

В общем-то, в шаткости почвы под ногами руководство клуба и видит свои основные проблемы. Сейчас вся земля «Девау» находится в собственности Российской Федерации. Причем из муниципальной собственности она была передана в федеральную буквально в феврале этого года. Здание клуба — это тоже федеральное имущество, причем особо охраняемое, как памятник. Все это в долгосрочной аренде, без какой-либо арендной платы. С одной стороны — на таких условиях у нас живут и развиваются многие организации. Однако, с другой, это государственная собственность и отпугивает потенциальных инвесторов, говорит Комельгак. 

«Есть люди, определенная группа бизнесменов, которым интересна авиация, которые сами хотят стать летчиками, готовы приобрести самолеты калининградскому аэроклубу и создать какой-то совместный коммерческий проект. Но они хотят услышать из моих уст гарантии, что это земля неприкасаема, что наш аэроклуб не выгонят. Таких гарантий я им дать не могу, — поясняет начальник. — Потому что практически каждый месяц у нас начинаются очередные тряски. И это продолжается уже лет 10. То одна комиссия приезжает, то другая. То кто-то хочет здесь очередной „черкизон“ построить, то коттеджи». 

Его опасения подтверждает и зампредседателя регионального отделения ДОСААФ по авиационному спорту Аркадий Молчанов. Сам он бывший военный летчик, гвардии полковник, тоже болеет душой за развитие авиации в области. «Есть определенный круг лиц, которые хотели бы использовать эту землю под строительство коттеджей, какого-то рынка. Предыдущее руководство клуба больше времени уделяло работе, спортивной подготовке и упустило вопрос оформления земель должным образом. За последние 10-15 лет многое изменилось в земельном законодательстве, в порядке оформления земель. И этот вопрос был упущен. Сейчас лихорадит и аэроклуб, и руководство регионального отделения ДОСААФ. Это ж не просто так и я вам говорю, и начальник клуба говорит, что определенные действия производятся. И муссируется и в правительстве, и в администрации города идея переноса отсюда аэроклуба», — говорит он. 

Конечно, открыто о застройке речь не ведется. Теперь земля федеральная, и, в принципе, местным авторитетам намного сложнее претендовать на этот манящий участок в черте города. Поэтому, вероятно, у клуба наступили более спокойные времена. Вопрос, скорее стоит о развитии, но как развиваться, если денег еле хватает лишь на поддержание КАСК на плаву? Например, искать инвесторов. Инвесторы хотят гарантий, а гарантии им никто предоставить не может. Второй вариант — просить помощи у властей. 

«Мы один раз обратились, второй раз обратились, но у нас же не общество защиты ежиков, мы же не девочки, чтобы постоянно стоять с протянутой рукой и просить милостыню. Это унизительно», — говорит Комельгак и рассказывает историю с крышей, которая произошла чуть меньше года назад. 

Тогда был ураган и крышу у здания сорвало. Классы и кабинеты начало заливать. «Приехала комиссия, мы вызвали МЧС, приехали чиновники. Сказали, что нам обязательно нужно составлять сметы на локализацию, обращаться в ГО и ЧС, они выделят нам деньги. В результате аэроклуб, который сейчас концы с концами только сводит, за свои деньги нанял проектно-сметную организацию, они нам сделали проект, мы сами оплатили. Поскольку начался сезон дождей, и все начало заливать, мы срочно заняли денег у одного бизнесмена, начали сами делать, закупили материалы. Мы были уверены на 100%, что нам эти деньги возместят. В результате мы были на одной комиссии, на второй, на третьей, нам сказали, что помочь нам не могут, потому что мы ни в каком бюджете не предусмотрены», — рассказал директор КАСК. 

И так — практически со всем, в том числе и с самолетами, которые нужно ремонтировать, и которые, кстати, тоже федеральная собственность. Понятно, что ни область, ни город выделять деньги «просто так», без какого-либо софинансирования со стороны федерального центра не может, иначе получится нецелевое использование средств. Построить что-то свое, например, за счет привлеченных со стороны денег, — тоже мало вероятно, ведь замучаешься предоставлять обоснование необходимости такого строительства и получать разрешения. В итоге видим то, что есть. Выход руководство клуба видит только в одном: добиться передачи земли и сооружений в собственность аэроклуба. Но никто пока не спешит этого делать. 

_MG_5789.jpg20 миллионов в долг 
Можно просто уйти. Попросить у городских или областных властей земельный участок где-нибудь в сердце региона, и начать все сначала. Но на сегодняшний день у области нет планов по строительству своего аэроклуба, говорит руководитель Агентства по спорту региона Олег Косенков. Сегодня в области определены 6 базовых видов спорта, и авиация в их число не входит. Да и, к тому же, авиационные виды спорта — это не футбол и не волейбол, где угодно самолет не поставишь и в небо на нем не поднимешься. 

«У нас область маленькая, а „красных“ зон, куда летать нельзя, очень много. Полигоны там всякие, какие-то стратегические объекты. Есть масса мест, где есть ограничения по высоте. И найти место, чтобы оно было подходящим, и близко к черте города, — практически невозможно, — поясняет Андрей Комельгак. — Построить клуб где-нибудь в районе Черняховска, значит обречь его на закрытие. Основной поставщик финансового ресурса — это жители Калининграда. И плюс, как ни крути, это место имеет историю. Это значимое место. У него есть название, а к названию уже можно прилепить коммерческую составляющую. Ну, будет Орловка какая-нибудь, и что?», — уверяет он. 

Однако тут же приходит на ум пример Гвардейского авиационно-технического спортивного клуба. Ему всего 9 лет, и находится он далеко не в черте Калининграда, но развивается значительно активнее, чем калининградский. Одним из учредителей Гвардейского клуба, так же как и калининградского, является ДОСААФ, еще одним — Игорь Барсков, бывший мэр Гвардейска. И он считает, что единственный выход у КАСК — присоединиться к его клубу. 

«Мы им неоднократно предлагали работать на базе Гвардейского аэроклуба. Я не знаю, что делать с „Девау“. Там от самого аэродрома осталось только одно здание и история. А мы — пожалуйста — были готовы предоставить им помещения. Места там хватит всем. Мы готовы к открытому разговору», — отмечает Барсков. 

Он и сам бывший летчик, об авиации знает не понаслышке. Создал такой клуб, в котором сейчас несколько самолетов, новый ангар, кафе, стоянка для автомобилей. В ближайших планах — удлинить взлетно-посадочную полосу. И все это — на безопасном расстоянии от жилых домов. В отличие от Калининградского аэроклуба. 

«Парашютные прыжки там еще можно выполнять, а что касается выполнения полетов... Летать там — упаси бог. Ведь если откажет самолет — упадет на крышу дома. Станет плохо пилоту с сердцем — упадет самолет на площадь», — рассуждает он. По мнению Барскова, на месте «Девау» можно было бы создать исторический комплекс, музей, в котором, например, стоило бы развивать авиамодельный клуб. 

Но Молчанов с Комельгаком совсем другого мнения. «Исторически это место осталось, и оно зарегистрировано как государственный аэродром третьей категории. Здесь не надо прилагать никакие усилия. Только развивай, работай. А все эти домыслы и спекуляции на том, что невозможно заниматься здесь авиационной деятельностью... Да все виды авиационной деятельности намного безопаснее, чем эксплуатация той же дороги, шоссе. Я думаю, что это только спекуляции», — считает Молчанов. 

При этом он и Комельгак напоминают, что большинство аэродромов в Европе находятся довольно близко к черте города. Да и чиновники там, как могут, помогают. «У нас друзья в польском аэроклубе в Эльблонге. Эльблонг — это как 2-3 Светлогорска. У них шикарный процветающий аэроклуб, местные политики помогают, и землю им отдали в пользование. Может открыто не помогают деньгами, но им отдали полностью этот кусок земли и разрешили им заниматься различными видами деятельности», — рассказывает Комельгак. 

Объединяться калининградский аэроклуб с гвардейским в ближайшее время не планирует и хочет до последнего сохранить свою независимость. И даже в будущее смотрит с оптимизмом. Сейчас, например, немцы выражают желание создать с калининградцами общий проект. Вообще, в мечтах члены клуба уже давно нарисовали идеальное развитие событий, при котором они стали бы интересными и привлекательными для посетителей. 

«Мы посчитали свой бюджет, в принципе, нормально выйти на рентабельность и назвать себя самоокупаемым и самодостаточным авиационным предприятием, нам бы хватило 15-20 млн рублей. Единовременно. Пусть даже в долг, мы не просим милостыню. Но без сумасшедшего обременения, без сумасшедших процентов. Мы отчитаемся за каждую копейку, мы не тот коллектив, который собрался распилить чьи-то чужие деньги», — поясняет Андрей Комельгак. 

По словам начальника, за эти деньги они смогут отремонтировать один самолет, купить 3 небольших самолета, построить ангары, привести в порядок офисную часть, классы, улучшить базу парашютного снаряжения, купить переходные парашюты. За эту же сумму можно было бы установить небольшое кафе. «20 млн нам хватит, чтобы изначально сделать инфраструктуру. Потом все начнет обрастать. То, что предприятие будет успешным, это я могу сказать однозначно», — считает Комельгак. А еще уверяет, что если земля будет принадлежать аэроклубу, и появится уверенность, что ее статус не изменится в ближайшие лет 50, он сможет привлечь инвесторов. 

_MG_3528.jpgНеба хватит всем? 
Но если вариант с «добрым дядей», который даст просто так в долг 20 миллионов, кажется маловероятным, то объединение двух клубов, от которого так отказывается руководство КАСК, выглядит вполне реальным выходом из этой непростой ситуации. Ведь если так посмотреть, то какая разница, где летать: неба ведь хватит на всех, говорят летчики. 

Как оказалось, нежелание объединяться вызвано не только стремлением остаться самостоятельными. В основе всего проглядывается конфликт личностей: Андрей Комельгак и Аркадий Молчанов по одну сторону баррикад, Игорь Барсков — по другую. Однако открыто высказывать свои претензии они либо решаются с большой неохотой, либо не решаются вообще. 

Впрочем, Игорь Барсков не отрицает, что он крайне негативно относится к нынешнему руководству КАСК. По его словам, если Виктор Васенев — летчик по призванию, который практически живет на аэродроме (Виктор Васенев много лет подряд возглавлял аэроклуб, но не так давно передал бразды правления, по его собственному признанию, «молодежи»), то Андрей Комельгак — «темная лошадка». «Вообще, не понятно, как он был назначен на должность начальника. Для Васенева — это дело жизни, для Комельгака — главное деньги. Я считаю, что он недостоин быть начальником аэроклуба. Я не говорю о его человеческих качествах, но я имею право сказать, что Комельгак, как профессионал, — никто», — говорит Барсков. 

Комельгак же, в свою очередь, предпочитает не отвечать на вопрос, что он думает о Барскове. «Я не хотел бы это комментировать. Летчик о летчике либо хорошо, либо ничего». 

На голом энтузиазме 
«Клуб будет развиваться, если в администрации города и области будет понимание тех задач, которые стоят перед правительством и перед ДОСААФ. Это воспитание призывной молодежи. По-хорошему, это должна быть система подготовки и воспитания начиная с первого класса, от простого к сложному. Сначала авиамодельный спорт, потом планерный спорт, потом авиационные виды спорта. Это задача общая. И здесь не нужно ставить вопрос — кому-то нужно, кому-то не нужно, — говорит Аркадий Молчанов. — Если там построят рынок, особняки, то кто будет из подворотен подростков вытаскивать? Кто будет забирать у них бутылку пива? Тот, кто распродаст эти земли на коттеджи? И ребенку, чтобы заниматься, нужно будет поехать за тридевять земель, за 30-40 километров. Здесь это место хорошо тем, что находится рядом, доступно для всех категорий населения», — отмечает он. 

Сейчас в клубе постоянно занимается группа из десятка ребят. Они проходят обучение, слушают лекции, совершают прыжки. За прыжки они не платят, зато помогают по хозяйству. В калининградском аэроклубе есть так называемый «журнал добрых дел», в который записывается вся помощь инструкторам и другим сотрудникам. Комельгак считает, что таким образом может, уберег кого-то от наркотиков, от дурной компании, от пива в подворотнях и приобщил к спорту. К спорту, которым, по заявлению премьер-министра Владимир Путина, уже в ближайшем будущем должны заниматься 70% россиян. 

_MG_5621.jpgНо даже если убрать спортивную составляющую — ведь приобщать подростков к здоровому образу жизни может любая секция — остается еще авиационный туризм. Комельгак уверен, что у европейских бизнесменов будет желание прилетать на своих самолетах в Калининград, оставлять тут свои деньги, заключать контракты, и, может быть, развивать в нашем регионе свой бизнес. 

«Мы находимся в центре Европы. Бизнесмены летают на маленьких самолетах. Все их может принять наш аэродром. Это уже деньги в область. Бизнесмены прилетят, и, может, захотят вложить деньги в область. Встречаются люди, заключают контракты, договариваются. Например, почему бы не делать планеры на территории Калининградской области для дальнейшей продажи в Россию? Для этого нужно, чтобы инвестор тоже в этом заинтересовался. У нас не существует в России предприятия, которое занималось бы выпуском планеров. Здесь это можно все создать, если будет свободная экономическая зона. Ведь где, например, немцам легче собирать самолеты — в Калуге или Калининградской области? Наверное, у нас, потому что сюда проще добраться, а, значит, и легче контролировать», — уверен начальник КАСК. 

Сейчас же пока нет ни туристов, ни заинтересованности молодежи. Даже Игорь Барсков, клуб которого вполне можно назвать успешным, жалуется на бесперспективное будущее. По его словам, в авиации все меньше молодых, прошлое поколение уходит. Остаются лишь энтузиасты, которые еще готовы отдавать свое время служению неба просто так, не получая за это практически ничего. 

«Да даже смешно называть, какая зарплата, лучше даже не писать об этом, — смущается Андрей Комельгак. — Все мужчины еще подрабатывают охранниками, сутки дежурят, охраняют чей-то склад. Коллектив у нас молодой, средний возраст — 45 лет, но уже все — военные пенсионеры, поэтому еще плюс военная пенсия. В клуб приходят чисто на энтузиазме. Возможно, покрывают этой зарплатой расходы на топливо для машины, чтобы доехать до аэроклуба», — рассказывает он. 

Что будет с авиаклубами и авиацией в целом, когда энтузиасты уйдут на заслуженный отпуск, — вряд ли кто-то сейчас точно скажет. Пока Калининградский авиационно-спортивный клуб худо-бедно, но выживает, «Гвардейский» тоже вроде работает. Но впереди — нелетная погода. «Перспектив у авиации в Калининградской области нет никаких. Я не знаю, кто будет учить, и кто будет летать, когда наше поколение уйдет. У нас нет ни одного человека моложе 30 лет, кто бы приходил к нам в клуб и учился летать, — говорит Барсков. — Если государство не поймет, что нужно серьезно обучать летчиков, самолеты у нас так и будут продолжать падать». 

Текст — Мария БОЧКО, фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.