Разбираем, чтобы восстановить: что происходит с фахверками в Железнодорожном

Разбираем, чтобы восстановить: что происходит с фахверками в Железнодорожном Разбираем, чтобы восстановить: что происходит с фахверками в Железнодорожном Разбираем, чтобы восстановить: что происходит с фахверками в Железнодорожном Разбираем, чтобы восстановить: что происходит с фахверками в Железнодорожном Разбираем, чтобы восстановить: что происходит с фахверками в Железнодорожном Разбираем, чтобы восстановить: что происходит с фахверками в Железнодорожном Разбираем, чтобы восстановить: что происходит с фахверками в Железнодорожном Разбираем, чтобы восстановить: что происходит с фахверками в Железнодорожном Разбираем, чтобы восстановить: что происходит с фахверками в Железнодорожном
Накануне в социальных сетях появились сообщения о том, что в Железнодорожном «пускают на кирпичи» средневековые дома. Одни уверенно заявляли, что строения разбирают для продажи материалов, другие не менее уверенно утверждали, что эти работы ведут для последующего восстановления фахверковых конструкций. Третьи же настаивали, что никакой ценности эта недвижимость не представляет. В противоречивой ситуации попытался сориентироваться корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Разбирают на кирпичи

Аварийное состояние складов, равно как и некоторых других исторических зданий в Железнодорожном, являлось очевидным фактом больше десяти лет. Летом 2013 года стало известно о том, что здания планируется разобрать, чтобы отстроить их в том же виде из полученного материала. С тех пор никаких заявлений о судьбе памятников культуры местного значения сделано не было.

Несколько дней назад председатель калининградской организации Союза российских писателей Борис Бартфельд написал на своей странице в «Фейсбуке*»: «Вот и конец знаменитым фахверковым складам в Гердауэне/Железнодорожном. Разбирают на кирпичи. Сегодня дочь проехала с друзьями по области и нафотографировала», — сообщил писатель.

Как заявил Бартфельд «Новому Калининграду.Ru», после этой публикации в Железнодорожный выезжали представители Службы охраны памятников. «Возможно, от этого будет толк, и удастся сохранить здания», — отметил он. Более того, деятель культуры подчеркнул, что «работы проводят люди, которые не знают, как правильно это делать». «У них нет компетенции, как только туда приехали наблюдатели, они попрятались», — подытожил Бартфельд.

Разрушение во благо

Однако согласно заявлениям властей Железнодорожного, все эти действия предпринимаются для того, чтобы спасти исторические здания. Так, по словам главы Железнодорожного городского поселения Игоря Михальцевича, еще в прошлом году памятники были обследованы. А затем, совместно с собственниками, был выработан план действий.

«С согласия Службы охраны памятников лицензированная организация ликвидировала аварийную ситуацию, сняв черепицу и перекрытия до первого этажа», — сообщил он. По его словам, сейчас готовится проектно-сметная документация для того, чтобы начать реконструкцию объектов. Закончить восстановление одного из зданий планируется уже в сентябре 2014 года, подчеркнул глава.

Эти слова подтвердил и заместитель руководителя региональной Службы охраны памятников Евгений Маслов. «После смены главы поселения новый руководитель обратился к нам, чтобы разработать варианты решения проблемы. Ещё тогда в МЧС предлагали разрушить аварийные объекты, но мы рекомендовали отбросить эту идею», — подчеркнул он.

Как отметил Маслов, в данный момент идет разбор здания для того, чтобы в последующем на месте аварийного объекта восстановить тот же самый памятник из полученного материала. «Разбором зданий занимается лицензированная организация из Калининградской области, одновременно рабочие пытаются укрепить несущие конструкции. И уже в июне могут приступить к полноценной реконструкции объекта», — сообщил замруководителя Службы.

И в администрации, и в Службе охраны памятников подчеркнули, что все материалы, полученные в ходе разбора складов, будут помещены на специальную площадку для хранения. О продаже красного кирпича речи не идет.

Средневековье или новодел?

Как стало известно «Новому Калининграду.Ru», впервые вопрос о реконструкции всего комплекса объектов в Железнодорожном поднимался еще в конце 90-х годов. Об этом рассказал архитектор Юрий Забуга: «Мы обследовали три объекта — кирху, замок с конюшней и склады. Они уже тогда были в аварийном состоянии. Это было в конце 90-х-начале 2000-х годов. То есть около 14 лет назад, когда мы проводили комплексные научно-исторические исследования под эгидой Минкульта».

Как отметил Забуга, по итогам работы был подготовлен проект противоаварийных работ, «но тогда никто не смог профинансировать их». Также архитектор подтвердил, что заниматься проблемой аварийных складов в местной администрации начали раньше того, как в сети поднялась волна возмущения. «Ко мне обращались из администрации Железнодорожного год назад. Там сложилась критическая ситуация, одна стена наклонилась так, что грозила обрушиться на жилой дом, стоящий рядом. Тогда у администрации не было денег, они искали средства и собственников здания», — отметил Забуга.

Более того, по словам архитектора, эти здания неверно датированы XVI веком. По его словам, постройки относятся к началу 20-х годов прошлого века. «После Первой мировой центр Железнодорожного был разрушен, что подтверждается фотографиями. И эти здания восстанавливали уже из фабричного кирпича — его начали выпускать с середины XIХ века — после окончания военных действий, стилизуя под старину. Это же подтверждают и довольно современные металлические перекрытия. Во время проведения оценки, наверное, произошла ошибка», — подчеркнул специалист.

Несмотря на все официальные заявления, блогер и фотограф Николай Троневский, который отслеживает судьбу исторических построек в Железнодорожном с 1998 года, не уверен в том, что планы по восстановлению будут воплощены в жизнь. «Я давно наблюдаю за этими складами и вижу, что их довели до такого состояния, когда спасать бесполезно, когда все балки и перекрытия прогнили. И никто ничего делать не будет, чтобы восстановить здания. Нужны большие инвестиции, а для этого нет основания, поскольку Железнодорожный — небольшой город, и какой-то музей там организовывать, наверное, бессмысленно», — заявил Троневский.

На данный момент на складах в Железнодорожном продолжают работать люди, которые, согласно официальным заявлениям, являются сотрудниками лицензированной организации. В ближайшее время станет понятно, действительно ли там собираются проводить реставрацию фахверков.

Между тем, различные работы на памятниках культуры в Калининградской области периодически проводят и охотники за стройматериалами, а также «черные копатели». Да и сами памятники с многовековой историей разрушаются под действием времени. Только на большинство из них общественники и СМИ не обращают внимания до тех пор, пока они не рухнут окончательно. Или пока кто-нибудь не сделает громкое заявление.

Текст — Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, фото — Николай ТРОНЕВСКИЙ

* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Алёна Пятраускайте

Тема в развитии


[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.