Министр ЖКХ Федосеев: новый платёж за капремонт появится в квитанциях в 2015 году

Максим Федосеев
Все новости по теме: Закон о капремонте
В конце 2013 года Калининградская областная Дума, несмотря на многочисленные споры, утвердила закон, который вводит новый платёж за капитальный ремонт домов. Когда новая строка появится в квитанциях за оплату жилищно-коммунальных услуг, какие дома будут ремонтироваться в первую очередь, и кто сможет рассчитывать на государственную поддержку при проведении ремонта, рассказал в интервью «Новому Калининграду.Ru» министр ЖКХ и ТЭК области Максим Федосеев.

«Роль управляющих компаний в ситуации с капремонтом где-то нивелирована»

— До недавних пор капремонт в многоквартирных домах финансировался за счёт Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного и муниципального бюджетов. Новый закон предполагает ремонт домов уже без участия Фонда. Почему государство решило переложить эти расходы на плечи собственников, почему бы Фонду дальше не продолжить работу?

— Работа Фонда была в принципе рассчитана до конца 2012 года. В 2012 году действие работы Фонда содействия реформированию ЖКХ продлили, выделили дополнительные лимиты, и мы участвуем в программе по переселению «аварийщиков». Есть также крайне небольшая сумма лимитов на капитальный ремонт в рамках Фонда, но мы в этой программе не участвовали. Очень много заградительных критериев для нашей Калининградской области. Например, процент установленных в домах приборов учёта. Он должен был составлять 100%. И размежёванные земельные участки, поставленные на кадастровый учёт под многоквартирными домами. Для того чтобы в дальнейшем, в связи с тем, что могут быть увеличены лимиты, критерии по размежеванию и постановке на кадастровый учёт участков мы прописали в нашей региональной программе. На 2014 год мы устанавливаем 40%. И есть муниципалитеты, которые в принципе уже приближаются к 100%. И на этот же год в нашей программе капитального ремонта мы выделяем подпрограмму по софинансированию установки приборов учёта.

— Кто сможет получить софинансирование на установку счётчиков?

— Не поверите, у нас всё для граждан делается.

— Когда я в 2012 году задавала вопрос о софинансировании установки счётчиков экс-замглавы администрации Калининграда Александру Хазаку, он говорил, что государство не будет помогать даже малоимущим.

— У нас и капремонт идёт за счёт собственников. Но государство помогает. Именно такая логика. И Фонд реформирования ЖКХ тоже субсидировал обязательства собственников. И, например, в рамках нашей региональной программы подразумевается обязательная установка общедомовых приборов учёта при проведении капремонта. Во всех домах, где не было прибора учёта, они должны быть поставлены. На 2014 год мы отдельно выделили целевую подпрограмму, на которую предусмотрено 60 млн рублей. Это позволит, скажем так, серьёзно «оприборить» дома. Софинансирование собственников по этой программе составит от 5%, остальные деньги выделит бюджет.

— Споров вокруг законопроекта было много, эксперты из общественной палаты называли его сырым и недоработанным, отмечали, что государство обязано было передать жилищный фонд людям в нормальном состоянии. Но, тем не менее, закон приняли при минимальном перевесе голосов. Когда жители области начнут платить взносы за будущий капремонт?

— Платёж должен появиться в «жировках» через 8 месяцев после того, как новая программа будет официально опубликована. Мы полагаем, что это будет уже в 2015 году. Программа станет финальным документом, и нельзя сейчас сказать, когда именно она будет утверждена. Но нужно понимать, что один и тот же дом может быть указан в программе несколько раз — к примеру, сначала будет отремонтирована кровля, потом — фасад через несколько лет. И так далее. Поэтому на сегодня наша самая главная задача — завершить инвентаризацию. Чем хуже дом, тем раньше он будет отремонтирован.

Вообще, конечно, если бы у нас все вовремя и своевременно исполняли законодательство, то программа бы сформировалась моментально. Ибо все управляющие компании должны в интернете вести электронные паспорта многоквартирных жилых домов, в которых должно быть прописано состояние всех конструкций дома. В нашем случае кто-то ведёт, кто-то нет, поэтому приходится начинать «снизу». Муниципалитеты сейчас совместно с управляющими компаниями и собственниками проводят сплошную инвентаризацию домов, актуализируют данные о состоянии жилых домов. По-русски говоря, принципиально там должно быть две вещи: из чего дом сделан и в каком состоянии то, из чего он сделан. Двускатная крыша из шифера, например. Стены такие-то. И мы параллельно на нашем региональном уровне рассчитываем для каждого типа работ стоимость капитального ремонта. Дальше в зависимости от фактического состояния мы будем включать дом на какой-то период. В зависимости от того, что это за кровля, какую она занимает площадь, исходя из наших расценок, будет примерно определена сумма капремонта.

Если очень упрощённо: на сегодняшний день муниципалитеты сделали инвентаризацию, мы её выверяем. После принятия закона создаётся регоператор, и первые люди, которых мы туда набираем, они будут заниматься формированием программы с каждым муниципалитетом. Плюс параллельно будет создаваться комиссия, которая должна при возникновении тех или иных вопросов непосредственно выезжать на место и делать заключение по состоянию того или иного дома.

— Инвентаризация для жильцов бесплатная?

— Каждые пять лет управляющие компании и БТИ должны обновлять паспорта домов. Обновление техпаспорта — это не просто бумагу перепечатать, для этого нужно вызвать сотрудника, который должен всё это проверить.

 — Управляющие компании должны это делать за свой счёт?

— Они должны это делать за счёт денег, которые получают от собственников за обслуживание жилья. Но это не будет сейчас массово делаться за счёт этих средств. Мы основную инвентаризацию проведём вообще без привлечения средств жильцов. Эти данные уже есть практически везде.

Кстати, отмечу, что роль управляющих компаний в ситуации с капремонтом где-то даже нивелирована. Если человек копит деньги на счёте регионального оператора, то именно оператор отвечает за ремонт, уведомляет собственников о проведении ремонта, собственники собираются и принимают решение. Где-то регоператор подменяет собой управляющие компании. Так прописано в законе. Хотя, конечно, хотелось бы увеличить ответственность управляющих компаний за текущее содержание дома. К примеру, в одном доме УК работает хорошо, и дом в хорошем состоянии. Где УК плохо работает над текущим содержанием, там дом быстро приходит в плохое состояние.

0NV_3799.jpg

«Более худшие дома будут ремонтироваться раньше»

— Как быть жителям, у которых нет денег на оплату нового платежа?

— Данный платёж, взнос за капитальный ремонт, уже включён в расчёт субсидии. Что это значит? Если в этом году дом принимал решение проводить капремонт и нужно было собрать с квартир по 100 тысяч рублей, никто не обращал внимания на то, является ли семья малоимущей. Она должна была всё равно эти деньги найти дополнительно к своим расходам. Новый платёж попадает в расчёт субсидии, и для малоимущих, которые пользуются субсидиями, практически он будет компенсироваться государством. Второе — отдельная категория социально незащищённых граждан, которые проживают в муниципальном жилье. Мы понимаем, что в муниципальных неприватизированных квартирах, наверное, мало проживает обеспеченных граждан. И платить за них будет собственник, то есть муниципалитет.

Тот взнос, который необходимо платить, чтобы за 30 лет отремонтировать дом, составляет от 10 до 20 рублей за 1 квадратный метр, в зависимости от типа дома. Это экономически обосновано. И мы, и депутаты, в первую очередь, склонялись к тому, что такую сумму применять нельзя. Понимаете сами: 20 рублей за «квадрат» — огромные деньги, полностью перекладывать платеж на собственников было бы очень неправильным, несмотря на то, что это прописано в федеральном законодательстве. Поэтому было решено принять минимальный платёж меньше того минимума, который нужен. В итоге он установлен в размере 5 рублей 90 копеек.

Понятно, что чем больше этажность дома, тем больше людей там проживает, тем меньше будет стоимость для конкретного собственника. Трёхэтажный дом и десятиэтажный дом будут иметь одну и ту же площадь кровли, но удельная стоимость ремонта  для каждого жителя будет разной. И разница будет компенсироваться за счёт бюджетной поддержки. Её больше взять неоткуда. Поэтому сами смотрите: доля собственников может быть теоретически разной — и 50%, но разбитой на 30 лет. При этом не забывайте, что сейчас люди скидываются сразу.

— Конечная цифра ежемесячного взноса за капремонт будет 5 рублей 90 копеек за квадратный метр? Или всё же эта сумма будет продифференцирована в зависимости от категорий жителей и домов?

— Платить все будут по 5,90. Но сами собственники могут добровольно принять решение о том, чтобы платить больше. Дальше с помощью господдержки и того механизма, который будет прописан, будут расписываться сроки программы. Но мы не можем сейчас знать ответы на все технические вопросы. Это станет понятным через год. Программа будет реализовываться с 2015 года, мы установим предельные стоимости капремонта по всем видам работ и домов. Будут понятны суммы, сроки. Мы ожидаем, что всё же будет принято решение об увеличении статьи Фонда содействия реформированию ЖКХ на капремонт. Мы очень на это надеемся. Тогда в середине 2014 года мы поймём, сколько сможем получить из него, и потом уже сможем понять, хватает или не хватает средств.

— В области есть большое число старых домов, в которых всего несколько квартир, 3–6, и живут пенсионеры. Они необходимой суммы даже за 30 лет могут не накопить.

— Понятно, что наш немецкий фонд удельно на метр будет требовать гораздо больше денег на ремонт, чем фонд более новый или многоэтажный. Будем регулировать эту ситуацию мерами господдержки. Здесь сложно придумать что-то принципиально важное.

— Но это же несправедливо. В программу могут включить дом, в котором всего две семьи живут, и за них государство заплатит, а остальные должны будут сами.

— Мы сейчас по всей стране с нуля формируем новые программы капремонта, и, конечно же, везде возникают вопросы, которые мы формулируем федеральному центру. В Правительстве РФ даже создали специальное Министерство ЖКХ, которое призвано работать над решением этих вопросов. По 16-й статье мы сейчас направляем изменения в Жилищный кодекс. Есть у нас один неурегулированный момент, что дома, которые требуют капремонта в рамках приватизации, включаются в программу в первую очередь.

При этом по этим домам уже есть решения суда, обязывающие муниципалитеты провести капремонт за свой счёт. Но жителей от взносов за капремонт никто не освобождает. То есть, с одной стороны, дом должен отремонтировать муниципалитет, с другой — они должны платить. Поэтому мы направили поправку в ЖК, которая предполагает, что жители не должны будут платить за капремонт, пока муниципалитет не исполнит свои обязательства. Уже после ремонта жители чтобы платили за следующий капремонт. Такие моменты есть, и законодательство, увы, не идеальное. Но даже путь в тысячу шагов начинается с одного первого шага.

— Старые немецкие дома в Калининградской области будут ремонтироваться в первую очередь?

— Условно, да. Более худшие дома будут ремонтироваться раньше. Немецкие дома у нас в целом в более худшей ситуации. Федеральный законодатель не прописал отдельных программ для тех или иных категорий домов. Но понятно, что те, которые в худшей ситуации, войдут в неё первыми. То есть наш весь немецкий фонд попадёт в неё в первую очередь. В подобном нехорошем состоянии у нас порядка 30–40 тысяч домов. Подробнее это станет понятно по итогам инвентаризации.

— Приведу конкретный пример. Сделали ремонт в старом немецком доме, отремонтировали крышу. Но дом не мог несколько лет попасть в программу, потому что руководитель ТСЖ, которая хорошо разбирается в сметах, определила, что она изначально завышена. В конце концов они согласились на тот вариант, который им был предложен, ремонт всё же сделали. Но денег пришлось жителям заплатить немало.

— Смету кто утвердил? Виды работ и стоимость утверждают на своём собрании сами собственники. Есть органы внутренних дел, есть наше министерство. Рекомендуем обратиться и туда, и туда. Но, конечно же, это больше полномочия органов внутренних дел. По сути, мы можем говорить о возможности хищения.

— Предельные стоимости капремонта, которые будут установлены в рамках новой программы, позволят ли исключить подобные ситуации?

— Это будет стоимость проведения капремонта по утверждённым расценкам, они будут рассчитаны, и люди смогут понять, в какие деньги что обойдётся.

— Допустим, сегодня в доме течёт крыша, и управляющая компания обязана её отремонтировать за счёт денег, которые уже получает с собственников. После утверждения программы не получится ли так, что УК откажется от этих обязательств и скажет: ремонтируйте теперь в рамках новой программы?

— Нет, конечно. Есть документы, которые чётко определяют, чем текущий ремонт отличается от капитального. Введение платы за капремонт не освобождает управляющие компании от проведения текущего ремонта. Все же прекрасно понимают, что покрасить подъезд или помыть лестницы — это не капремонт.

0NV_3816.jpg

«Средства граждан за день не накопятся»

— Программа начнёт реализовываться в 2015 году. В ней будет значиться дом, который нужно ремонтировать уже сейчас. Откуда деньги взять, если они ещё не накопили нужную сумму?

— Вы же сами понимаете. Это простой вопрос, на самом деле.

— Вы говорили про кредиты.

— Да. Есть два источника финансирования: средства граждан и средства бюджета. Средства граждан за день не накопятся. Под средства граждан и средства бюджета, чтобы сразу отремонтировать дом, основным источником сейчас, в первые годы, будут кредиты. Почему мы и говорим, что очень существенная часть господдержки будет идти на компенсацию кредитов, чтобы у собственников было меньше бремя на обслуживание займа.

— Допустим, на ремонт крыши нужно 2 млн рублей. Жильцы, предположим, должны заплатить 60% от этой суммы. Они возьмут кредит в размере 1,2 млн рублей, заплатят. Что они потом будут делать с этим кредитом?

— Я бы не стал сейчас называть долю собственных средств. Но если в качестве грубого примера, то хорошо. Ежемесячно за счёт своих взносов они будут обслуживать кредит. И это будет растянуто на 30 лет. Если собственники примут такое решение, они могут платить взносы, которые будут выше, чтобы побыстрее погасить кредит. Но если не примут, то будут платить те же 5,90 за квадратный метр. Просто срок кредита увеличится. А государство будет компенсировать процентную ставку. Обычно нам разрешают компенсировать две трети ставки рефинансирования.

— Кредиты они смогут брать в банке на своё усмотрение?

— Всё зависит от способа накопления. Если средства копятся на собственном счёте, тогда да — они могут сами выбрать кредитную организацию. Если на счёте регоператора, то, конечно, инициатива будет исходить от него. Региональный оператор предложит собственникам. Нигде не прописано, что собственники при этом могут отказаться и выбрать что-то своё, но мы говорим, что, «как правило», это будет так. По логике говоря, раз уж у нас средства жителей будут собираться на счета крупных банков, думаю, эти банки и будут основными кредиторами. И возможно, и мы надеемся, и озвучиваем это на федеральном уровне, что государство определит один из банков с госучастием как инструмент для этой программы. Потому что кредиты сами по себе недешёвые у нас, но, если государство примет решение, можно будет сделать, как по льготной ипотеке, когда процент невысокий. Под 8–10% длинные кредиты, и если из них ещё 6% будет компенсировать бюджет, то мы получили бы практически беспроцентный кредит.

— Софинансирование будет касаться всех или только малоимущих?

— Возможны различные варианты. Всё будет зависеть от закона о бюджетной поддержке. Мы будем принимать его в 2014 году, он дебатов вызовет не меньше, чем закон о плате за капремонт. От правил распределения господдержки будет зависеть много, критериев миллион, и что в итоге примут, пока сказать сложно. Единственное, я буду наставить на том, чтобы компенсация процентной ставки по кредитам была для всех.

— Как региональный оператор будет формировать новую программу по срокам?

— Пока сложно обозначать конкретные даты. Сначала нам нужно вместе с муниципалитетами провести инвентаризацию.

— Закон предполагает, что дом может открыть собственный счёт, а могут быть деньги направлены в «общий котёл» регионального оператора. Сколько времени даётся на то, чтобы определиться, каким образом это сделать?

— Мы уже ведём соответствующую информационную компанию, разработали памятку, которая, надеюсь, дойдёт до каждого. После утверждения региональной программы есть всего шесть месяцев, чтобы определиться, где копить деньги — на счёте регоператора или на собственном счёте.

— Собственники, пожелавшие копить деньги самостоятельно, должны будут открыть свой счёт у регоператора?

— Не обязательно. Но начну с начала. Если дом откроет свой счёт, с него деньги будут идти только на ремонт этого конкретного дома. Если собственники решат копить деньги на счёте регоператора либо не определятся в течение шести месяцев после утверждения программы, то деньги пойдут в «общий котёл». Владельцем отдельного счёта может быть ТСЖ или ЖСК. Если дом обслуживается управляющей компанией, то он также может открыть отдельный счёт, но в данном случае технически владельцем счёта будет считаться региональный оператор. Однако с этого отдельного счёта деньги никуда не смогут уйти, кроме как на ремонт конкретного дома.

— Если каждый дом свой счёт откроет и общего котла не будет?

— Тем проще нам будет как региону. Если каждый будет копить на собственном счёте деньги, это не только право, но и определённая обязанность при организации, проведении капремонта, при контроле за целевым расходованием средств. В этом случае функции регионального оператора сведутся к организации начала проведения капремонта. То есть регоператор должен будет вместе с региональным министерством ЖКХ корректировать региональную программу, краткосрочные планы. Но непосредственным заказчиком и плательщиком работ будет выступать собственник.

— Сейчас могут открыть депозитный счёт в любом банке, который предлагает мне выгодный процент, к примеру, 10,5%. Есть такая возможность выбора для платежей за капремонт?

— Конечно, вы сами сможете выбирать банк. Но государство ограничивает нижний предел капитализации такого банка суммой в 20 млрд рублей. Чтобы в список попали только крупные банки.

— Но ведь мы можем копить в разных банках до 700 тысяч, на которые распространяется страхование вкладов?

— Кстати, вопрос поднимался, чтобы распространить на эти вклады страхование вкладов. Пока этой нормы нет. Сохранность сбережений планируется обеспечить, определив для программы крупные банки.

— Условия для счетов по капремонту будут отличаться от условий по депозитам?

— Это будут условия, которые установят сами банки. Поймите, это будут специальные счета, с которых можно будет направить деньги только на оплату конкретных работ. Банки будут открывать по сути целевой счёт.

— Интересно, сколько банки заплатили, чтобы попасть в список?

— Понимаете, что вопрос не по адресу. Есть у банка активы 20 млрд рублей — попадёт в список. Список сформирует Центробанк.

0NV_3802.jpg

С должниками будет работать региональный оператор

— Если в доме много собственников, которые не платят за ЖКУ и не будут платить за капремонт. Это сможет повлиять на включение дома в программу?

— Не может. Если долги будут большими, вряд ли дом сможет взять кредит.

— Предлагаете жильцам пойти самим с дубинами к неплательщикам?

— Нет, работой с должниками должен заниматься региональный оператор. Но если ужесточат политику к неплательщикам, думаю, ситуация изменится.

— Предположим, пришло время капремонта для дома, включённого в программу. Как технически всё будет происходить?

— За полгода региональный оператор уведомляет дом. Собственники должны собраться и принять решение о проведении ремонта и источниках софинансирования. Оператор объяснит, какие есть варианты господдержки (это станет понятно после разработки соответствующего закона), либо есть возможность привлечь кредит, который нужно обслуживать столько-то лет. Далее жители примут решение либо о проведении капремонта и источниках софинансирования, либо о переносе работ. Собственники имеют право это сделать.

— Создаваемый региональный оператор, который должен аккумулировать средства собственников, будет содержаться за счёт бюджета или денег на капремонт?

— Это будет некоммерческая организация. И содержаться она будет за счёт бюджета. Платежи за капремонт от населения не могут туда пойти даже чисто технически. Даже если вдруг захотят, чтобы средства потратились на содержание, их невозможно будет на эти цели потратить, потому что деньги, которые будут собираться на капитальный ремонт, могут быть потрачены только на капремонт. Это очень строго контролируется.

— Конкретно чем будут заниматься сотрудники регионального оператора?

— Работу можно разбить на две части: сбор денежных средств, выставление квитанций и так далее. Вторая — организация капитального ремонта в роли заказчика работ в некоторых случаях, в некоторых — в роли технадзора, технического заказчика работ. И отдельно целый пласт — это, конечно же, претензионно-исковая работа по взысканию задолженности за капитальный ремонт.

— Но если строка об оплате за будущий капремонт будет включена в общую «жировку», то человек, который игнорирует подобные счета, не будет платить в принципе. Я правильно понимаю, что оператор будет работать с должниками только по строке «капремонт»?

— Не хотел бы сейчас описывать эту процедуру, она выйдет листов на 8. По закону у нас управляющая компания является поставщиком услуги для населения. Если мы берём тепло, воду, канализацию и т. п. Всё, кроме прямых платежей, поставляет управляющая компания. Поэтому у УК есть договор с гражданином и, с другой стороны, например, с «Теплосетью». Если, к примеру, не платит человек за тепло, то управляющая компания может подавать на него в суд от своего имени. Что касается капремонта, то тут управляющая компания не является поставщиком услуги. Например, если будет договор такой заключен с УК, она будет просто агентом. Но на самом деле мы надеемся, что у нас в области начнёт работать Единый расчётный центр, сейчас идёт работа, направленная на привлечение «игроков» на этом рынке. Чтобы не только РКЦ заключал договора со всеми ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями и т. п. В том числе и по претензионно-исковой работе. Так будет лучше для всех.

«Около 600–700 домов, наверное, попадут в программу»

— Я правильно понимаю, что ныне действующая программа прекратит своё существование?

— Можно сказать проще: с 2015 года будет новая программа капитального ремонта. Она будет принципиально отличаться источниками и объемом финансирования. Сейчас мы говорим, что собственники будут предусматривать от 5% стоимости ремонта — 5-10-15%, кто сколько установит. В новой программе софинансирование может быть больше — до 100%, и растянутым во времени.

— Несколько слов об этой пока действующей программе капремонта. Она предполагает те же условия, что и федеральная, за исключением привлечения средств из федерального центра. Но для жильцов практически ничего не поменялось, так?

— Для жильцов не поменялось. За исключением того, что теперь практически все муниципалитеты могут принять в ней участие. Раньше могли попасть только те муниципалитеты, которые соответствовали определённым федеральным центром критериям.

— Когда начнёте принимать заявки на капремонт?

— Заявки и конкурсный отбор проводят муниципалитеты, нам они предоставляют сводный перечень заявок в пределах установленных лимитов до 15 февраля. Жильцы уже сейчас подают документы, и практически везде уже есть определённое количество заявок, очень активно жильцы уже участвуют.

— Область даёт на капремонт миллиард рублей. Общая сумма в итоге какой будет?

— Мы можем надеяться на 1,5 миллиарда, но точно всё выяснится только по факту, потому что для разных муниципалитетов установлены разные доли софинансирования. Кто-то сможет больше взять, кто-то меньше. В 2013 году у нас было выделено на программу в районе 850 млн рублей, в 2014 году — порядка 1,5 миллиардов. Около 600–700 домов, наверное, попадут в программу. Ремонт не везде будет комплексным, где-то будет только кровля ремонтироваться. Мы же считаем каждый объект.

 — По поводу той программы, которая ранее реализовывалась при федеральном софинансировании. Прокуратура в конце прошлого года нашла нарушения: в программу включили особняк, фактически принадлежавший одному владельцу. Но мы узнали об этом только пост-фактум.

— Это по 185 ФЗ. Сейчас город разбирается с этим вопросом. Позиция города: формально все основания для включения в программу были соблюдены собственниками. Нужно дождаться завершения расследования.

— В Советске была история, когда в программу включили дома вне очереди, потому что они в центре города и так просил губернатор.

— В данном случае я могу рекомендовать собственникам обращаться в суд. Прежняя программа будет реализовываться в 2014 году. Не исключаю, что судьи смогут принять обоснованное решение о включении домов в программу по суду. Потому что у каждой медали две стороны — где-то правы одни, где-то другие.

Текст — Оксана МАЙТАКОВА, фото — Виталий НЕВАР

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Оксана Майтакова

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.