Алексей Зиновьев: «Басню про стрекозу и муравья никто не отменял»

Алексей Зиновьев
Все новости по теме: Экономика
В интервью «Новому Калининграду.Ru» президент Калининградской торгово-промышленной Палаты (КТПП) Алексей Зиновьев рассказал о том, почему он перестал «бояться» Таможенного союза, какая идея нужна для того, чтобы федеральный центр согласился на продление переходного периода ОЭЗ, чем может помочь экономическому развитию области появление госрезиденции в Пионерском, а также — сравнил нашу область с Исландией.

— Алексей Владимирович, каковы ключевые направления работы палаты в 2011 году, каких успехов уже удалось добиться?

— Из активно продвигаемых в первом полугодии направлений, могу выделить взаимодействие с правительством области по организации выездов предпринимателей вместе с правительственными делегациями. Мы помогли в проведении выездов в Польшу, Литву, Белоруссию. 

Ещё одно направление нашей деятельности, которое мы начали развивать — содействие бизнесу по участию в профильных выставках за рубежом, которое софинансирует принимающая сторона. Это способствует поиску партнеров, а также продвижению товаров и услуг на внешние рынки. Так, в этом году наши предприниматели выставлялись с минимальными затратами в промышленных центрах Италии. 

К сожалению, в рамках создания Таможенного союза пока не подписаны соглашения, касающиеся Калининградской области. Мы все еще находимся в подвешенном состоянии. Но лично я уже «устал бояться», принял внутреннее решение — продолжать работать. Конечно, мы вместе с министерством промышленности взаимодействуем на уровне федеральной Торгово-промышленной Палаты, отслеживаем судьбу соглашений, которые, как мы надеемся, должны когда-то заработать. 

Кроме того, мы пытаемся насытить работу Палаты теми услугами, которые или не оказывались раньше, или недостаточно активно продвигались. Это переводы, это информационное содействие, это создание дискуссионных площадок и, конечно же, повышение уровня правовой охраны интеллектуальной собственности. 

Отдельно могу выделить работу комитета Палаты по транспорту и таможенной политике. Он был создан с нуля, на фоне зимней ситуации с польскими «дозволами». Так получилось, что в тот момент не было единой позиции местных транспортников. Леонид Степанюк (генеральный директор логистической компании «ДСВ Транспорт» — прим. «Нового Калининграда.Ru») выбрал Палату в качестве такой площадки, и она, как мне кажется, показала себя эффективной, в том числе и в ходе выездного заседания комитета Госдумы по транспорту. В рамках работы этого Комитета мы обсудили и предложили ряд поправок, учитывающих нашу специфику, в законопроект «О транспортной безопасности». Он накладывает определенные обязательства на бизнес, и мы отрядили специального эксперта для обучения, который будет потом проводить аттестацию предприятий в соответствии с требованиями этого закона. Также ввели спецкурс для обучения соответствующих специалистов предприятий — они должны быть. Надеюсь, что этот комитет станет для нас пилотным. К счастью, нашелся человек, которому это интересно, который готов работать на общественных началах. Я — о Леониде Степанюке.

Сейчас ведем переговоры по созданию при Палате комитета по сельскому хозяйству. В июле мы планируем провести «круглый стол» по теме добровольной аттестации предприятий. Надеюсь, эта тема вдохнет жизнь в комитет по кадровой политике, который при палате существует, но исторически был ориентирован на менеджмент, а не на подготовку кадров, востребованных предприятиями-членами КТПП. 

— Уход в правительство Дмитрия Чемакина (экс-вице-президент КТПП, с февраля 2011 года - глава министерства промышленности областного правительства - прим. "Новый Калининград.Ru") сказался на работе Палаты?

— (смеется) Да, заместителей у меня стало поменьше. Часть работы, которую Дмитрий Александрович брал на себя, приходится выполнять мне.

Хотел бы добавить, что в этом году Палата приобрела статус опорной организации Роспатента, мы взяли в штат патентного поверенного. Как результат — сейчас в Палате проходят регистрацию пять изобретений. 

А в феврале была завершена большая и кропотливая работа по лицензированию образовательной деятельности. И мы планируем на базе учрежденного Палатой Института предпринимательства и торговли запустить осенью восемь программ повышения квалификации и три — профессиональной подготовки. То есть мы начинаем подготовку и переподготовку специалистов для малого бизнеса и участников внешнеэкономической деятельности.

— В начале года Палата выступила таким аккумулятором предложений к новой редакции закона о госзакупках — много ли поступило предложений, и какова их дальнейшая судьба?

— Собирать предложения бизнеса к 94-ФЗ мы пытались еще в рамках работы комитета Думы (комитет областной Думы по развитию инфраструктуры, промышленности, строительству, туризму, малому и среднему предпринимательству, которым Алексей Зиновьев руководил в 4 созыве — прим. «Нового Калининграда.Ru»). К сожалению, тогда эта инициатива не увенчалась успехом. Сейчас, к сожалению, поступило лишь одно предложение, да и оно было, откровенно говоря, сырое. Но если говорить о работе Палаты в этом направлении, то мы с осени прошлого года запустили обучающий проект по электронным торгам, как для предпринимателей, так и для заказчиков. 

Можно, конечно, менять окружающую действительность, но можно с ней и взаимодействовать. Сейчас предприниматели уже находятся в условиях, когда все торги проводятся только на электронных площадках, и их нужно обучать. Что касается изменения, то я думаю, что закон необходимо пересматривать концептуально. 

Вообще, если говорить о сборе информации от предпринимателей, то мы столкнулись с ситуацией, которую я не ожидал. В начале года мы пытались провести полное анкетирование предприятий. Может быть, мы переусердствовали, сделав слишком большую анкету, но оказалось, что предприятия готовы давать информацию только когда, как говорится, петух клюнет. Собирать статистику на системной основе, чтобы затем ею оперировать, аргументировать — не получается. Я не хочу выбивать из-под палки, а на добровольной основе — не хотят предприниматели.

— А почему так происходит? Люди не понимают, что это способ до какой-то степени улучшить условия своей работы? Или им вообще не до того?

2.jpg— И то, и другое. И вера где-то потеряна. Сколько таких ситуаций уже было? Вот уже не один десяток лет мы ждем наступление нового года со страхом: какие еще новые условия хозяйствования нам подкинут? 

С другой стороны, конечно, бизнес привык жить и работать в тех условиях, которые есть. Не каждый готов менять окружающую действительность. Многие просто работают в том течении, которое существует, их конкурентное преимущество — в умении приспосабливаться, мимикрировать. И новейшая история постоянно подталкивала их именно в этом направлении. Не так часто нам удавалось отстаивать моменты, важные для области. 

— В конце января нынешнего года был создан Совет по инвестициям при губернаторе, в него, в том числе, вошли и вы. По прошествии полугода — можно как-то оценить эффективность его работы, насколько его создание себя оправдало?

— Мы стараемся более-менее регулярно проводить встречи с губернатором на территории Палаты, к сожалению, часто в силу разных причин встречи переносятся, однако в итоге конкретные проблемы предприятий удается решать именно благодаря прямому контакту. Конечно, это ручное управление, я прекрасно это понимаю. Но оно работает.

Такая площадка, как Совет по инвестициям, тоже необходима. Она позволяет, с одной стороны, оценить, насколько твой проект ждут в регионе. Я видел, что по некоторым проектам была получена однозначно негативная реакция. Для предпринимателя намного важнее получить от первых лиц такую установку и понимать, что если ты и дальше будешь двигать проект, то это будут твои риски. С другой стороны, — если проект какого-либо предприятия поддерживается, то дальше начинается системная работа. Не в пожарном режиме, но собираются совещания, привлекаются необходимые структуры.

Я думаю, что когда чиновники чувствуют системный контроль, они реагируют адекватнее — и именно в этом смысл создания Совета по инвестициям.

— Вообще, на ваш взгляд, за то время, что Николай Цуканов и его команда руководят областью, удалось ли правительству систематизировать работу по взаимодействию с бизнесом? Или это еще этап настройки механизма? Сказался ли на этой работе приход Дмитрия Чемакина на пост министра промышленности?

— Скажу фразу, которой пользуются некоторые мои коллеги по депутатскому корпусу — нет предела совершенству. Я вижу те действия, которые предпринимает Дмитрий Александрович (Чемакин — прим. «Нового Калининграда.Ru») в выстраивании работы министерства. Он получил определенный карт-бланш от губернатора.

Кадровые вопросы, насколько я вижу, сейчас уже решены, губернатор практически не делает новых назначений. Вообще, у власти есть определенная система, просто некоторые не до конца ее понимают и не полностью используют её возможности. Я помню слова одного министра, пришедшего из бизнеса: «То, что на предприятии я мог сделать за полдня, здесь занимает недели и месяцы». Но в рамках существующих условий, я считаю, что механизм работает.

— А преемственность существует? Сменился губернатор, сменилось практически все правительство — поменялись ли правила игры?

— Мне кажется, что в основе своей они не изменились. Необходим ответ какого-либо ведомства — ты пишешь запрос, хочешь, чтобы чиновник глубже понял проблему — приглашаешь его на встречу.

Что касается министерств, то там как было работы «по самую шапочку» — так и осталось. Тем более, что остается актуальной проблема кадрового голода, людей для выполнения этой работы нужно искать, растить, интегрировать в систему. 

— Месяц назад в Калининграде состоялся форум, посвященный перспективам развития региона. Целью его, как подчеркивалось не раз, была выработка некоей стратегии этого самого пресловутого экономического развития. И, по мнению многих, с кем я общался, стратегия предполагает выбор одного ключевого направления и выстраивание остальных сфер экономики в соответствии с этим приоритетом. Согласны ли вы с таким мнением? И если да — то в состоянии ли нынешнее правительство такой стратегический подход применить?

— На сегодняшний день область работает по тем направлениям, которые обусловлены географически, исторически и — в рамках имеющихся преференций. Понятно, что мы стараемся по максимуму использовать их совместный, синергетический эффект. Я понял, что переходный период и исторические преференции, полученные еще при содействии Маточкина, уже в прошлом. 

Мы прошли этап монетизации льгот, когда власть, становясь более сильной, пыталась формализовать свои обязательства, переводить их в реальные цифры. Конечно, в процессе этой формализации возникали разные эксцессы, недовольства. 

Я думаю, что трансформация ФЗ-13 в ФЗ-16 — это явление такого же порядка. Чтобы доказать, что мы нуждаемся именно в такой форме поддержки, оправдать ее продление, нужно выработать идею. Чем мы планируем жить в дальнейшем? Через какие инструменты мы хотим выйти на бездотационность, на развитие, на хорошую жизнь?

— Не в последнюю очередь — чем мы ценны для страны?

— Для этого необходимо, чтобы была утверждена федеральная стратегия, и в ней-то и было прописано, чем мы ценны для страны. Пока что мы должны, в том числе, доносить позицию живущих здесь людей до центра. Чем мы живем, что мы хотим. Уверен, что абстрактное желание продлить переходный период не будет поддержано. Нужно выработать, через публичное обсуждение, с механизмом обратной связи, мнение широкого круга предпринимателей, общественности.

4.jpgПонятно, что любая трансформация для кого-то положительна, а для кого-то отрицательна. 

Я тоже за то, чтобы переходный период был пролонгирован в том или ином виде. Разумно говорить об увеличении степени переработки. После ухода Дмитрия Чемакина в правительство, мы создали рабочую группу, в которой эксперты рассматривают обращения предприятий, связанные с достаточностью степени переработки на территории области. Я вижу, что нередко бизнес, мягко говоря, не пытается что-то произвести, а лишь пытается подстроиться под особенности нашего переходного периода. Конечно, это предпринимательство, каждый ищет свои ниши, но иногда пытаются играть уж слишком тонко.

— Где же здесь стратегический подход?

— Мне кажется, что на форуме, который вы упомянули, многие как раз его исповедовали. Мне понравилось несколько идей. Возможно, кому-то они покажутся утопическими. Например, идея Стефано Влаховича (руководитель Ассоциации иностранных инвесторов Калининградской области — прим. * charset="utf-8">«Нового Калининграда.Ru* charset="utf-8">»).Он предложил рассмотреть вариант создания парка развлечений в стиле «Диснейленда». Площадки, которая обеспечит гарантированный туристический поток. Другая идея Николая Власенко — создание туристического кластера — интересная и правильная, но ей нужна какая-то «фишка», особенность. 

Для себя я недавно провел параллель Калининграда с Исландией. Это тоже островок, без сырьевой базы, развивающийся как туристический объект, транзитный хаб между Европой и Америкой, а также как источник дешевых энергоресурсов. Понятно, что они также занимались финансовыми операциями, но блок, о котором я сказал, был ключевым. Я предложил эту идею на рассмотрение Минпрома.

С 2016 года у нас, по идее, должен появиться новый источник генерации, не завязанный на газ или какие-то еще ресурсы. Если получить возможность для резидентов ОЭЗ принимать решения по тарифной политике в рамках области, то это может быть нормальным механизмом для привлечения крупных предприятий. Конечно, возникнут вопросы экологии, прочие детали, но они решаемы. 

Наша задача — найти идею, в русле которой область может развиваться. Донести ее и под этим «соусом» добиваться продления переходного периода или других мер со стороны федерального центра.

— Сейчас на дворе июнь 2011 года, и 2016 год совсем не за горами. Как долго мы можем еще сидеть и разговаривать о необходимости стратегии? Может, уже начать пора? Когда, выражаясь иностранным термином, наступит дедлайн?

— Возможность продления переходного периода ограничивается не только внутренними желаниями федеральных властей, но и ограничениями, которые на нас накладывают Таможенный союз и договоренности в рамках подготовки к вступлению в ВТО. Оба эти направления имеют свои линии развития, причем как публичную, так и явно не выражаемую. Я слышал, что если мы не определимся по условиям вступления в ВТО до июля, то этот вопрос может быть отложен еще на несколько лет. Я думаю, что до 2016 года еще столько может поменяться во внешнем окружении... Но расслабляться нельзя.

Так что мы должны, с одной стороны, искать для себя идею развития, с другой — аргументировать необходимость продления переходного периода. Нам дали 10 лет, из которых два занял кризис, откинувший нас в развитии на 3-5 лет назад. Уместно было бы как-то компенсировать это отставание. Абсолютно верно говорить об увеличении степени переработки, локализации — по примеру того, что происходит с автопроизводителями. Это путь к созданию новых рабочих мест, укоренения новых технологий. 

Мне очень нравится идея использования региона в качестве площадки по адаптации новых зарубежных технологий для России. Какие-то не приживутся, какие-то осядут,

— А насколько сами предприниматели все это понимают и разделяют? Не раз говорилось, даже самим губернатором: нужно готовиться к тому, что переходный период продлен не будет. Не случится ли так, что когда этот период закончится, бизнес, заточенный под существующие преференции, попросту возьмет, да и продаст свои активы, да и уедет куда-нибудь? Тогда, вероятно, и случится та самая потеря 20% ВРП, о которой говорила на форуме министр экономики Елена Пожигайло?

— Басню про стрекозу и муравья никто не отменял, всем детям ее читают. Я уверен, что часть бизнеса живет сегодняшним днем, не очень-то думая о завтрашнем, предпочитая решать вопросы по мере поступления.

— Это стрекозы, а есть ли муравьи?

— Я приведу примеры. Возьмем «Балткран». Они вложили значительные средства в модернизацию производства, закупили новое оборудование. Мы пишем ему инвестиционную заявку для того, чтобы предприятие смогло воспользоваться преференциями нового закона, и видно, что руководитель уже сейчас думает о том, как сохранить предприятие конкурентноспособным. Конечно, оно специфично и даже уникально, но — не в последнюю очередь благодаря руководителю, который смог пройти через сложные 90-е годы, сохранить предприятие, развивать его дальше.

3.jpgВторой пример. Насколько я знаю, сейчас Михаилом Майстером (глава региональной ассоциации мебельщиков — прим. «Нового Калининграда.Ru») вместе с ассоциацией мебельщиков зарегистрирован целый сайт под названием «Проблема-2016». Там они точно так же собираются сделать дискуссионную площадку, обсуждать, как жить дальше. 

Понятно, что некоторые виды бизнеса просто невозможно адаптировать к потере таможенных льгот. Они были «заточены» исключительно под это. Важно, что Евросоюз, насколько мне известно, подумывает о снятии мер поддержки России со своей стороны — ведь мы до сих пор относимся к развивающимся странам. Ведь сейчас многие предприятия пользуются не таможенными преференциями ОЭЗ, а именно тем, что работают на территории России. Там другой перечень операций, там требуется 50%-ная переработка, но они этим пользуются. Конечно, крайне неприятно будет, если эти моменты совпадут. 

Кроме того, сейчас основная масса предприятий имеют горизонт планирования длиной в 5-7 лет. Это период окупаемости бизнеса. Число людей, которые захотят входить в область и использовать остатки переходного периода, будет все меньше и меньше. К тому же, многие резиденты, я думаю, более половины — пытаются использовать одновременно преференции обоих законов — ФЗ-16 и ФЗ-13. Количество таких возможностей будет уменьшаться.

Есть и политический момент. Власть пытается реализовать интересующие ее решения до выборов зимы-весны, а бизнес, наоборот, «замер» и ждет, что же будет после них. 

— Особое отношение, которого требует к себе регион в экономическом смысле — насколько необходимость такого отношения, на ваш взгляд, понимают в столице? Помогло ли бы появление должности специального ответственного за регион чиновника в составе правительства?

— Я считаю, что в любом случае существует какая-то принципиальная позиция по области, в рамках которой принимаются те или иные решения. 

— Думаете, есть? У многих существуют серьезные сомнения. 

— Я говорю о первых лицах. Чем ниже — тем понимания, конечно, меньше. Мне как-то раз рассказали историю, которая слишком смешна, чтобы быть выдумкой. В начале двухтысячных какая-то делегация поехала в Москву решать наши традиционные проблемы транзита. И какой-то чиновник так и сказал — ну что вы пристали к этой Литве? Да ездите вы через Белоруссию! Это настолько нелепо, что, скорее всего, так и было.

Наверняка, на уровне принятия решений есть масса недопонимания места и роли Калининграда. Конечно, такой человек был бы хорош. Но, с другой стороны, любая другая мало-мальски специфичная область тоже скажет — и нам надо! Как-то раз я попытался разложить все «за» и «против», понять логику московского чиновника. Сравнить Калининград и, допустим, Зауралье, Сибирь, Забайкалье. Я не думаю, что им дается такое количество преференций и возможностей. И мы можем иногда даже перегибать палку с нашей уникальностью. 

Принципиально одно — какие задачи и какие авансы были даны Николаю Николаевичу (Цуканову — прим. «Нового Калининграда.Ru») от первых лиц государства. Дальше все работает в рамках этой логики. Чиновник, о котором вы говорите, — пусть даже в ранге вице-премьера, смог бы решать сиюминутные вопросы. Но стратегические направления определяются в разговорах с первыми лицами. Интересно посмотреть, как заработает государственная резиденция в Пионерском. Насколько активно будет пользоваться ею федеральная власть, какие вопросы мы сможем решать с помощью этого инструмента. Это будет немалое превосходство перед другими регионами: если у губернатора будет возможность, прогуливаясь по вечернему променаду, обсуждать актуальные вопросы. 

— Мне лично немного обидно. Это же какой-то феодализм получается. Построим барину хорошую дачу — он чаще будет приезжать и, возможно, помогать.

— Ну, решение о том, чтобы строить такой объект именно в Калининградской области принималось не здесь. Но, в любом случае, хорошо, что оно было принято — и реализовалось.

Текст, фото - Алексей МИЛОВАНОВ, "Новый Калининград.Ru".

* Meta Platforms Inc. — Запрещенная в России организация. Организация признана экстремистской Тверским судом города Москвы.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.