В среду начались выплаты страховок гражданам, чьи вклады хранились в АКБ «Инвестбанк». Как и предрекали эксперты, в этот первый день вкладчики образовали очереди в банках-агентах. Проверяли состояние дел и настроения людей корреспонденты «Нового Калининграда.Ru».
Самая спокойная обстановка и наименьшие очереди в офисах «Сбербанка».
Все-таки крупнейшая филиальная сеть страны имеет свои плюсы — офисов этого банка в Калининградской области очень много, в том числе тех,
где выдают вклады, поэтому люди в них могут даже присесть, пока ожидают своей очереди.
А вот в трех других банках-агентах дела обстоят гораздо хуже.
Самая огромная очередь — в «НОМОС-банке». Люди заполонили почти весь двор единственного филиала банка в регионе — на улице Адмиральской, 1. Давка и нервозность уже привели к тому, что есть пострадавшие — одна из вкладчиц «Инвестбанка» не удержалась на ступеньках крыльца и упала, повредив руку. Тут же активно работает стихийно образовавшаяся инициативная группа — создаются списки, сообщаются новости, планируются звонки во все инстанции. Люди просто не понимают, почему банку, у которого в Калининградской области всего один филиал, он же офис по работе с клиентами, доверили выплачивать страховки вкладчикам, фамилии которых начинаются не просто не с самых редких, а более того, довольно популярных букв — «Р», «С», «Т». Вкладчики уже обратились в приемную Президента РФ с просьбой перераспределить хотя бы часть людей в другие банки. «Я с 6 утра тут стою, — рассказала вкладчица с такой „неподходящей“ фамилией Ольга. — И к полудню внутрь прошли только несколько человек из тех, кто ночью очередь занимал».
Примерно та же ситуация наблюдается и в «Россельхозбанке», и в «Промсвязбанке». В калининградском офисе первого до обеда из 140 человек очереди успели принять и обслужить около 20 вкладчиков. Причем активисты-вкладчики считают, что имеют место не совсем красивые манипуляции с очередью. «Без очереди идут те, у кого, кроме вклада в „Инвестбанке“, есть вклад в „Россельхозбанке“, — сказала одна из вкладчиц. — И еще какие-то люди в обход нас проходят». Еще одна женщина заметила, что приехала сюда из области за «сто километров», так как в Калининграде оказался самый близкий к ней офис этого банка. Здесь тоже не понимают, почему страховки выдают в этом не самом широко представленном в области кредитном учреждении. Как отметили в «Россельхозбанке», обслуживание вкладчиков идет в режиме «живой очереди» во всех четырех уполномоченных отделениях в Калининградской области. «В праздничные дни мы будем работать 4-го и 8-го января», — подчеркнули в банке.
У офисов «Промсвязьбанка» в Калининграде тоже очереди. Многие заняли место еще ночью. Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» пришла в 6 утра и была совсем не первой. «Идите запишитесь в очередь, — сказали ей те, кто пришел раньше. — Вот в той серой машине сидит человек, он вас запишет». В результате номер очереди корреспондента был 46-й.
«В 9:00 двери банка открылись, — рассказывает она. — На крыльцо вышел представитель банка и попросил организовать три разные очереди. Первая очередь — для тех, кто записывался еще вчера, вторая — для сегодняшних, и третья — для тех, кто собирается брать талон на определенное число. Запускаться в офис будет с каждой очереди по два человека». Список, в который вкладчики «Инвестбанка» вносили свои фамилии рано утром, отправился в банк. Спустя полтора часа из этого списка не вызвали ни одного человека. В толпе, стоящей на крыльце банка, начались волнения.
«Мы совсем не понимаем в чем дело, — сказала вкладчица „Инвестбанка“ Елена. — Туда заходят люди не из нашего списка. Мы же стоим. Прошло уже два часа. А я по списку 15-я». Как выяснилось спустя несколько часов, «Промсвязьбанк» организовал свою официальную очередь за день до начала выплат вкладчикам их страховых сумм. Об этом знали лишь те, кто обратился в банк 24 декабря. На официальном сайте банка действующих списков опубликовано не было. Как пояснил региональный директор «Промсвязьбанка» Дмитрий Красюк, он понимает реакцию и возмущение людей, но сотрудники банка просто не ожидали такого наплыва в банк вчера. «Если бы мы эту очередь не организовали, не предоставили людям четкий график их обслуживания и возможность записаться, то сегодня была бы более накаленная ситуация, чем вы видите», — пояснил Красюк и предположил, что через несколько дней ажиотаж спадет. По его словам, сейчас люди, которые могут подождать, записываются на конец января. Но желающие могут стоять в «живой очереди». В банке принимают людей из обеих очередей, каждому клиенту банк выделяет полчаса времени на консультации и получение денег.
Внутри офиса «Промсвязьбанка» никакой паники и «толкучки» не было, отметила корреспондент «Нового Калининграда.Ru». В окнах, где обслуживали юридических лиц, практически не было клиентов. Однако для обслуживания физических лиц окон и сотрудников явно не хватало. «Сейчас задействованы все внутренние резервы, но в ближайшие дни к нам приедет дежурная смена сотрудников из регионов, — отметил Дмитрий Красюк. — Эти люди помогут организовать продленное обслуживание сотрудников. Мы будем работать и в выходные — в субботу точно, в воскресенье — в зависимости от потока людей».
Волноваться, что деньги кончатся, не нужно, уверяют в банке. «Естественно, денег для выплаты хватит всем, — сообщила замдиректора департамента розничных продаж „Промсвязьбанка“ Ильяна Шлапокова. — Хочу заметить, что наш договор как банка-агента действует в течение года, то есть мы работаем до 25 декабря 2014 года. Выплатами занимается 94 точки «Промсвязьбанка» по России».
Как сообщила руководитель пресс-службыОАО «Промсвязьбанк» Мария Дерунова, для максимально комфортного и оперативного обслуживания клиентов-вкладчиков «Инвестбанка» работа офисов «Промсвязьбанка» в Калининграде на улице Барнаульской, д. 4, и Ленинском проспекте, д. 2–4, продлевается до 00:00. При большом потоке клиентов офисы банка перейдут на круглосуточный режим работы. Отделения будут работать без выходных, перерывы в обслуживании будут только 1,2 и 7 января.
Напомним, около 2 800 человек подозреваются в фиктивных операциях в последние дни работы «Инвестбанка», сообщил на днях заместитель руководителя АСВ
Андрей Мельников. Такие клиенты не могут рассчитывать на полное покрытие своих вкладов страховкой. «Если вас нет в реестре, составленном временной администрацией, значит,
какие-то ваши операции на счете считаются сомнительными, — пояснил он на примере. — С каждым таким случаем будем разбираться отдельно».