— Почему вы приняли предложение приехать в Калининград?
— С моей точки зрения, это один из немногих туристических проектов в России, который может вырасти в нечто большое. Тут масштаб принципиально другой и задачи принципиально другие. Верхом
— Вы сюда перебрались жить или пока наездами нас посещаете?
— Вы знаете, у нас сейчас два офиса. Один находится в Калининграде — основной, другой в Москве. Мы являемся специализированной
— А всего в штате корпорации…
— На сегодня штат совсем небольшой, по факту это семь человек.
— А планируется?
— Я думаю, мы ограничимся числом в 12–15 человек. Основная часть специалистов — инвестиционные аналитики, которые работают с
— Вы перед началом работы встречались с губернатором? Какие задачи были перед вами поставлены?
— Ну, задача, которую передо мной поставил Николай Николаевич, поручая мне этот проект, это задача тяжелая, непростая, связанная со значительным увеличением номерного фонда и тем самым — туристического потока в Калининградскую область. Расширением продуктовой линейки, выражаясь нашим языком. Скажу сразу, основной упор мы делаем на внутреннее потребление. То есть, Калининградская область должна стать крупным туристическим центром и международным, конечно, но львиная доля клиентов — это россияне.
— То есть, на иностранцев вы вообще не надеетесь?
— Нет, безусловно, у нас заложен в нашей стратегии рост по иностранцам. Вот сейчас, по официальной статистике, это в районе 50 тысяч. Мы считаем, что их число может увеличиться раз в 10.
— Но это не так много.
— Вы знаете, что такое Калининградская область для россиян? Это Европа, куда можно прилететь без визы и попасть в место, где европейская история и русский язык. Для европейцев Калининградская область — одна из территорий, как Литва, как Польша, похожих с точки зрения исторических моментов, похожих с точки зрения архитектуры; не являющаяся
— Чего, на ваш взгляд, не хватает калининградской туротрасли, чтобы хотя бы догнать соседние Польшу и Литву, на которые у нас принято ориентироваться?
— Я бы сюда, наверное, и Латвию отнес,
— Да, о миллионах. Вы наверняка изучали предыдущие потуги, планы и прогнозы, когда назывались очень большие цифры. Как вы считаете, почему все это не сбылось?
— Это были не потуги, на самом деле. Это были хорошо сделанные работы, скорее, направленные на исследование того, что происходит сейчас, с прогнозом, что может быть. При этом была недостаточно проработана «проходка» от того, что есть сейчас, к тому, что будет. Вот и все. Более того, для реализации масштабного проекта нужен механизм, который должен обеспечивать грамотное взаимодействие между региональными, федеральными властями и частными инвесторами. Сейчас, с нашей точки зрения, такой механизм создан.
— У вас достаточно осторожные прогнозы относительно числа будущих туристов: 3 млн 473 тыс за ближайшие 5 лет. И даже если говорить о документах, разработанных правительством Николая Цуканова, указанные в них цифры не очень коррелируют с вашими. По оптимистичным прогнозам областных властей, уже в следующем году нас должны посетить 1,5 млн туристов.
— Мы, на самом деле, берем цифры для анализа из официальной статистики. Мы, безусловно, изучали цифры, которые декларировались, то есть не то чтобы декларировались, а были заложены в программах правительства и иных консультантов, вот. И взяли на себя смелость спрогнозировать туристический поток достаточно консервативно. Калининград — это не то место, куда можно приехать на 2 часа и уехать. Человек, приезжая в Калининградскую область, должен
— Первого августа вы презентовали
—
— А где гарантия, что не сохранится нынешний немаленький уровень цен в гостиницах? У их владельцев есть железное оправдание — длинный мертвый сезон.
— Я могу вам сказать, что та программа, которую мы обсуждаем, возникла не на пустом месте с точки зрения финансового обеспечения. Области очень важно попасть в Федеральную программу поддержки и развития внутреннего и въездного туризма, которая предусматривает большие инвестиции в инфраструктуру. Потому что, выражаясь простым языком обывательским, любой гостиничный комплекс, который будет строиться при участии в этой ФЦП, будет стоить частному инвестору минимум на 30% дешевле. Что, в свою очередь, отразится на окупаемости проектов и приведет нас к тому необходимому уровню цен, который нам с вами нужен.
Что касается «крыльев сезона»… У соседей, при, конечно, наличии пика летом загрузка объектов круглый год достаточно приличная. Сегодня, например, для москвичей — а мы можем сказать это открыто, потому что мы из Москвы — слетать на
— Но для этого
— Я думаю, что те программы, которые региональное министерство туризма намечает параллельно с капитальными вложениями, они достаточно вменяемы и будут эффективны. Конечно, если мы ждем отдачи в течение одного года, наверное, это чересчур оптимистично. Хотя в нашем понимании и по нашим внутренним планам на горизонте в
— По предыдущим заявлениям областных властей, одна из ваших задач — создание банка данных земельных участков, где могут появиться гостиницы.
— У нас есть две магистральных линии развития. Первая, основная, касается работы с инвесторами. Вторая — запуск собственных проектов. Это 2-звездочные гостиницы, мы сейчас ведем поиск земельных участков. Это будет стандартизированный туристический продукт, объекты, расположенные на основных курортах. И в первую очередь там, где мы не можем привлечь инвесторов, где мы не видим живых проектов.
— Например?
— В нашей стратегии это четко обозначено. Например, это Пионерский.
— То есть, там нет инвесторов?
— Они там как бы есть. Но мы говорим о том, что к нам приходит человек и говорит: коллеги, вот у меня земельный участок, вот у меня эскизный проект, вот я хочу. На сегодняшний момент ни одного такого человека пока я не видел. Может быть, они придут. Но тем не менее. Пионерский, коса, Зеленоградск, Светлогорск и Балтийск. В этих местах должны возникнуть объекты, которые будет поднимать Корпорация развития туризма. Это наша страховка от того, что мы сделаем всю работу, а инвесторы, которые заявляют о намерении
— Вы говорите, что ни один человек не пришел. А в принципе вы знаете о существовании инвесторов, готовых в это вкладываться?
— Я предлагаю на слова, что ни один не пришел, не обращать внимания. Потому что мы занимаемся процессом с
— Я говорю об этом потому, что в Калининградской области было немало проектов, рассчитанных на большие инвестиции и сдувшихся именно по причине их отсутствия.
— Вы знаете, в Калининградской области, как в любой области Российской Федерации — она ничем здесь не отличается — существует большое количество проектов. Ряд из них реализуется, ряд не реализуется. Это не эксклюзивность Калининградской области, так происходит везде. Это нормальная практика. Именно для этого и были созданы механизмы финансовой поддержки подобных проектов. Мы не можем сегодня финансово, и регион не может, поддержать, скажем, строительство жилья — ну, в кавычках. Или там космодрома. Но строительство гостиничного комплекса — можем. С тех инвесторов, которые в течение нескольких лет ничего не могли сделать, потому что участки земли находятся далеко от центральных коммуникаций, и расчеты показывали, что окупаемость близка к бесконечности, сегодня мы пытаемся снять нагрузку вот эту, обеспечение инфраструктурой. Проект облегчается на треть.
— Вы планируете привлечь для этого федеральные деньги, заявлена цифра…
— Это не мы планируем, это планирует регион и губернатор. И он дал нам такое поручение.
— Заявлена цифра немаленькая — 4,5 млрд. Насколько реально их получить, учитывая заявления, что денег в федеральном бюджете не особо много?
— Вы знаете, на сегодняшний день по факту федеральная программа развития туризма существует, по ней регионы получают деньги, принимаются в нее новые регионы, существует большой объем денежных средств к распределению с 15 по 18 год, и нет никакой информации о секвестировании этих денег. Или программы. То, что называется слухами, мы ими не оперируем. Когда будет распоряжение правительства РФ программы секвестировать, сократить, будем думать. Пока этого нет.
Я считаю, туризм будет в любом случае поддерживаться, потому что туризм — главный драйвер развития малого и среднего бизнеса. Это раз. И два — Калининградская область по своему статусу является именно тем регионом, где его нужно развивать, создавать новые рабочие места и улучшать
Текст — Оксана ОШЕВСКАЯ, фото — Виталий НЕВАР
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter