«Это тревожно»: у дальнобойщиков Калининграда новые проблемы на границе

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Калининградские дальнобойщики столкнулись с новой, напрямую связанной с нашей «полуэксклавностью», проблемой. По сообщениям компаний, занимающихся грузоперевозками, белорусские таможенники перестали пускать порожние фуры, следующие из региона в «большую Россию».

Как пояснил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» обратившийся в редакцию дальнобойщик Сергей (фамилию он просил не указывать, опасаясь проблем на границе), таможенные инспекторы соседней страны разворачивают только грузовые авто, имеющие так называемую «областную растаможку».

«Растаможенные на область грузовики имеют право осуществлять перевозку грузов с выездом из Калининградской области. Но при условии, что они осуществляют перевозку грузов из Калининградской области в остальную часть России, и из остальной части России в Калининградскую область», — пояснил дальнобойщик.

По его словам, разрешение на выезд дает областная таможня. В документе указывается маршрут движения транспортного средства. На лобовое стекло помещается стикер с QR-кодом. Получив такое разрешение, можно в течение двух месяцев съездить за товаром в Россию и вернуться обратно в Калининград. Для этого, разумеется, необходимо транзитом проследовать через территории Литвы и Белоруссии.

В понедельник сообщения о том, что российские грузовики не могут пересечь литовско-белорусскую границу, начали поступать с пограничного перехода «Котловка — Лаворишкес».

Я сейчас ехал и был свидетелем данного факта. Если фура загружена в Калининградской области и везет груз на остальную часть России — они пропускают. А пустыми — нет. Эта ситуация нарастает. Сейчас все больше и больше таких грузовиков будет. Практически 90% всех участвующих в международных грузоперевозках между Калининградской областью и Россией растаможены на область — все эти фуры, тягачи и прочие-прочие дальнобойные грузовички.

Сергей, дальнобойщик

Компания, в которой работает Сергей, занимается перевозкой транспортных средств из Калининградской области в Россию и обратно. По словам дальнобойщика, проблемы на границе угрожают бизнесу, полностью блокируя одно из направлений работы.

«Если, например, военнослужащий переезжает в Калининградскую область, он не имеет права по своей службе пересекать Литву на своем личном транспорте. Меняя место службы, он обращается к нам в фирму, оплачивает перевозку, и мы едем за этой машиной, например, в Подмосковье. Естественно, мы едем туда пустыми. А машины наши растаможены на Калининградскую область. И теперь мы уже не можем забрать его машину», — пояснил Сергей.

Когда возмущенные дальнобойщики потребовали от белорусских таможенников пояснений, те выдали им копию приказа, датированного 21 октября 2015 года за подписью и.о. председателя Государственного таможенного комитета Белоруссии Юрия Сенько «О ввозе порожних транспортных средств, выпущенных в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны ОЭЗ в Калининградской области».



IMG_20151101_222537.jpgIMG_20151101_222548.jpg


Согласно тексту документа, белорусские таможенники не отрицают, что транспортные средства, растаможенные на область, имеют право перевозить грузы через территорию Таможенного союза. Однако следовать пустыми при этом не имеют права.

«При прибытии в пункты ввоза порожних транспортных средств, зарегистрированных в Калининградской области РФ, в свидетельствах о регистрации которых имеются отметки об ограничениях по использованию указанных транспортных средств за пределами Калининградской области РФ должностным лицам таможни отказывать в завершении временного вывоза таких транспортных средств и не допускать их ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза», — говорится в тексте приказа.

Глава логистической компании «ДСВ-Транспорт» и транспортного комитета КТПП Леонид Степанюк отметил, что такие сигналы от фирм-перевозчиков действительно поступают. Однако официальных документов в Торгово-промышленную палату никто пока не предоставил.

 

Одна наша компания через Латвию пыталась проехать. Были остановлены автовозы, которые шли пустыми на подачу в Россию. Их остановили, потребовали вернуться, ссылаясь на постановление белорусское. Но потом водителям удалось „договориться“ — понятно, каким образом, — и их пропустили. Насколько я понял, никаких документов не дали — только ссылку на какой-то документ.

Леонид Степанюк, глава комитета по транспорту и таможенной политике КТПП

Второе похожее сообщение в КТПП получили в понедельник. Но, опять же, пока — без официального подтверждения. «Для официальных действий должен быть акт о возврате со всеми протоколами, и на основании него делается запрос. Мы пока не знаем, в каком направлении идти, мы не видим документы, основания. А на слухах мы уже много раз ошибки делали. Конечно, мы отреагируем и на уровне комитета нашей Торгово-промышленной палаты, к губернатору обратимся и к руководителю нашей областной таможни и направим запрос туда, куда положено», — пояснил Степанюк.

По его оценкам, ситуация, хоть и непростая, но все же не столь критична, как описывают сами дальнобойщики — на область растаможена примерно 1 тыс грузовых авто, то есть примерно 15% от их общего числа.

 

Это тревожно. У нас сильный дисбаланс грузов. У нас из Калининграда меньше грузов идет, чем из России. Поэтому приходится бежать пустыми. В России больше грузовладельцев, у них срочные грузы и они готовы хорошо платить. Более того, калининградский рынок очень чувствительный. И это достаточно много грузовиков. Они в основном по этому маршруту и ездят — эта тысяча грузовиков из Калининграда в Россию и назад, на другие маршруты они не ходят.

Леонид Степанюк, глава комитета по транспорту и таможенной политике КТПП

В областной таможне ситуацию прокомментировать пока затрудняются — постановления белорусских коллег сотрудники ведомства на руки еще не получили. Леонид Степанюк, однако, усматривает в ситуации нарушение прав наших перевозчиков.

«Если они их не пускают — это нарушение законодательства. Еще не вступил в силу Кодекс Таможенного евразийского экономического союза. Поэтому как они могут это делать? Они не имеют права этого делать, белорусы. Дальнобойщики осуществляют перевозку в соответствии с российским ФЗ №16 и не нарушают никаких законов. Но мы пока ничего не знаем, трудно утверждать наверняка, надо смотреть документы», — сказал Степанюк.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Алла Сумарокова

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.