«Слишком дорого»: «Газпром» о газовых перспективах области и не только

Все новости по теме: Газификация области
«Слишком дорого»: «Газпром» о газовых перспективах области и не только
«Газпром» считает, что для Калининградской области более рационально и экономически обоснованно получать газ через существующий сухопутный газопровод, который идет по территории Белоруссии и Литвы. Строительство ответвления от морского трубопровода «Северного потока» приведет к повышению цены на газ, сообщили руководители ОАО «Газпром» на встрече с редакторами региональных СМИ в честь 20-летия предприятия. А вот внедрение газомоторного топлива поможет многим крупным потребителям существенно сэкономить на расходах, особенно если будут подключены административные рычаги.

В любой момент
ОАО «Газпром» еще в 2006 году прорабатывал все возможные варианты обеспечения газом Калининградской области, отметил заместитель председателя правления компании Валерий Голубев. «Рассматривались и возможность использования морской части „Северного потока“, и расширение газопровода через Белоруссию и Литву и строительство терминала регазификации, — пояснил он. — Был принят был наиболее экономичный и реальный в тот период имеющийся в нашем распоряжении вариант — расширение сухопутного трубопровода через Литву и Белоруссию, что и было сделано».

Сегодня построена дополнительная компрессорная станция на территории Литвы, расширены магистральные участки, поэтому на территорию Калининградской области газовый монополист может поставлять 2,5 млрд кубических метров газа в год. «Планы поставок в регион на 2013 год составляют 2,55 млрд», — добавил Голубев. По его словам, на сегодняшний день у «Газпрома» не используются еще примерно 20% мощностей по сравнению с тем спросом, который имеется в регионе.

Перспективы развития региона требуют новых решений для обеспечения энергетической безопасности региона. «По разным путям эта работа идет, — заметил Голубев. — С одной стороны, строится Балтийская атомная электростанция. А „Газпром“ принимал участие в строительстве второго блока ТЭЦ-2, которая вырабатывает 70% электроэнергии региона — значительно больше, чем в регионе сегодня потребляется». Одна из задач — бесперебойное обеспечение области газом. Для этого продолжается строительство подземного газохранилища, которое будет вводится поэтапно. По словам зампредседателя правления «Газпрома», в хранилище запасы газа должны составлять 10% от годового потребления — 260 млн кубометров газа.

Но в течение первого полугодия «Газпром» должен принять технические решения по использованию 3 и 4 нитки «Северного потока». «Почему не был использован тот „Северный поток“, который уже реализован? — задал вопрос Голубев и сам на него ответил. — Структура наших взаимоотношений с немецкими партнерами, банками, которые кредитовали проект, предусматривала совершенно однозначные условия». Он сказал, что немецкие партнеры сначала выкупили все 55 млрд куб. м газа, после чего был построен «Северный поток» для доставки этого объема в Германию. «Должен быть потребитель, чтобы разрабатывать планы по развитию сетей», — объяснил Валерий Голубев схему строительства газопроводов. — Сейчас, когда стоит вопрос о расширении и продлении этого газопровода не только в Германию, но и дальше, в Голландию и Великобританию, можно предусмотреть и ответвление на Калининград». 

«Технически это не представляет никаких проблем, это только вопрос экономической целесообразности, — уверен Голубев. — Нужно понимать, сколько будет стоить газ для Калининградской области при реализации такого крупного инвестиционного проекта». Он указал, что в России существует зонирование в зависимости от долготы и поэтому стоимость транспортировки газа от места добычи до потребителя закладывается в цену. «Поэтому цена для потребителя в Калининградской области несколько выше, — пояснил он. — Ваш губернатор сравнивает: „А вот в Смоленской области газ дешевле!“. Конечно, дешевле! После Смоленска еще идет Белоруссия, а потом Литва, которая доставляет немало проблем». Государство, регулируя тарифы, устанавливает цены, которые значительно ниже себестоимости транспортировки газа в Калининградскую область, и так будет и впредь, отметил Голубев, «и тем не менее, определенная экономичность в таких проектах должна быть предусмотрена», подчеркнул он.

Более перспективный вариант, простой и быстрый, — установка терминала регазификации, где сжиженный природный газ, доставляемый в порты Калининградской области морскими танкерами, будет преобразовываться обратно в газообразное состояние. Но для реализации этого проекта в области должно быть достаточное количество потребителей. «Строить небольшой проект невыгодно, — пояснил Голубев. — Если мы увидим, что потребление на территории Калининградской области удваивается, как это сегодня декларируется или, по крайней мере, предусматривается программой социально- экономического развития области до 2020 года, то, очевидно, установку на 1–1,5 млрд кубометров будет рентабельно устанавливать. Мы ситуацию полностью видим, контролируем, и решить ее в случае необходимости для „Газпрома“ труда не составляет», — подчеркнул он.

gaz2.jpgАдминистративные рычаги
В России, как считают в концерне, необходимо продвигать газомоторное топливо. У него масса преимуществ, уверен Валерий Голубев. «По экологическим характеристикам оно лучше даже, чем Евро-5, — подчеркнул он. — И по экономике лучше. Бензин в России дороже, чем в США, газ в России дешевле и будет дешевле всегда». Но для успешного продвижения этого вида топлива необходимо создать инфраструктуру, в первую очередь, сеть газозаправочных станций. Нужны и машины, работающие на газу. «Мы ставим задачу по переводу крупных потребителей на газ: дальние перевозки, сельское хозяйство, коммунальные службы, — пояснил Валерий Голубев. — Этого можно легко добиться административными методами». Помочь потенциальному потребителю в переходе на заправку газом могут специальные кредиты на переоборудование его техники и меры, предпринимаемые руководством регионов. А «Газпром», взяв на себя обязательство быть пионером на газомоторно-топливном пути, уже создал специальное предприятие — ООО «Газпром газомоторное топливо».

Кроме того, газовый монополист выполняет и требование правительства России о более рациональном использовании добытого газа. Сейчас идеальные, почти чистые запасы газа практически выбраны, поэтому добыча идет с большей глубины, а добываемый газ имеет сложный состав. Часть добытого должна быть переработана, например, в полимеры, так как сжигать «ненужное», в том числе и попутный газ на нефтяных месторождениях, сейчас накладно из-за штрафных санкций. «Но сегодня потребность России в полимерах, получаемых из газового сырья, полностью покрыта, — обозначил проблему Валерий Голубев. — Нужно искать рынки сбыта».

Газпром не видит пока никакой угрозы со стороны «сланцевой революции», сообщил член правления концерна Всеволод Черепанов. Сланцевый газ имеет большое значение на рынке США, так как там он добывается давно и в больших объемах — более 10 млрд куб. метров в год. «Больше нигде на рынке его нет», — заметил Черепанов. В европейских странах у «Газпрома» из-за сланцевого газа проблем нет. И на рынках АТР тоже, так как пока только обговариваются возможности поставок сюда сжиженного сланцевого газа. «Весь наш газ востребован, — подчеркнул он. — Даже тот, который только планируется добывать». Пока «Газпром» сланцевый газ не добывает, но в дальнейшем, если возникнет необходимость, будет добывать. «Сейчас бессмысленно заниматься сложными, экономически неоправданными проектами, когда у нас под рукой в традиционных районах газа много, — считает он. — И его нужно осваивать». В России имеется более 360 трлн куб. метров газа, сланцевого — около 130 трлн. Поэтому, как считает Черепанов, скорее вероятно, что Россия будет когда-нибудь поставлять газ в США, чем наоборот.

В целом, судя по докладам руководства ОАО «Газпрома», наиболее интересные направления работы у газового гиганта просматриваются на восточном направлении. Именно там, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, находятся потребители, которым «Газпром» с удовольствием продаст российский газ. Многое в этом направлении уже сделано, еще больше запланировано. Российский же потребитель, со своими 79 млрд рублями долга перед газовым монополистом, не так интересен с экономической точки зрения, но отказываться от него социально-ответственная компания, каковой считает себя «Газпром», не будет.

Текст — Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Тема в развитии


[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.