Калининградская область ставит амбициозную задачу достижения уровня жизни ЕС

Основная цель реализации стратегии стратегии социально-экономического развития Калининградской области – через 5 лет обеспечить уровень и качества жизни населения, сравнимый с уровнем соседних регионов, а через десять лет достичь уровня жизни развитых европейских стран. Такое заявление 28 февраля сделал министр экономики правительства Калининградской области Феликс Лапин на совещании в Министерстве регионального развития РФ, на котором правительство региона представило свое видение будущего области. Обсуждение стратегических направлений развития Калининградской области еще раз доказало, что стратегическое планирование регионов не имеет однозначного решения, и, особенно, если речь идет о таком стратегически важном, занимающем особое географическое положение регионе РФ, как Калининградская область.

Активную полемику вызвало не столько само обсуждение представленной министром экономики правительства Калининградской области концепции социально-экономического развития региона, сколько необходимость во вразумительной позиции федерального центра по вопросу дальнейшего развития региона. Ф. Лапин, представляя концепцию отметил, что строилась она с учетом специфики региона, так как "Калининградская область – отдельная территория РФ, находящаяся в центре Европы".

По мнению авторов концепции, область должна играть особую роль в федеральной политике как опорный регион для интеграции российской экономики в европейские и мировые производственные цепочки и формирования условий для производства и экспорта конкурентоспособных российских товаров на мировой рынок. Кроме того, область должна стать пилотным регионом для отработки основных инновационных направлений в государственном управлении и стать имиджевым проектом в отношениях России и международного сообщества.

Реализация предложенной стратегии потребует средств из госбюджета и развития в области инфраструктуры федерального уровня. Для примера, на реализацию ФЦП «Развитие Калининградской области на период до 2010 года» выделяется не более 11,8 млрд руб. В то же время в 2004-06 гг. реализуестя масштабная финансовая поддержка ЕС Польши и Литвы на 12,5 млрд евро и 1,5 млрд евро соответственно.

Тем не менее, Ф. Лапин считает, что на сегодняшний день преодолена негативная динамика в развитии. По его мнению, показатели экономического развития региона выше среднероссийских и даже выше, чем у ближайших соседей, – Литвы и Польши. Но с точки зрения конкурентоспособности в структуре промышленности можно говорить только о ТЭК. И хотя машиностроение, производство электрооборудования и бытовой техники, металлообработка показывают существенный рост, такие развитые отрасли, как пищевая и целлюлозно-бумажная промышленность пока не демонстрируют высоких темпов роста.

При этом в самой конкурентной среде региона есть такие преимущества, как большой опыт внешнеэкономической деятельности, высокая предпринимательская активность, развитый малый бизнес и льготный налоговый режим для работы компаний. Но есть и недостатки: высокая доля «теневой» экономики и существенные барьеры для выхода на рынки ЕС.

Среди положительных факторных условий для развития региона Ф. Лапин обозначил выгодное географическое положение области и режим ОЭЗ, дающий беспрецедентные возможности для развития бизнеса. С вступлением 1 апреля 2006 года в силу Федерального закона № 16 «Об особой экономической зоне в Калининградской области» в регионе будут действовать два экономических режима: свободной таможенной зоны и благоприятной инвестиционной привлекательности.

К недостаткам, тормозящим развитие области, региональный министр отнес следующие: ограниченность энергоресурсов; недостаточная развитость транспортной инфраструктуры; низкое качество социальной инфраструктуры; несоответствие количества и уровня подготовки кадров потребностям экономического роста.

Основные ограничения для развития экономики – инфраструктурные. Но есть и институциональные: недостаточная координация совместных действий на федеральном и региональном уровнях; отсутствие института для координации и содействия инвестиционным проектам на территории области; тарифные ограничения и технические барьеры при выходе на рынок ЕС; усложненный режим въезда иностранных граждан на территорию области.

Калининградские власти рассматривали два возможных сценария развития. Первый базируется на запуске новых масштабных проектов и стратегий, второй, напротив, не предполагает реализации новых масштабных проектов. Выбор, по словам Ф. Лапина, был сделан в пользу первого - «инновационно-активного сценария, который предполагает индустриализацию и электрификацию региона». По его мнению, без решения этих вопросов невозможно решить другие задачи в регионе.

Среди направлений, обеспечивающих рост экономики региона: развитие туристско-рекреационной зоны, создание агропромышленного кластера, развитие промышленных зон, обеспечивающих встраивание в европейские производственные цепочки и аутсорсинг на территории области. Среди перспективных кластеров названы: туристско-рекреационный, агропромышленный, деревообрабатывающий, кластеры по производству сложной бытовой техники и производству авто-, мото- и велотехники.

Выбранный сценарий потребует запуска масштабных проектов в промышленности (строительство металлургического комбината, создание промзоны по производству мебели и сложной бытовой техники); производстве и распределении электроэнергии (строительство второго и третьего энергоблоков ТЭЦ-2); в развитии транспортной инфраструктуры (модернизация железной дороги «Калининград-Балтийск», строительство глубоководного портового комплекса в Балтийске); в строительстве (строительство двух заводов по производству цемента); в развитии туризма (строительство яхт-клубов и создание культурно-туристического комплекса «Куршская слобода»); АПК (создание агропромышленного кластера, строительство завода по переработке рапса в биодизель).

Большие надежды в развитии приоритетных отраслей возлагаются на ФЦП и нацпроекты. Это вызвало критику со стороны экспертов из МРР и других федеральных ведомств, отметивших низкую активность администрации по привлечению средств инвесторов.

Член Общественной палаты Российской Федерации Вячеслав Глазычев, отметил, что если речь идет о политическом проекте, которым по факту является Калининградская область, то разработка концепции стратегии не может осуществляться с позиции сугубо «субъектного видения». Именно поэтому, по его мнению, в представленной концепции просматривается недостаточный интеллектуальный уровень участия таких серьезных игроков как МИД РФ, Министерство обороны и Генштаб. «Хотелось бы видеть в концепции международный и политический контекст. Тогда вопрос о федеральном участии приобретет иную форму: не помощи субъекту в решении его проблем, а решения стратегических задач отечества, которые в данном случае совпали с интересами территории - Калининградской области», - пояснил он. Недостаток концепции, по мнению эксперта, в том, что рассматриваемые в ней сценарии развития не предполагают определения главного - ключевой цели. Отсюда следует попытка расписать в концепции "все и по всем направлениям". Без учета, что если это сценарий развития курорта, то не может быть речи о строительстве таких объектов, как металлургический комбинат или цементный завод. «Необходимо просчитать экономический эффект по каждому из сценариев развития отраслей, и сравнив, например сценарии «курорт» и «промышленность», выбрать наиболее экономически выгодный», - подчеркнул В. Глазычев.  

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Источник: Альянс Медиа

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.