Еда в современном городе: организаторы «Street food weekend» о фестивале

23 августа во Фридрихсбургских воротах пройдет первый в Калининграде международный гастрономический фестиваль «Street food weekend». Соорганизаторы фестиваля Анна Бичевская и Александр Исаев рассказали «Ресторанам Нового Калининграда.Ru» о том, почему городу нужен этот фестиваль и почему подобные мероприятия — это единственная возможность реализации тех, кому собственный ресторан не по карману, что такое стрит-фуд и почему сейчас он так популярен во всем мире.

— Как каждый из вас пришел в проект «Street food weekend» и вообще стал интересоваться и заниматься уличной едой?

Александр Исаев: Некоторое время назад я, мои друзья, коллеги, инициативные люди, неравнодушные к культурной жизни города, объединились в творческую группу «Среда». Одна из наших основных идей — это преобразование городской атмосферы, создание особенной среды посредством проведения самых разных культурных мероприятий, которые не только будут интересны жителям Калининграда и области, но и станут одним из элементов его продвижения как туристического центра России и Европы. Таким мероприятием, безусловно, является «Street food weekend». Тема гастрономии сейчас очень популярна не только в Европе, но и во всем мире, за последние десять лет появилось гигантское количество фестивалей, ярмарок и самых разных мероприятий, так или иначе связанных с темой еды. Лично мой интерес к стрит-фуду появился лет семь назад, когда я попал в Лондоне на «Кэмден-маркет». Он проводится по выходным каждую неделю, и на этот маркет приезжают представители гастрономии из самых разных стран. За субботу и воскресенье в одном месте посетители «Кэмдена» могут попробовать блюда из Австралии, из Южной Америки, из Африки. Как правило, чтобы утолить свой голод, человеку достаточно одной первой порции, но интерес к гастрономическим изыскам настолько велик, что ты уже не можешь остановиться и идешь, снова покупаешь и пробуешь…

88_059.JPG

Нам кажется, что тема стрит-фуда должна быть интересна калининградцам. С одной стороны, направление «уличной еды» в нашем городе начинает развиваться, и это только кажется, что у нас на улицах одна шаверма, шашлыки и блины. А с другой стороны, мы рассчитываем на то, что если здесь будут собираться активисты стрит-фуд-движения из самых разных стран, то наше мероприятие постепенно привлечет интерес гастрономических поклонников со всего мира. В какой-то момент Калининград может стать одной из точек интересов тех людей, которые ездят по разным городам и странам в поисках гастрономических впечатлений. Для этого нужно просто начать делать первые шаги. И тогда люди, которые впервые посетили Калининград, приехав именно на «Street food weekend», приедут сюда во второй раз (а у нас в планах делать это фестиваль регулярным) уже не только на мероприятие, но и потому, что им понравилось здесь отдыхать.

Анна Бичевская: Я родилась и выросла в Калининграде, очень давно знакома с ребятами из инициативной группы «Среда». И когда только родилась идея «Street food weekend», они пригласили в команду и меня, потому что я активно занимаюсь темой уличной еды в Москве и организую стрит-фуд-вечеринки. Несмотря на то, что я не живу здесь уже 12 лет, Калининград остается моим любимым городом, в который мне бы хотелось привозить все те классные события, которые происходят в Москве.

— Аня, в Москве вы занимаетесь организацией «секретных ужинов» «Stay Hungry» и дворовых вечеринок «Stay Hungry Backyard». Как появились эти проекты и в чем их ценность для города?

— Появление проекта «Stay Hungry Backyard» — это логическое продолжение нашего проекта «секретных ужинов» «Stay Hungry», который, в свою очередь, родился из идеи открыть свой собственный ресторан. Ресторанное дело в Москве, да думаю, что и в Калининграде тоже, удовольствие не из дешевых в силу разных факторов, в том числе и из-за высокой арендной платы. Мы придумали возможность реализовать наши мечты (а нас трое соорганизаторов) в немного другом формате. Нашли классную квартиру в Москве и стали предлагать известным шеф-поварам, гастроэнтузиастам и людям, которые просто готовят у себя на кухне, сделать званый ужин у нас в квартире. Гости записывались через закрытую группу в «Фейсбуке*», и никто не знал, что и кто будет на вечеринке.

Наши вечеринки — это не фестивали еды, в основном ориентированные на продукты, готовку, именитых шеф-поваров и мастер классы. Проекты «Stay Hungry» и «Stay Hungry Backyard» — это в первую очередь проекты про общение. И стрит-фуд в некотором смысле — это реализация новых мировых трендов, новых подходов к коммуникации, к бизнесу, к собственной жизни. Для многих людей, которые хотят попробовать свои силы в гастрономии, и «Stay Hungry Backyard», и всевозможные фуд-маркеты — это практически единственный способ заявить о своем существовании.

бичевская портрет.jpg

— А как получилось, что из достаточно частного и камерного пространства московской квартиры вы решили выйти примерно с той же идеей в пространство города?

— Сейчас в закрытой группе «Stay Hungry» состоит около двух тысяч человек, и примерно такое же количество хочет в нее попасть. Но учитывая то, что мы проводим Stay Hungry раз в одну-две недели, а за столом помещается только двадцать гостей, основная масса людей просто физически не может к нам попасть. Когда стало ясно, что желающих поучаствовать в этой истории намного больше, чем мы можем через себя пропустить, мы решили делать дворовые вечеринки. Первая такая вечеринка состоялась в прошлом году в старом московском дворе. Мы пригласили пять дружеских проектов, позвали друзей, кто-то принес из дома колонки, кто-то пинг-понг и кикер, кто-то пришел поиграть музыку. В общем, получилось так, что на первом «Stay Hungry Backyard» было сразу 1200 гостей, и мы не делали никакой рекламы. Оказалось, что такие истории — это очень востребованный формат, людям хочется приходить, есть, знакомиться и общаться, тусоваться в неформальной атмосфере. В прошлом году мы провели четыре вечеринки. В этом году, буквально на прошлых выходных, на Даниловских мануфактурах мы устраивали уже шестой по счету «Stay Hungry Backyard». Наш шестой двор оказался в пять раз больше того первого двора, в котором все только начиналось. Вместо пяти гастрономических проектов участвовало уже двадцать два. И вместо тысячи гостей пришло около четырех тысяч, что совсем неплохо по московским меркам.

1 иллюстр.jpg

Мы находим интересные, не раскрученные площадки: красивые старые московские дворики, индустриальные места — заводы, мануфактуры, гаражи. Я мечтаю, что когда-нибудь мы сделаем вечеринку в троллейбусном парке или в заброшенном трамвайном депо. Чем больше у места своеобразной эстетики и антуража, тем лучше для нас. Пространство каждый раз задает стиль вечеринки. Например, на «Stay Hungry Bayard» в гараже мы специально натянули веревки и развесили белье, чтобы подчеркнуть такую атмосферу двора, в котором одежду сушат на улице и мужчины лежат под капотами своих автомобилей, что-то ремонтируют. И на вечеринке в гараже мы готовили брутальную еду. На каждой площадке мы стараемся готовить такую еду, которую подсказывает место. Но, к сожалению, пока что не только в Калининграде, но и в Москве со стрит-фуд проектами не все так хорошо и замечательно, как нам бы хотелось, поэтому порой приходится выбирать между идеей и качеством. У многих участников наших вечеринок благие намерения и интересные идеи, но должно пройти еще много времени, чтобы эти люди стали настоящими профессионалами.

— Если говорить о «Street food weekend», то получается, что самим фактом его проведения вы готовите среду не только для поваров, но и для потенциального потребителя. Обыкновенный горожанин думает, что уличная еда — это в лучшем случае хот-дог и желательно держаться от него подальше, а на фестивале у человека появляется возможность познакомиться со всем разнообразием уличной еды, посмотреть и попробовать то, что готовят участники фестиваля, и понять, что бояться, в общем, нечего.

Александр Исаев: Без сомнения. В первую очередь мы хотим провести «Street food weekend» для того, чтобы помочь развитию движения уличной еды в Калининграде, чтобы открыть для многих калининградцев это, безусловно, интересное для творчества и работы направление. Мы надеемся, что те люди, которые посетят первый фестиваль в качестве дегустаторов и откроют для себя стрит-фуд, возможно, уже на втором станут если не полноценными его участниками, то точно — поклонниками. Кроме этого, я надеюсь, что мы также сможем привлечь внимание городских властей к проблемам, с которыми сталкиваются представители калининградского стрит-фуда (именно сейчас мы занимаемся отбором участников фестиваля, среди которых, конечно, будут и калининградцы). И мы хотели бы помочь в создании конструктивного диалога между представителями власти и небольших местных бизнес-проектов, ориентированных на стрит-фуд. Думаю, что это направление получит необходимую поддержку.

илл44.jpg

Анна Бичевская: Московской истории стрит-фуд-вечеринок уже два года. За это время появились разные публичные институции, которые занимаются и отбором участников, и отчасти их подготовкой (например, разные кулинарные школы и коучинг-программы). Частично налажен диалог и с властью, и с крупным бизнесом. В Калининграде пока что ничего этого нет. Сейчас наша основная задача — это не привезти сюда на пару дней европейских и российских звезд, а создать условия для тех людей, которые занимаются уличной едой в Калининграде. Нужно налаживать диалог и с администрацией города, и с предпринимателями, и с представителями разных площадок. Мы все вместе должны говорить на важные темы. Например, на тему «Что такое еда в современном городе?». «Street food weekend» — это одновременно и показатель того, что было сделано за два-три года в этом направлении в Москве, и подтверждение, что и здесь, начиная с маленьких инициатив, может получиться что-то серьезное. Лично мне хочется сделать событие не локального, а глобального уровня. Вспомним, что «Вудсток» появился на абсолютно замшелой и никому не нужной территории, просто потому что желание одного конкретного человека совпало с желаниями тысячи людей. А Калининград для международных инициатив — самое лучшее место.

— А что мы вообще называем уличной или городской едой? Это то, что едят на улице? То, что приготовлено на улице? По каким критериям определяется: «уличная» это еда или нет?

Анна Бичевская: Городская еда — это очень распространенное и обширное понятие, которое включает в себя и то, что делают в кафе и ресторанах, и стрит-фуд, в какой-то степени даже то, что люди готовят у себя дома. В общем — это культура потребления еды того или иного города, нации, ее культурные привычки в этом вопросе. Так, едальные привычки француза отличаются от привычек немца, испанца, итальянца или русского. Что же касается стрит-фуда, то это более узкая история для горожанина, который по дороге на работу или домой может захватить себе что-то перекусить. К сожалению, понятие стрит-фуд для России носит не самые позитивные корреляции и часто воспринимается как фаст-фуд (некачественная, дешевая, неполезная еда), хотя во всем мире есть такие проекты уличной еды, у которых могут быть мишленовские звезды. Это вкусная, интересная и качественная еда, удобная для употребления где угодно. Еда, в которой главное — еда, а не дизайн и антураж места, в котором его употребляют.

иллюстрация33.jpg

— Как вы считаете, чем вызван в последний год большой интерес именно к уличной еде в Москве и Санкт-Петербурге?

Анна Бичевская: Сейчас мы наблюдаем ажитацию вокруг стрит-фуд-фестивалей, которая, на мой взгляд, связана с глобальными изменениями, произошедшими в сознании людей с появлением интернета, социальных сетей и изменением отношений между людьми внутри общества в целом. Раньше для того, чтобы найти свою аудиторию, ты должен был иметь свое постоянное место, свой ресторан, постоянно давать рекламу. Ресторан был семейным делом и переходил из поколения в поколение. Ресторанный бизнес в России — это отдельная и специфическая история, у нас почти одни сетевые заведения, сделанные как чистый бизнес, и почти нет семейных ресторанов. Еще раз повторю, что взять и открыть свое заведение очень дорого. А стрит-фуд, маленькая лавочка, фуд-трак или киоск — это совсем другие инвестиции. И понятно, что в эту нишу ринулось сразу очень много людей, в том числе и креативных, с горящими глазами, увлеченных, людей, которые реально хотят учиться готовить что-то вкусное и интересное. Да, у них пока все не очень гладко, но ты начинаешь понимать, как нужно организовать свой рабочий процесс, только после того, как пятьдесят раз выехал со своим фуд-траком в город. Нельзя стать профессионалом, не ударив пальцем о палец. Опять же: есть российская специфика, а именно — достаточно косное законодательство в вопросе с уличной едой, опаздывающее на десяток лет. 

иллюстрация55.jpg

— За границей ты можешь купить фудтрак и стоять на улицах, в парках, перемещаться по городу, приезжать к офисным центрам, университетам, кампусам во время обеда, то есть находиться там, где твоя аудитория. Сейчас в России это невозможно: точки с уличной едой разыгрываются через конкурсы и тендеры, и выиграть их новичкам невозможно. Поэтому в России выжить молодому гастрономическому начинанию можно только объединившись с такими же, как ты, и собрав и воспитав свою аудиторию, через постоянные вечеринки, маркеты и дружеские, партнерские мероприятия, на которых, например, всегда нужен фуд-корт.

 Текст — Александра Артамонова, фото предоставлено организаторами

* Facebook — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]