Аристид Фенстер: "Калининградцев трудно назвать узниками Европы"

Все новости по теме: Визовый вопрос

Генеральный консул Германии в Калининграде доктор Аристид Фенстер в интервью "Новому Калининграду.Ru" рассказал о своем отношении к "народной дипломатии" в контексте облегчения визового режима, осторожно прокомментировал процесс передачи исторических зданий церкви и пообещал переехать в новое здание консульства до конца следующего года.

- Начнем с, скажем так, более приятной для генконсульства тематики. Сколько виз было выдано за 10 месяцев нынешнего года, и какова динамика по сравнению с прошлым годом?

- У меня как раз, только что появились самые свежие цифры. За 10 месяцев нынешнего года количество выданных генконсульством виз выросло на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. В общей сложности за период с января по ноябрь было выдано около 16 тыс виз. Мы видим положительную динамику по отношению к кризисному 2009 году.

Что я считаю особенно положительным, так это тенденцию увеличения количества выдаваемых годовых и многогодовых виз - их в нынешнем году 11% от общего числа виз. То есть, можно сказать, что фактическое количество выданных виз больше, чем я сказал раньше. Ведь если вы получаете, к примеру, трехлетнюю визу, то в ближайшие три года у вас нет необходимости к нам приходить. Еще один положительный момент - процент отказов за этот период сократился, хотя и без того был небольшим. Можно сказать, что практически каждый, кто к нам приходит, получает визу. Срок обработки документов составляет сегодня 2-4 дня, около трети заявителей получают визы без уплаты консульского сбора.

Я думаю, что это очень положительная динамика, хотелось бы видеть ее у всех участвующих в визовом процессе сторон.

- Как раз об этом мой следующий вопрос. В статье, опубликованной почти год назад в газете "Кенигсбергер Альгемайне", вы сетовали на недостаток взаимности со стороны России в деле облегчения визового режима, в частности - на необходимость регистрации зарубежных гостей, на сложности для иностранцев с посещением приграничных территорий. Видите ли вы какие-то изменения в этой ситуации - позитивные или негативные?

- Помимо таких сложностей, как необходимость регистрации и ограничения в посещении приграничных территорий, существует еще проблема так называемых регламентированных зон. И с декабря прошлого года фактически ничего в этом смысле не улучшилось. И поэтому я говорил ранее и повторю сейчас - обе стороны, Евросоюз и Россия, должны стремиться к снятию сомнений и озабоченностей друг друга.

Положительный момент, который можно отметить - по крайней мере, говоря о Калининградской области, к проблематике пограничных и регламентированных зон стали в последнее время относиться серьезнее. Я ощущаю в ходе своих разговоров, встреч на всех уровнях, со всеми партнерами, растущее понимание наших проблем. Тем более важно сейчас не создавать новых препятствий. Мы хотим достичь дальнейшего упрощения, большей гибкости в процедуре выдачи виз, улучшения качества визового обслуживания.

Существуют определенные вопросы в процедуре выдачи виз российской стороной, которые требуют прояснения. Но я уверен, что мы придем к общему мнению. Но решения в этой сфере, конечно, остаются за нашими правительствами.

- Одним из шагов навстречу в этом процессе был эксперимент Правительства РФ по выдаче иностранцам в ряде регионов 72-часовых виз непосредственно в местах прибытия. На минувшей неделе появились слухи о возможной отмене этих виз, выдаваемых, в том числе, в Калининграде. Ряд комментаторов даже называли эти визы не столь значимыми в общем объеме; позднее, впрочем, МИД опроверг информацию об их отмене. Насколько важной кажется вам возможность получать 72-часовые российские визы в Калининграде?

- Я думаю, это хорошо, что вопрос, касающийся 72-часовых виз, в данное время снят. Краткосрочные визы очень важны, на мой взгляд, для развития туризма в Калининградской области. Возможно, число пользующихся ими не настолько велико, но эта возможность важна в перспективном плане. Необходимо, чтобы сигналы, которые подают друг другу наши стороны, были положительными. Если мы будем сохранять существующие возможности и идти по пути упрощения визового режима, число немецких туристов, посещающих регион, как минимум не сократится, а как максимум - будет расти. Сейчас, по данным правительства Калининградской области, около 70% иностранных туристов, посещающих регион, приезжают из Германии.

- Несмотря на эти перспективы, жители области, конечно, ждут в первую очередь облегчения визового режима со стороны Евросоюза. В ходе встречи с губернатором Калининградской области Николаем Цукановым 10 ноября вы заявили о готовности содействовать в облегчении визового режима ЕС для жителей региона. Какую конкретно помощь вы можете оказать?

- Нужно различать две вещи. Одно - это переговорный процесс между Европейским союзом и Российской Федерацией об изменениях визового режима. Второе - то, что мы, как генеральное консульство, можем сделать, исходя из существующей нормативной базы.

Относительно первого момента могу сказать, что одним из аспектов могло бы быть малое приграничное движение. Германия является на данный момент единственной страной в ЕС, которая поддержала проект договора о малом приграничном движении между Российской Федерацией и Польшей. Трехсторонний политический формат между Германией, Польшей и Россией помогает строить мосты между Европейским союзом и Россией. Глава МИД Германии Гидо Вестервелле поддержал это намерение на встрече министров иностранных дел наших трех стран. Теперь необходимы консультации по этому вопросу со всеми 27 членами ЕС в Брюсселе.

Что касается второго момента, практической реализации намерений в контексте работы генконсульства, то мы уже упростили многие процедуры и стремимся к их дальнейшему упрощению. Соглашение об упрощении визового режима, заключенное в 2007 году между Россией и ЕС, мы применяем, насколько это возможно. Помимо этого, мы выдаем большое количество многоразовых многогодовых виз - повторю еще раз, их мы выдаем порядка 11%, и с трети заявителей мы не взимаем консульский сбор за оформление виз.

Сейчас мы также практикуем и постепенно вводим отказ от необходимости личного присутствия заявителя при подаче документов в случае наличия у него положительной визовой истории. Это примеры гибкости и упрощения, которые мы применяем на базе существующего Шенгенского законодательства.

- Неделю назад состоялся так называемый "гражданский форум", посвященный визовой проблематике. Вы не принимали в нем участия - а приглашали ли вас? И, если да, то почему вы не пришли?

- Все мы получили общее приглашение на это мероприятие. Но, как сказали мои коллеги по дипломатическому корпусу, первый секретарь представительства МИД России в Калининграде Борис Шереметьев и представитель литовского генконсульства (министр-советник Генерального консульства Литвы в Калининграде Римантас Мартинонис - прим. "Нового Калининграда.Ru"), присутствовавшие на данном мероприятии, в первую очередь изменения в визовом режиме зависят от переговоров на уровне правительств стран ЕС и России.

Принципиально должен сказать, что дискуссионный процесс является важным инструментом демократии. То, что не способствует делу - это инструментализация определенных трудных вопросов и полемики. То, что мне бросается в глаза - это употребление таких понятий, как "узник Европы" или "визовая стена". Политически информированных и уверенных в себе калининградцев трудно назвать узниками Европы. Сравнение же «визовая стена» по аналогии с Берлинской стеной, которая в течение 28 лет разделяла немцев на Запад и Восток, и, которая стоила многим жизни при попытке к бегству, вводит в заблуждение. Я не нахожу плодотворными подобные сравнения. Мы, естественно, с пониманием наблюдаем за подобными процессами и серьезно к ним относимся.

- Инструменты, которые используют некоторые участники таких процессов - к примеру, небезызвестная поездка на автобусе в Брюссель и пикеты у зданий Европарламента и Еврокомиссии - насколько, по-вашему, они могут оказаться действенными в отношении европейских чиновников? Могут ли они быть вообще замечены европейской бюрократией настолько, чтобы повлиять на происходящие процессы?

- Я думаю, что право проводить собрания и демонстрации является одним из основных прав человека, и важно, что граждане могут им пользоваться. И это право в равной степени действительно для жителей всех стран и регионов. Я не присутствовал на событиях, о которых вы говорите, но я исхожу из того, что представители Еврокомиссии и других европейских структур приняли их к сведению.

- Участники форума приняли резолюцию, в которой, в частности, призывают к отмене приглашений при оформлении виз, к выдаче многократных 3-летних шенгенских виз для жителей Калининградской области и к расширению действия упрощенных проездных документов на Украину и в Белоруссию. Насколько, с вашей точки зрения, реальны эти призывы?

- Эти пожелания вполне понятны, но они не соответствуют требованиям действующего Шенгенского законодательства. Нужно понимать, что речь идет о переговорном процессе между Евросоюзом и Россией. И, как я уже сказал ранее, многое зависит от того, насколько обе стороны будут понимать проблемы друг друга и решать их. Это процесс, который идет шаг за шагом, и он непрост. Что касается предложений по Украине и Белоруссии, прошу понять - я не могу их комментировать - это нас не касается.

- Первый пункт резолюции форума содержит призыв сделать Калининград "пилотным регионом" в деле перехода к безвизовому режиму между РФ и ЕС. Однако, как мне кажется, российские власти выглядят не очень готовыми каким-то образом выделять нашу область среди других субъектов федерации - в том числе и когда речь идет о визовом режиме. Готовы ли, с вашей точки зрения, к такому отношению к Калининграду страны ЕС?

- Конечно, Калининградская область в силу своего географического положения предопределена для тесного сотрудничества между Евросоюзом и Россией. Не хотел бы углубляться в детали возможности "пилотного региона", хочу лишь напомнить, что первоначально это понятие было предложено еще президентом Путиным как социально-экономический проект. Можно долго говорить об особой экономической зоне, о тех преференциях, которые имеют крупные предприятия по сравнению с малыми и средними.

Но я хотел бы конкретно ответить на ваш вопрос и вернусь к уже упомянутой идее малого приграничного движения. Это был бы важный шаг, который основывался бы на договоре между Польшей и Россией, проект которого поддерживает Германия. Сейчас необходимо заручиться согласием всех остальных стран-участниц ЕС. Шаг этот способствовал бы укреплению контактов и облегчению поездок жителей приграничных регионов. Если этот шаг удастся, он станет конкретным свидетельством действий по упрощению перемещения граждан.

Пока что не решен вопрос, каким образом положения этого договора будут реализовываться на практике на территории Калининградской области - ввиду существования приграничных и регламентированных зон. Ведь в этом случае ни о каком малом приграничном движении речь не может идти. Но этот вопрос, скорее, адресован российским ведомствам.

- Претензия в отношении этого проекта со стороны многих калининградцев касается того, каким образом на территории Польши будет отслеживаться "глубина" перемещения россиян - как обозначить черту, дальше которой поездки в рамках договора невозможны, какие санкции будут применяться к нарушителям.

- Прошу понять, речь идет о польско-российском соглашении, рекомендую вам обратиться к моему польскому коллеге.

- Но ведь вы говорите, что Германия поддержала проект договора...

- Мы поддерживаем его, но я не хотел бы комментировать детали этого договора.

- Неделю назад вы заявили, что генеральное консульство Германии в Калининграде переедет в новое здание на улице Тельмана в 2011 году, годом ранее говорили, что это случится в 2010 году. С чем связана задержка?

- Ответ на этот вопрос очень прост. Разрешение на строительство с российской стороны мы получили в конце 2009 года. Естественно, после получения этого разрешения было необходимо некоторое время на решение различных бюрократических, административных вопросов с нашей стороны. Затем необходимо было обеспечить финансирование. Это было непросто, потому что мы пережили период кризиса, сокращения бюджетов. Но в пользу Калининградской области говорит то, что выделение средств, тем не менее, было одобрено. Это говорит о том, какое значение придает Германия этому региону. Многие другие проекты были приостановлены; в нашем случае - нет.

А если бы вы были строителем, то вы бы не удивились, что планы постоянно сдвигаются. Я уверен, что до конца 2011 года мы завершим переезд. Нужно иметь в виду, что речь идет не просто о строительных работах - это здание является памятником культуры регионального значения и, соответственно, все работы должны быть выполнены на высоком качественном уровне. Это также требует дополнительного времени.

- Какие улучшения ждут калининградцев после переезда?

- Это приведет к улучшению качества обслуживания с нашей стороны. Сейчас мы находимся во временном здании, возможности визового отдела в новом здании существенно расширятся. Мы стремимся к еще большему сокращению времени обработки заявлений, чтобы лучше удовлетворять потребности жителей Калининградской области.

- Полагаю, оставшиеся вопросы вы будете комментировать еще более осторожно - ведь они касаются сугубо внутрироссийских процессов. Ситуация вокруг процесса передачи объектов религиозного назначения в Калининградской области в собственность Русской православной церкви в последнее время стала предметом широкой общественной дискуссии - пишутся открытые письма и гневные статьи, проводятся митинги. Как вы относитесь к этому процессу - учитывая исторические особенности передаваемых зданий?

- Отвечу очень кратко, несмотря на то, что вопрос этот очень интересен. Отчасти вы ответили на него сами - это является прерогативой сугубо Российской Федерации. Мы внимательно наблюдаем за дискуссией, которая идет по этому вопросу. Мы констатируем различные мнения, которые существуют по этому поводу. Самое, на мой взгляд, важное - чтобы были приняты мудрые решения по дальнейшему использованию этих объектов и сохранению мирового культурного наследия.

- Руководство Калининградской епархии, по словам его представителей, проводило консультации с литовской дипломатической миссией в регионе. Несмотря на эти консультации, ситуация с музеем-кирхой Донелайтиса вызвала неоднозначную оценку в Литве, вопрос приобрел международный характер. Проводились ли какие-то консультации с участием РПЦ и представителями дипмиссии Германии?

- Таких консультаций не было.

- В смысле музея-кирхи Донелайтиса внимание литовской стороны понятно - это был крупнейший деятель литовской культуры, литературы. Но многие передаваемые объекты связаны с жизнью известных, значимых для истории Германии людей.

- Нет, никаких консультаций, повторюсь, не было. Мы лишь следим за этим процессом. Как генеральное консульство, мы слушаем, наблюдаем, регистрируем мнения и сообщаем в Берлин, но комментариев по этому поводу дать не можем.

- Критики передачи объектов православной церкви также замечают, что после смены собственника значительно осложнится, а в ряде случаев станет вообще невозможным участие в международных проектах по восстановлению разрушенных кирх и замков. Разделяете ли вы эти опасения?

- Трудно ответить на этот вопрос в общем. Давайте рассмотрим его на конкретном примере - кирхе Арнау. Это не только одна из самых древних кирх на территории региона, точнее вторая по времени постройки, но и место размещения известных фресок. Существует инициатива граждан Германии по ее сохранению, существует попечительский совет, занимающийся восстановлением этой церкви. Также участие в финансировании этих работ принимал фонд журнала "Цайт". Не хотел бы говорить о конкретных цифрах, но речь идет о сотнях тысяч евро, пожертвованных частными лицами Германии.

До этого времени действовал договор о сотрудничестве между германской и российской сторонами. Я надеюсь, что в изменившихся условиях будет достигнуто согласие в вопросах дальнейшего сотрудничества.

Текст - Алексей МИЛОВАНОВ, "Новый Калининград.Ru", фото - "Новый Калининград.Ru", генеральное консульство Германии в Калининграде.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.