Другой узел для Литвы: кто стоит на границе и почему

Другой узел для Литвы: кто стоит на границе и почему
В пятницу с утра три не последних человека во властных структурах Калининградской области и России отправились в Советск самолично проверить, что происходит на российско-литовской границе. Как выяснили спикер Облдумы Марина Оргеева, сенатор Николай Власенко и министр-руководитель агентства по международным и межрегиональным связям Калининградской области Алла Иванова, дольше всего стоят на границе не фуры, а частные автомобили.

Банан на границе

Когда делегация ехала в Советск, калининградские грузоперевозчики сообщили им, что расходы на пересечение границы возросли на 10–12 тысяч рублей с машины, время прохождения грузов выросло на несколько суток. При этом литовские эксперты считают, что ведется «торговая война», которая за неделю нанесла литовским перевозчикам ущерб в размере как минимум 10 млн евро (около 35 млн литов). Национальная ассоциация перевозчиков Linava утверждает, что нанесен удар и по репутации этой отрасли бизнеса — заказчики в будущем могут бояться нанимать литовских перевозчиков, пишет Delfi.lt

Калининградские предприниматели пока таких обобщающих расчетов не делали. Но еще в среду на встрече губернатора Калининградской области Николая Цуканова с предпринимателями региона в КТПП региональный директор группы компаний «Виктория» Олег Красневский сообщил, что бананы из Бразилии для магазинов его сети, перегруженные с корабля на фуры в Клайпеде, стоят на границе пятые сутки. У предприятия «Атлас Маркет» из Советска на границе стоит с 12 сентября 1 100 тонн целлюлозы.

Тогда же исполнительный директор склада временного хранения (СВХ) «Сириус» Сергей Назаренко подтвердил, что с прошлой недели все импортируемые в Калининградскую область грузы проходят «100-процентный таможенный досмотр с выгрузкой и отбором образцов». На 40 машин со скоропортящимся товаром в его СВХ приходится всего три таможенных инспектора, поэтому процесс досмотра проходит гораздо дольше обычного. Губернатор Николай Цуканов напомнил, что проблемы на границе у грузоперевозчиков возникли еще 12 сентября, но до сих пор ему не поступило ни одного заявления по этой проблеме. Николай Цуканов пообещал «в ручном режиме» помочь всем, кто обратиться, и подчеркнул, что никакого особенно специального режима на границе нет, все процедуры там проходят в соответствии с правилами.

А в четверг депутат Константин Дорошок на заседании Облдумы сделал политическое заявление на эту же тему, потребовав от властей региона разрешить назревшую проблему.

3.jpgСвоими глазами

Вот все эти накопившиеся сообщения и стали поводом совершить вояж под классическим советским названием «Письмо позвало в дорогу», пояснил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» суть поездки Николай Власенко.

В 11 утра пятницы на погранпереходе в Советске почти никого не было. Люди, желавшие посетить Литву, проходили погранконтроль за три минуты, грузовики — за час. Как пояснили представители таможенных и пограничных служб, ничего необычного у них на пункте пропуска не происходит. Да, есть указания проводить более тщательный досмотр грузов в связи с повышенным риском нарушений, но все необходимые мероприятия проводятся в установленный срок — не более 10 дней. Количество выявленных нарушений не превышает обычное, арестованных фур на территории погранперехода тоже не больше, чем всегда.

На литовской стороне, в Панемуне, картина совсем другая. В очереди на мост стоит порядка пятидесяти машин. И, как выяснил под проливным дождем Николай Власенко, некоторые, далеко не первые легковые машины стоят с 10 утра четверга. «Очередь до погранперехода общая для всех — и россиян, и литовцев, — пояснил один из очередников на машине с номерами Ленинградской области, пытающийся въехать в Калининградскую область со вчерашнего дня. — Движется очень медленно». Ночью вообще ни одну машину не пропустили, подтвердил и житель Советска, ехавший на автомобиле с литовскими номерами. «Я в четверг в 10 утра подъехал к литовскому погранпереходу, вернее, встал в очередь перед ним, — рассказал он. — И вот только сейчас, в час дня пятницы, попал на российскую сторону». 

4.jpgМарина Оргеева напомнила, что уже не раз литовским властям предлагалось ввести разделение очередей еще на подъезде к погранпереходу, чтобы ускорить прохождение границы. «Но нам говорят, что это нарушает принципы демократии, — сообщила она. — Поэтому очередь делится только на погранпереходе — для граждан Евросоюза и всех остальных». Российские таможенники и пограничники подтвердили, что на российском погранпереходе полоса для машин с отечественными номерами всегда свободная, проверка граждан занимает три минуты, автомобиля с пятью пассажирами — 15 минут, автобуса — около получаса.

Примерно такая же ситуация и с грузовыми автомобилями — они тоже проходят границу около суток. Но водители не видят слишком больших отклонений от обычного графика. «Здесь всегда примерно сутки стоим, ждем конвоя, — отметил один из них. — На нашей границе места мало, два человека всего с нами работают, поэтому медленно все. А вот в Кибартае сегодня очереди вообще нет». Но все-таки в последнее время процесс пересечения стал немного дольше обычного, особенно досмотр грузов на СВХ. «Мой друг машину с грузом пригнал на СВХ в среду, так ему сказали, что проверка будет только через шесть дней, — пояснил водитель Игорь. — Он машину там оставил и уехал домой, во вторник приедет на проверку».

На складе временного хранения ООО «ПКФ-БВК-Инвест» в пятницу имелись свободные места. Начальник Советского таможенного поста Эдуард Чириков считает, что ничего из ряда вон выходящего не происходит. Он подтвердил, что из вышестоящих органов пришло сообщение о повышенных рисках, поэтому все ввозимые с территории Литвы грузы проверяются полностью. «Не более шести дней проходит проверка, — подчеркнул он. — Все делается в соответствии с законом, никаких нарушений у нас нет».

В ситуации нужно разбираться, сошлись во мнениях участники поездки. Правда, возможно, уже 22 сентября все нормализуется само собой — вроде как уже известно, что с этого дня досмотры будут проводиться, как и раньше, в течение нескольких часов.

Текст и фото — Татьяна НОВОЖИЛОВА

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Тема в развитии


[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.