Свободный порт «Калининград»: чиновники и бизнес ищут способы вернуть грузы в регион

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Значительная часть транзитных грузов ушла из Калининградской области в клайпедский порт, так как его условия оказались более привлекательными. Об этом во вторник на заседании транспортного комитета Калининградской торгово-промышленной палаты (КТПП) заявил заместитель начальника КЖД Феликс Лапин, передает корреспондент «Нового Калининграда.Ru». Одним из способов повысить конкурентоспособность порта «Калининград» может стать режим «свободного порта», который предлагает ввести Минэкономразвития РФ, отметила министр экономики области Анастасия Кузнецова. Такой режим планируется создать в одном из портов Дальнего Востока и в порту «Калининград».


Объем грузоперевозок в области постоянно падает — так, в январе—феврале 2014 года было перевезено на 20–25% меньше грузов, чем годом ранее, в марте ожидается снижение на 35%. Уменьшается и транзитный грузооборот, часть грузов, которые шли через калининградские порты, ушли в Клайпеду, сказал Феликс Лапин. «Одна из причин — сложные таможенные процедуры, — пояснил он. — Мы, Калининградская область, неконкурентоспособны и не востребованы. У нас много контрольных процедур, все стараются своих клиентов от этого избавить. Рыбаки уже ушли, уходят и транспортники». По его мнению, нужно искать условия, при которых Калининградская область будет привлекательна для грузоотправителей и грузополучателей.

Минэкономразвития РФ разрабатывает поправки в законодательство, которыми в двух российских портах вводятся режимы «свободный порт». По словам Анастасии Кузнецовой, предполагается, что такой режим будет в одном из дальневосточных портов и в порту «Калининград». «Но никто не может сказать, что такое „свободный порт“, — предупредила министр. — Поэтому нужны предложения от предпринимателей, перевозчиков о том, что там должно быть».

Такой режим оправдан для глубоководного порта, отметили участники заседания. Без него не удастся забрать транзитные грузы у гданьского порта, где 60% грузопотока составляют российские грузы, подчеркнул генеральный директор ООО «Балтийская стивидорная компания» Султан Батов. Но если в области не будет удобных условий для отправки и получения грузов, начиная с подъездных путей к порту и заканчивая простыми таможенными требованиями, любой порт в любом режиме «останется только памятником самому себе и нашим мечтам», подчеркнул глава транспортного комитета КТПП, генеральный директор «ДСВ Транспорт» Леонид Степанюк. Транспорт, грузоперевозки должны стать одним из приоритетных направлений региональной экономики, иначе всем придется очень трудно, уверен он.

При этом развитие грузоперевозок в Калининградской области возможно только при наличии транзитных грузов, подчеркнул представитель регионального отделения Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Андрей Литвинов. Привлечь их можно только в том случае, если в регионе будут привлекательные условия. В Калининградской области непривлекательные условия растаможки и таможенной очистки, согласился и Леонид Степанюк. «У нас, грузоперевозчиков, есть взаимопонимание с региональным правительством, — отметил он. — Но на федеральном уровне только сейчас стали обращать внимание на наши проблемы. Москва должна изменить отношение к нам, признать наше особое положение».

Напомним, в ноябре 2013 года стало известно, что региональное правительство и Минтранс России только прорабатывают вопрос о привлечении инвестора для строительства глубоководного порта в Калининградской области. Тогда же наиболее предпочтительным вариантом было признано строительство глубоководного порта на западном побережье Балтийского моря южнее пос. Янтарного. Ранее, в феврале 2011 года министр транспорта РФ Игорь Левитин сказал, что обязательным условием для осуществления федерального финансирования проекта строительства глубоководного морского порта в Калининградской области является наличие частных инвесторов.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Татьяна Новожилова

Тема в развитии


[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.