Глава службы по тарифам Андреева: «У Натальи Анатольевны зимой снега не выпросишь!»

Наталья Андреева
Все новости по теме: ЖКХ
Глава Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области Наталья Андреева считается дамой жесткой, упрямой и несговорчивой. Каждый год именно ее ведомство определяет, насколько повысятся тарифы на коммунальные услуги, проезд и многое другое. И некоторые громкие кадровые перестановки в регионе тоже стали следствием работы ее Службы. Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» поговорил с Натальей Андреевой о том, сколько и за что мы будем платить, кто и что доказывает службе по тарифам и какие последствия повлечет внимание Владимира Путина к нашим кошелькам.

— Недавно на совещании Путин достаточно резко высказался по поводу тарифов ЖКУ…

— Точнее, он высказался не по поводу тарифов, а по поводу размера платы граждан за коммунальные услуги.

— Да. Почитав стенограмму этого заседания, я поняла, что мы относимся к тем регионам, где население платит за отопление по факту потребления — в отопительный сезон, а не весь год. Зимой есть отопление — мы платим, летом не топят — мы не платим. Это нам привычно, и такого ужаса, как в Мурманске, где платежи выросли на 200%, у нас нет.

— У нас этого «ужаса» нет, я вам точно могу сказать. Как раз, когда было это выступление, я находилась в ФСТ (Федеральной службе по тарифам — прим. «Нового Калининграда.Ru») и читала эту стенограмму, так что знаю про это не понаслышке. Мы подготовили для губернатора записку по оплате населением коммунальных услуг. Я не исключаю, что где-то в других регионах есть какие-то «перлы», но не у нас.

Давайте не путать два понятия: тариф на коммунальные услуги и плата граждан. Это разные экономические понятия, но взаимосвязанные между собой. Тариф — это стоимость услуги, исчисляемая в рублях за киловатт — электроэнергия, за кубометр — вода и газ, за гигакалорию — тепло. Это тарифы, которые регулирует и устанавливает Служба в моем лице. Как осуществляется государственное регулирование? Сначала Минэкономразвития РФ рассчитывает предельные индексы роста тарифов, затем они проходят стадию согласования и формирования в ФСТ. И именно ФСТ России устанавливает для каждого субъекта предельные индексы роста тарифов.

— Для Калининградской области они какие?

— Для региона на 2013 год предельный индекс роста тарифа на тепло — 9,8%, на водоснабжение и водоотведение — не выше 6%, на газ — не выше 15%. На электроэнергию установленный для нас максимальный рост тарифов равен 14,9%, мы фактически установили 12,8%. Все население области платит сегодня 2 рубля 88 копеек, причем платит с 1 июля прошлого года. И только с 1 июля этого года будет увеличение тарифа до 3 рублей 25 копеек.

Я могу сказать, что при регулировании всех перечисленных видов тарифов мы не вышли за пределы установленного индекса.

Природный газ на пищеприготовление — нам давали 15% роста, мы установили 8,7%. Да, на сжиженный газ мы почти приблизились к установленному максимуму — 14,3%. Но тут траты другие, в том числе на транспортировку через территории сопредельных государств, у нас нет своих установок регазификации.

Тепловая энергия — у нас предельный рост с июля 2013 года — 9,8%, по области средний тариф вырос на 7,7%, по Калининграду — на 7,5%.

Водоснабжение — предельный индекс — 6%. По области 4,3%, по Калининграду — 5,3%. Водоотведение, то есть канализация, — по Калининграду 5,3%, по области — 1%.

Что значит «предельный индекс роста тарифа»? Вот если бы я, региональная Служба по тарифам, пошла на поводу у теплоснабжающей организации и установила бы его больше, чем 9,8%, как определил приказ ФСТ, который я обязана исполнить, то ничего бы не вышло. Все наши приказы мы публикуем в СМИ в обязательном порядке, размещаем на сайте. Но, самое интересное, мы ежемесячно заполняем и отправляем в ФСТ шаблоны, где показываем, какие у нас в регионе действуют тарифы. И если бы ФСТ, проверяя шаблоны, делая мониторинг моих приказов, увидело бы, что этот индекс в 9,8% превышен, то мой приказ был бы отменен, хочу я этого или не хочу. Нас жестко контролируют. Но это касается только тарифов, а не платы граждан.

электр_3.jpg— А плата граждан — это то, сколько они должны заплатить за потребленные услуги?

— Да. Как определяется плата: берется тариф и умножается либо на показания приборов учета, либо на норматив. Поэтому плата зависит не только от тарифа, но и от фактического потребления или величины норматива. То есть, если у вас установлены приборы учета и работают пять телевизоров, если вы включаете посудомоечную машину ради трех тарелок, а стиральную машину ради пары рубашек, а не с максимальной загрузкой, то вы будете платить больше за электроэнергию и воду, чем тот человек, у которого тоже есть приборы учета, но который экономит. Если у потребителя нет приборов учета, то будут использоваться нормативы потребления. Платой занимается жилищная инспекция Калининградской области.

Почему возникли такие перекосы, о которых говорил наш президент? Дело в том, что до 1 января 2013 года государственному регулированию подлежали не только тарифы, но и установление предельного индекса роста платы граждан. Это были наши полномочия, и для каждого муниципального образования мы устанавливали предельный индекс роста платы граждан. В 2012 году он был 15%. Это нам устанавливало и Правительство РФ. Оно же и отменило это регулирование с 1-го января 2013 года.

— И все стали платить 100%?

— Нет, немного не так. Рост тарифа ограничивается. Плата и нормативы нет. Я так думаю — это мое субъективное мнение, — возможно, там, где отмечен слишком большой рост платы, решили увеличить доходы ресурсоснабжающих организаций и пересмотрели нормативы в сторону увеличения. Увеличить норматив могут и управляющие компании, между прочим.

— То есть, где-то — возможно, что и в наших муниципалитетах — норматив потребления был увеличен? Например, было 9 «кубов» холодной воды на одного человека в месяц, а стало 14? При этом цена кубометра увеличилась в тех пределах, которые вы установили?

— Да. Так как нет предельного индекса роста совокупного платежа за коммунальные услуги, то, возможно, здесь и пошли перекосы. У нас этого, кстати, нет, мы недавно делали мониторинг. Но скоро еще раз проверим, мы уже получили поручение из Правительства РФ, от губернатора распоряжение сделать мониторинг. Мы, служба по тарифам, проверим, как применяются наши тарифы, жилищная инспекция — нормативы, превысили ли они прошлогодние показатели. Плата граждан — их полномочия, они будут проверять. Я не исключаю, что некие управляющие компании где-то что-то попытались увеличить. И мониторинг, который мы делам, все выявит и позволит привести все в соответствие.

Хочу сказать, что совокупный платеж в регионе с июля 2013 года вырастет на 8%, то есть, в среднем по году будет 4%, максимум 5%. То есть, в те 6% повышения, которые, как сказал президент, должны быть средними по году, мы укладываемся без дополнительных мер.

— То есть, до июля у нас будет 0% повышения, а потом — 8%. В среднем по году получается 4%?

— Да. Я думаю, что мы не превысим 5%-го барьера. Я сейчас могу сказать, что в тарифах мы не то что не вылезли за предельные значения, но даже и не подобрались к ним нигде: ни в газе, ни в электроэнергии, ни в воде, ни в стоках. У нас максимальный рост 7,7% против 9,8% допустимого.

— Главы наших муниципальных образований говорят, что у наших муниципалитетов большие долги перед ресурсоснабжающими организациями. То есть, гражданам до этого года были установлены предельно допустимые размеры роста платежей за коммунальные услуги, при этом организации, их поставляющие, поднимали стоимость, и разницу между тем, что платят люди, и тем, сколько за это должны получить поставщики, должны были возмещать муниципалитеты? От этого у них появлялись долги?

— Я бы не сказала, что только от этого. Ведь и граждане не платят. Уровень собираемости платежей 85–87%. То есть, 15% граждан не платят, отчего и возникают долги.

andreeva_tarify_8.jpg— Для меня, как и для многих людей, установивших у себя в квартирах все счетчики, очень обидно распределение разницы между общедомовыми счетчиками и суммой показаний индивидуальных счетчиком и потребления нормативов. Получается, что я, оплатив свое фактическое потребление по счетчикам, должна еще «скидываться» и на «безхозные» воду, газ, свет. А те, у кого нет счетчиков, могут запросто превысить норматив, но платить за это будут не только они, но и те, кто установил счетчики. Это же несправедливо!

— Да, так и есть — я и так законопослушная и оплачиваю все, что потребила. А кто-то вообще никогда не платил. Так почему я, как в той песне поется, должна платить «за себя и за того парня»? Мы вносили от имени правительства Калининградской области предложение, что эту норму из постановления №354 нужно убирать. Но почему-то нас не услышали. И мы не одиноки в этом были — и другие регионы тоже обращались с таким предложением. Я думаю, что, поскольку этот документ готовил Минрегион и его глава Игорь Слюняев был на этом совещании и получал от президента Владимира Путина поручения, то это же министерство и изменит свою позицию по этому вопросу.

Возможно, к концу этой недели будет внесено много изменений. Уже поручено снизить предельный индекс роста тарифов на газ — с 15% до 12%. А это по принципу домино «потянет» и генерацию — то есть, тарифы на электроэнергию и тепло. Я думаю, что сейчас появятся какие-то документы, которые позволят мне как регулятору внести изменения в те тарифные решения, которые были приняты в декабре прошлого года на этот год. Без этого сегодняшние нормативно-правовые акты не позволяют пересматривать тарифы в течение финансового года — это можно сделать только в случае изменения законодательства. Мне кажется, что они появятся очень быстро. И как только это случится, мы все пересмотрим и изменим. Хотя у нас и так все неплохо.

— Вспоминая долгий и трудный процесс повышения стоимости проезда на общественном транспорте Калининграда, те доводы о росте затрат, которые якобы не покрываются существующими тарифами, хочется узнать: так ли все плохо? Покрывают ли тарифы затраты ресурсоснабжающих предприятий? Ведь часто говорят, что нет.

— Смею вас уверить — покрывают.

— А на развитие там что-то остается? Виктор Фесик в свое время говорил, что тарифов не хватает на развитие.

— Видимо, за это Виктор Фесик и был дисквалифицирован на год, у нас есть решение суда.

— «Янтарьэнерго» всех убеждает, что если будет принята их инвестпрограмма, то всем будет хорошо: качество повысится, все подключения будут сделаны и так далее. Но очевидно, что все эти миллиарды не из воздуха возьмутся, а будут из тарифа получены.

— Конечно. Смотрите, всего тарифный источник инвестрограммы — 6,6 млрд рублей, еще 14 млрд поступят от платы за подключение за пять лет. Это нереальные абсолютно цифры.

Сами посудите — 14 млрд за 5 лет, приблизительно 2,8 млрд в год в год, а выручка «Янтарьэнерго» составляет 2 млрд в год. Получается, что они хотят только плату за подключение взять в размере своей необходимой валовой выручки.

Хочу отметить, что первый проект инвестпрограммы «Янтарьэнерго» был презентован 28 октября 2012 года, и предусматривал финансирование в размере 23,9 млрд рублей. Потом она сократилась до 18 млрд, затем — до 15 млрд. А на площадке в Общественной палате рассматривался проект на 11 млрд рублей. При этом у нас, в Службе, этого последнего проекта нет, нам его не приносили.

bus_stop_3.jpg— И все-таки о перевозчиках Калининграда. Как сказал начальник отдела движения горадминистрации, по контрактам они должны не менее 10% автопарка в год менять, если хотят работать в городе. В прошлом году вы выдерживали с ними битву по поводу тарифов. Я уверена, что в этом году они снова к вам придут с жалобами на нехватку денег. Хотелось бы хотя бы предположить, что будет?

— Предположить, что будет, тяжело. Если посмотреть хронологию, то видно, что тарифы для перевозчиков действуют точно больше календарного года. Предпоследний был установлен в апреле, последний — в декабре, то есть, полтора года прошло между изменениями тарифа. Все это время они ходили и доказывали необходимость повышения. Была очень сильная бойня, я даже закрыла правление и ушла оттуда, так как Сергей Донских в своих выступлениях перешел все допустимые нормы, вел себя очень некорректно. И я сказала, что я их выслушаю, когда они научатся себя вести. Но при этом мы получили письма из облдумы и горсовета Калининграда, где они написали, что считают правомерными требования перевозчиков.

Мы дали им достаточный тариф, который позволяет компенсировать, во-первых, рост стоимости топлива. К сожалению, топливо не подлежит госрегулированию. И, несмотря на то, что Минрегион показывает, что мазут и нефтепродукты дешевеют — коэффициент-дефлятор 0,94, на самом деле картинка совсем другая.

Во-вторых, еще одним сильным аргументом стало изменение правил страхования с 1-го января этого года. То есть, на первом месте в тарифе — стоимость топлива, на втором — обязательное страхование пассажиров и только на третьем — коллективные договоры, зарплаты сотрудников, которые должны быть проиндексированы по требованию профсоюзов. Мы дали минимальный, но достаточный тариф. Они просили и 25 для маршруток, ссылаясь на Москву.

— А как обстоят дела у других предприятий Калининграда? Как дела у «Калининградтеплосети»? У «Водоканала»? Их инвестпрограммы имеют влияние на тарифы, по которым мы платим?

— Нет, инвестпрограмм этих предприятий в тарифах нет. У них только текущие затраты отражаются. У Натальи Анатольевны зимой снега не выпросишь!

Текст — Татьяна НОВОЖИЛОВА, фото из архива «Нового Калининграда.Ru» 

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.