Евгений Морозов: «На фейерверк деньги находятся, а на уголь — нет»

Все новости по теме: ЖКХ
Евгений Морозов: «На фейерверк деньги находятся, а на уголь — нет»
В интервью «Новому Калининграду.Ru» министр строительства и ЖКХ Калининградской области Евгений Морозов, чуть больше месяца назад вернувшийся на этот пост после ухода вместе с экс-губернатором Георгием Боосом, рассказал, почему его не устраивает работа жилищной инспекции, на какие деньги будут ремонтироваться дома после того, как закончатся деньги Фонда содействия реформированию ЖКХ и почему так медленно расселяются аварийные дома. Кроме того, Морозов в интервью вспомнил о проблемах мусора и уборки Калининграда и раскритиковал работу муниципальных властей. 

— Евгений Михайлович, многих сейчас волнуют взаимоотношения области с Фондом содействия реформированию ЖКХ. В июне выяснилось, что регион не подал заявку на оставшиеся деньги, потому что Калининград не отчитался по программе капремонта, не исправил документы. Недавно стало известно, что наконец-то заявка подана. Нам стоит рассчитывать на деньги из Фонда в этом году? 

— Я, действительно, провел очень жесткое совещание, пригласил городское руководство. На нём присутствовал Юрий Кондратьев (заместитель главы комитета городского хозяйства и ЖКХ администрации Калининграда - прим. "Новый Калининград.Ru"), которому была дана установка в течение 2 дней привести документацию в соответствие. Все замечания Фонда были устранены. Наш сотрудник уже вторую неделю находится в Москве, разрешает вопросы по предыдущему году и сразу оформляет заявку на текущий год. Поэтому, думаю, что в ближайшее время мы уже получим результат. 

— Кроме как у Калининграда, были еще у кого-то проблемы с отчетностью по прошлому году? 

— Нет, ни у кого. Мы ждали только Калининград. 

— Городские власти объясняли причину такой задержки? 

— Может быть, задержка произошла, потому что у них больше всех домов, больше всех заявок. Но, на мой взгляд, какими бы не были объяснения, здесь нужно не жалеть ни личного, ни рабочего времени. Я считаю, что это должна быть сверхособая ответственность любого руководителя, который ведет эту тему. 

— То есть у нас еще есть реальная возможность получить в этом году деньги? 

— Решение вопроса находится под моим личным контролем. И нынешняя заявка, учитывая прошлогодний опыт, даже наоборот будет подписана раньше, поскольку я уже знаю нюансы. Думаю, что в начале июля все вопросы будут решены. 

— Какова сумма на этот год? 

— На этот год у нас лимит 66,5 млн рублей. И у нас еще есть экономия от прошлого года 37 млн. В общей сложности это 103,5 млн рублей. И на следующий год тоже 66,5 млн. 

На переселение из аварийного жилья в этом году также запланированы достаточно серьезные деньги — порядка 200 млн. 

— Но ведь нужно еще провести конкурс, да и время для ремонта ограничено — зима скоро. Успеем освоить федеральные средства в этом году? 

— В том году мы вообще подписали заявку в июле, и только в августе началась организация работ. В прошлые годы к работам приступали в сентябре-октябре. Но вопрос не в этом. Как только будут проверены все документы, мы начнем проводить конкурсы. Но тут, наверное, как это было неоднократно, опять придется тормошить ответственных в муниципальных образованиях по организации конкурсов и подготовке к ремонту. 

— Сколько средств могут получить муниципалитеты на расселение из аварийных домов в этом году? 

— В общей сложности мы планируем направить 144 млн Калининграду, Советску — 19 млн, Пионерскому — 11,6 млн, Зеленоградску — 17,4 млн. Это те заявки в Фонд, которые мы подали в рамках общего лимита. Всего же по области 446 многоквартирных домов признаны аварийными по области. Это очень большой жилищный фонд, им нужно будет очень серьезно заниматься. 

— В прошлом году за счет средств Фонда был переселен только 1 аварийный дом. С чем это связано? 

— В прошлом году у нас в городе Пионерском один аварийный дом должен был быть переселен. Планировалось приобрести 5 квартир. Но была приобретена только 1 квартира. 

— То есть он даже еще не расселен? То есть деньги, которые планировались на расселение в прошлом году, еще не освоены? 

— Да, но они там сейчас этим вопросом занимаются. Понимаете, проблема в том, что деньги-то есть, но ведь муниципалитет должен уложиться в нормативы. Вот, например, вам положено 19 квадратных метров. Но на рынке сейчас не найти квартиру на 19 метров. Значит, нужно софинансирование, доплаты. Фонд выделяет деньги только под тот метраж, который вам положен. Значит, остальные средства нужно где-то изыскать. Вот потому такая ситуация и складывается. К тому же, цена вопроса: Фонд выделяет на квартиры 30,6 тыс рублей за квадратный метр. А у нас рыночная цена уже поползла вверх. 

Тем не менее, я считаю, что эта программа должна быть, потому что аварийные дома — это тема злободневная. Мы сейчас думаем о том, что до того как финансирование Фонда закончится, нужно разработать региональную программу и по капитальному ремонту, и по расселению из аварийных домов. 

— Но это же сотни миллионов рублей. Они есть в бюджете? 

— Я думаю, что, в любом случае, эти средства должны быть заложены в бюджетах области и муниципальных образований. А что делать? Вот стоит аварийный дом. Человек работает, но не может на свою зарплату его снести, переселиться. Надо искать другое решение проблемы. На мой взгляд, необходимо создание региональной программы. Сделать ее можно по аналогии с федеральным Фондом содействия реформированию ЖКХ, чтобы шаг за шагом мы могли выделять средства на капитальный ремонт и на переселение из аварийных домов. Но если будет продолжение работы Фонда, и такое возможно, то это нам тоже поможет решить проблемы нашей области. 

— Но аварийные дома — это вообще бесконечная тема. Несмотря на то, что они расселяются, делается это медленно и не в больших количествах — мы видим это хотя бы по предыдущему году. Каждый год дома ветшают, признаются аварийными. Какие средства, по вашему мнению, нужны, чтобы полностью реформировать наш жилой фонд? 

— Вы правы, жизнь идет, и состояние старых домов ухудшается. Есть дома, которые требуют больших финансовых вложений. Но каким образом они признаются аварийными? Вопрос должна рассмотреть комиссия, которая определяет, что в данной ситуации этот дом нужно признать аварийным, потому что его несущая способность такая-то, и затраты, которые нужны на капитальный ремонт, будут выше, чем если его просто снести и построить новый дом. В каждом муниципалитете составляются списки аварийных домов. Мы сейчас тоже собираем эти данные, чтобы координировать работу по переселению. Потому что иногда не все муниципальные образования хотят признавать дома аварийными. Но, надо сказать, такое недобросовестное отношение встречается не везде, а, во-вторых, сейчас министерство и правительство будет контролировать этот процесс очень жестко. И тут, опять же, должна быть совершенно другая роль жилищной инспекции, нежели сейчас. 

Инспекция должна следить за состоянием жилищного фонда в муниципальных образованиях, за тем, как идет процесс капитального ремонта и переселения, решать проблемы жильцов. Я хочу, конечно, чтобы наша жилищная инспекция была самой сильной структурой, которая помогала бы решать все эти вопросы. Роль инспекции, роль управляющей компании, роль ТСЖ должны возрастать. Если ТСЖ — то это должно быть крепкое ТСЖ, если управляющая компания — то достойная управляющая компания. Кстати, я думаю, что мы будем вести своеобразный реестр допуска управляющих компаний на рынок, и вопрос этот нужно решать на законодательном уровне. Потому что управляющие компании сейчас не выполняют той роли, которую должны. 

— Коль вы уже заговорили про управляющие компании, то поговорим о них. ЖКХ у нас реформируется не первый год, количество частных управляющих компаний увеличивается, а количество жалоб не уменьшается, и их даже становится больше. Люди же видят, насколько некачественные услуги оказываются компаниями, которые они выбирали, а, в некоторых случаях, и не выбирали. Понятно, что жители сами недостаточно грамотны и слишком ленивы подчас, чтобы провести общее собрание и решить, какая управляющая компания будет обслуживать их дом. Однако если раньше люди знали, что если ЖЭК плохо работает, они могут обратиться к власти. Теперь же мы не видим власть в качестве регулятора отношений между жильцом и управляющей компанией. 

— Вообще здесь, опять же, на мой взгляд, должна быть сильной роль жилищной инспекции. Более того, жилищная инспекция должна присутствовать на общих собраниях, проверять законность выбора руководителей. Ведь как бывает: вроде выбрали ТСЖ, а потом судятся друг с другом. 

morozov_2.jpgВы правы, что число жалоб не уменьшается. Мы постоянно на них отвечаем. На мой взгляд, одна из причин — слабая работа некоторых муниципальных образований. Мы все же правительство, мы не можем уследить за каждым домом. А у муниципалитетов есть ответственность и полномочия, серьезный аппарат и серьезное бюджетное финансирование. Почему бы не навести порядок городу Калининграду в этом вопросе? Почему не навести порядок в том же Гвардейске? Почему не решается вопрос? Почему не выстраивается такая программа, которую мы требуем? 

— А вы этот вопрос задаете главам муниципальных образований? Почему то, почему это? Что они отвечают? 

— Я думаю, что они изменят ситуацию. Пока общение сводилось к тому, что один раз потребовали и забыли. Просто должна быть планомерная работа. Каждое муниципальное образование должно нести бремя ответственности перед жителями своего района, города или поселка. А мы должны, если у них что-то не получается, подсказать, помочь, где-то проконтролировать. Но я думаю, что жалобы пока все равно быстро не исчезнут. 

— Если управляющая компания не выполняет свои обязанности, а муниципальные власти не реагируют, людям остается только обратиться в суд? 

— Да, в суд. И еще раз говорю: нужна сильная жилищная инспекция и сильный руководитель. Пока меня не очень удовлетворяет работа инспекции. Я не говорю о том, что руководитель Сергей Елгин не выполняет свои функции. Просто я ставлю более жесткие, более конкретные и глубокие, а не поверхностные задачи. Инспекция работает, но я от них сейчас требую более качественную, более грамотную работу, более хорошего планирования, более четкого исполнения всех задач, которые ставит правительство. Думаю, мне удастся выстроить здесь систему. Опыт, который я приобрел за прошлые полгода, пошел мне на пользу. У меня уже другой кругозор. В прошлом году я еще в какой-то мере учился, а сейчас понимаю, что и как нужно делать, и кто выполняет свою работу качественно, а кто нет. Поэтому иногда приходится проявлять жесткость. 

— Недавно наш премьер-министр заявил о том, что в сфере ЖКХ идут процессы монополизации и тотальное недофинасирование сферы. С недофинансированием понятно, а как у нас борются с монополизацией? Со всевозможными ассоциациями, когда один человек или организация контролирует несколько управляющих компаний. 

— Такая проблема, в частности, есть с управляющими компаниями Калининграда и Балтийска. Начиная от качества оказания услуг, заканчивая всеми вопросами, которые связаны с их деятельностью. Они собирают деньги, иногда не платят поставщикам за топливо. Мы разбираемся с каждым конкретным случаем. Но я еще раз повторю: все же должна быть более четкая работа муниципальной власти. И не надо перекладывать ответственность на правительство, у нас в министерстве не так много людей занимается ЖКХ. В свою очередь муниципальные власти должны обеспечивать все условия, для того, чтобы, во-первых, избирались грамотные руководители ТСЖ, во-вторых, чтобы собственники жилья заключали договоры с достойными управляющими компаниями, которые имеют богатый опыт, которые их не обманут. В-третьих, рассмотреть вопрос об оказании услуг ресурсоснабжающими организациями: разбираться с тарифами на воду, электроэнергию, газ и так далее. А также следить, как управляющие компании занимаются мусором, потому что это тоже беда. 

— И как раз насчет мусора. Насколько понимаю, у нас плачевная ситуация в области с полигонами для твердых бытовых отходов... 

— На сегодняшний день я тоже не удовлетворен ситуацией, и мне губернатор ставит задачу активизировать работу в этом направлении. В этом году мы обязательно введем современный полигон твердых бытовых отходов для Советска-Немана. А Гусев первым в этом году включен в федеральную целевую программу по строительству мусоросортировочного предприятия. 

Кстати, я недавно был в Белоруссии, там есть отдельные баки для стекла, для макулатуры. Это то, чего мы должны добиваться. Мы будем закладывать деньги в бюджете, муниципалитеты выработают программу. Каждый дом должен иметь контейнерную площадку, которая будет установлена на твердое основание — асфальт или бетон — и должна иметь ограждение. Контейнеры должны иметь нормальный внешний вид. Также у каждого собственника обязательно должен быть заключен договор на вывоз мусора. В свою очередь этот мусор должен быть вывезен управляющей компанией на полигон, где есть мусоросортировочное предприятие. В будущем у нас появятся заводы, которые станут перерабатывать ТБО. 

Одна из наиболее проблемных ситуаций с ТБО складывается в Калининграде, у которого нет ни полигона, ни завода. Калининград — большой город, который должен иметь и место для сбора мусора, и мусоросортировочное предприятие. Если в столице региона не наводится порядок, то что говорить о других районах, где бюджет маленький? 

Вообще, по поручению президента каждое муниципальное образование — город, поселок — до 1 сентября должно разработать комплексную программу развития коммунальной инфраструктуры. Я собирал руководителей всех 88 поселений, мы им все объяснили. В рамках этих программ мы уже объединяем несколько муниципалитетов для решения проблем с ТБО. На Советск и Неман будет один полигон, дальше будем думать о строительстве там мусоросортировочного предприятия. Объединяются Гусев и Краснознаменск, которые собираются строить мусоросортивочное предприятие. Сейчас Светлый тоже занимается этой проблемой. 

— Сейчас в области нет мусороперерабатывающего предприятия. Но ведь, на самом деле, это очень выгодный бизнес. Может быть, нужно просто пригласить инвестора, который построит этот завод? 

— Согласен, наверное, здесь нужно искать инвестора, и я готов рассматривать предложения. К сожалению все, кто приходит, предлагают строительство в каких-то больших масштабах с огромными инвестициями. А мы ведь тоже понимаем, что это все закладывается в тарифы. Надеюсь, что придут хорошие инвесторы, которых мы будем рекомендовать в муниципалитетах, предоставлять какую-то площадку, чтобы они там строили. Эта тема должна развиваться или в рамках государственно-частного партнерства, или полностью на частные инвестиции. 

В рамках реформирования ЖКХ я ставлю три задачи: ремонт домов и переселение, коммунальные услуги и ТБО. Если это все будет, будет и красота, и комфорт. 

— Про два компонента благоустройства мы поговорили — про капремонт и переселение, тему про ТБО тоже затронули. Коммунальные услуги затронули лишь отчасти. Хотелось бы поговорить про очистные сооружения. Не так давно я была с вами на строительстве очистных под поселком А. Космодемьянского, которые строятся, страшно подумать, с 1975 года. Технологии-то не устарели? Может эти очистные развалятся года через 2, когда будут сданы в эксплуатацию? 

morozov_3.jpg— Нет, что вы, наоборот, там сейчас будет применяться самое новейшее современное оборудование. То, что было построено ранее, практически разрушено, и сейчас возведены новые конструкции и закупается современное оборудование. Я почему с такой болью говорю про этот объект? Потому от властей нашего города я вижу равнодушие. Деньги есть, контракты есть. Но надо контролировать ситуацию. Если мало выезжать один раз в день на объект, значит выезжайте 2 раза. Если плохой подрядчик, поменяйте подрядчика. Это полномочия города. Там на 6-7 месяцев срывают сроки. Я задаю вопрос подрядчикам — когда было последнее выездное совещание с участием властей города? Они переглядываются, не знают когда. И это уровень работы, где вложения — миллиард с лишним рублей. 

— Нет должного руководства над объектом? 

— Нет руководства. Нет контроля со стороны города. 

— А Ярошук-то выезжал на объект после вашей инспекции? Вы и.о. главы комитета архитектуры и строительства Сергею Мельникову говорили, чтобы на стройку приехал глава города. 

— Я не могу утверждать, но я думаю, телевидение показало бы. Если отвлекаться, то такая же ситуация и с дольщиками. Нужно, чтобы не мы на стройках сидели, как прорабы, а город, потому что он выдавал эти земельные участки. У них есть комитет архитектуры и строительства. Но сейчас этим занимаемся мы. 16 домов с дольщиками находятся в городе — больше всех. Если решат вопрос хотя бы с одним домом, и то уже будет хорошо. 

И я думаю, что если не построим очистные сооружения, мы сами себе заложим мину замедленного действия. Взяв деньги, заключив все контракты, закупив новейшее оборудование, выполнив все основные работы, и не достроив. Если сейчас отставание 6 месяцев, то завтра может быть год. И тогда, действительно, все устареет, ничего не будет работать, и, как прежде, мы будем ездить в Балтийск и нюхать все это. 

— Но такие проблемы с очистными ведь не только в Калининграде. Вы говорили еще про Балтийскую косу и Озерки. 

— Там все более-менее в порядке. В Балтийске, например, реконструкция очистных сооружений уже заканчивается. На Балтийской косе небольшое отставание из-за некоторого недостатка средств. Это я взял под контроль, сейчас помогаем подрядчику. В Озерках есть задержка, но мы им установили жесткие сроки. Мы тут помогаем. 

С другой стороны, нам же тоже нужно заниматься своими делами. А нам еще приходится отвечать за те вопросы, за которые должны отвечать муниципальные образования. Там, где есть хороший руководитель, все нормально. Вот, например, Светлый. Там глава контролирует строительство теплотрассы, мы с ним думаем, как построить мусоросортировочное предприятие, как решить вопрос по получению дешевой энергии, как дома отремонтировать. 

— Буквально этой зимой мы столкнулись с проблемой, когда муниципальные власти города опять же не справились с проблемой уборки снега. Правительству так или иначе пришлось подключиться, влиять на городскую власть. Этой зимой, которая не за горами, чего нам стоит ожидать? 

— То, что касается зимы и то, что касается, сколько будет снега, это, наверное, отдельный вопрос. Я думаю, что с учетом опыта не должно быть того, что случилось в Калининграде. Все стали вдруг зимними пожарными, убирали снег, выводили чиновников долбить лед.... 

Чтобы мы были готовы к таким чрезвычайным ситуациям, все должно решаться заранее. Ведь у города была в свое время хорошая организация МУП «Эдис», которая обслуживала дороги, развивалась. А сейчас заключают договора с различными предприятиями, а потом вдруг оказывается, что у этих компаний даже техники нет. 

— Но тут же конкурсы, 94-ФЗ и так далее... 

— Но конкурсы проводят муниципалитеты. Можно же техническое задание хорошее сделать? Чтобы в конкурсной документации прописывалось, что компания должна иметь активы. Сейчас конкурсы выигрывают организации, у которых только ручка да стол. А потом в оперативном порядке приходится закупать «бобкеты» для очистки улиц от снега, а министерство строительства и ЖКХ начинает обзванивать все организации с просьбой оказать городу помощь техникой.
 
— Прошлой зимой губернатор Цуканов потребовал от главы города уволить всех глав районов за плохую уборку города от снега. Но своего поста лишился только глава Ленинградского района Надир Агаев. В этом году, если такая же ситуация повторится, как вы думаете, головы полетят? 

— Я бы не хотел доводить до этого, мы все живем в этом городе, живем в нашей области. Все же знают из интернета, какая у нас погода будет. И нужно не уезжать на курорты в новогодние каникулы, а находится на месте, и принимать оперативные решения. Я не думаю, что у нас руководители города не могли бы обратиться к нашим строительным компаниям с просьбой о помощи. Это не министерство ЖКХ и строительства должно делать, а оперативный штаб, который должен от зари до зари следить за ситуацией. Если это случилось — никакого отдыха. А решили проблему — отдохните. Я это говорю не в упрек кому-то. Я просто хочу, чтобы ответственность руководства была до конца. 

— А что у нас в целом по отопительному сезону? Холода, как обычно, для властей начнутся внезапно? 

— Ну, во-первых, у нас есть программа подготовки к отопительному сезону, и сейчас каждый район уже в рамках этой программы корректирует свою работу. Сейчас мы собираем информацию по каждому муниципальному образованию, и я ее буду в ближайшее время докладывать губернатору Николаю Николаевичу Цуканову. После этого будет видно, какие дополнительные меры нужно принимать, сколько дополнительно денег нужно выделить. 

— Программа подготовки к зиме принимается каждый год. Но почему-то каждый год случаются какие-то форс-мажорные ситуации. Где-то не хватает мазута, где-то не хватает угля, где-то не работают котельные. В итоге у нас посреди зимы люди остаются без отопления, а власти в экстренном порядке пытаются проблему устранить. 

— Одна из серьезнейших проблем, которая у нас существует — это неплатежи. Огромные суммы денег население должно за коммунальные услуги. Эти долги составляют порядка 700 млн рублей. Управляющие компании не могут заплатить ресурсоснабжающим организациям за поставку угля, мазута. Проводятся совещания, выстраиваются графики поэтапного погашения долгов. Но это идет не так быстро, потому что собрать деньги сложно.
 
Но мы не допустим, чтобы у нас отсутствовал или мазут, или уголь. Все равно у нас есть резервы, все равно мы топливо закупаем. Другое дело, главам муниципалитетов нужно брать под свой контроль взаимодействие с ресурсоснабжающей организации и управляющей компанией, поскольку на них лежит персональная ответственность за это. В частности, при формировании бюджета вопрос обеспечения ресурсами должен быть приоритетным. Но почему-то на фейерверк деньги находятся, а на уголь — нет. Я этого не понимаю. Давайте тогда отменим какой-то праздник, давайте урежем аппетиты и сделаем так, чтобы сначала было организовано тепло. Тогда уже перейдем на праздники. 

Я, может, слишком эмоционально говорю, но сейчас министерство берет на себя много задач. Мы стремимся быстро решить много вопросов сразу. Жить хочется сегодня так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. 

— Ну тогда у меня к вам более общий вопрос про «жить хочется сегодня» и чего нам ожидать завтра. Сколько денег и времени, на ваш взгляд, нужно, чтобы в сфере ЖКХ было все хорошо? 

— Вы знаете, я думаю, что просто так посчитать никто не сможет. Эти цифры просто сумасшедшие. Вы понимаете, что все, что сейчас мы имеем в ЖКХ — это наследство того, что не успели в 90-е годы. Сейчас пожинаем плоды. Вроде что-то делаем, улучшаем, а денег все равно не хватает. Сколько денег? Много. Очень много. 

Для того чтобы посчитать эту сумму средств, и создается по поручению президента программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры. Чтобы мы видели, какие шаги следует предпринять. Чтобы мы видели, что в каждом поселке для создания хороших условий жизни нужно столько-то денег. Эти деньги мы потом будем закладывать в федеральном, региональном и муниципальных бюджетах в качестве первоочередных мер.

Текст - Мария БОЧКО, фото из архива "Нового Калининграда.Ru".

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.