Воздвижение Честного Забора, на пути к рабству, темный город

Важные события четверга: заборы, ограждающие православное имущество от жителей Калининграда, ширятся и растут; ФГУП «Почта России», вместо того чтобы повышать прибыльность и зарплаты сотрудникам, предпочитает думать о найме дешевой рабочей силы из-за рубежа, а Калининграду в ближайшее время стать светлым городом не светит.

pre1.jpgВоздвижение Честного Забора
Не то чтобы это было событием уходящего дня. Забор, окружающий Кафедральный собор Христа Спасителя в Калининграде, говоря по правде, переместился уже несколько дней назад. Многие жители города, вероятно, даже и не заметили, как ограждение, многие годы «украшающее» центр областной столицы, немного подвинулось. Участок забора, расположенный на улице Гаражная рядом с полузаброшенным зданием, табличка на котором гласит, что оно имеет некую связь с муниципальным «Трамвайно-троллейбусным управлением», переехал примерно метров на пятнадцать. Примкнул впрямую к тротуару, недавно выложенному плиткой в рамках масштабной реконструкции сквера в границах улиц Юношеской-Гаражной-Горького. Четвертой границей, собственно, и является пресловутый забор.

Представители епархии на закономерные вопросы по причинах миграции ограждения реагировали по-разному. Так, руководитель епархиального отдела по имуществу Виктор Васильев, в ведение которого входит большинство вопросов, связанных с материальным присутствием РПЦ на калининградской земле, услышал о ситуации непосредственно от корреспондента «Нового Калининграда.Ru» и, естественно, пролить свет на обстоятельства не смог. Да это и не странно. Конкретными выражениями и аргументами этот иерей весьма бодро оперировал в ту счастливую пору, когда свеженазначенный губернатор продавливал в областной Думе принятие законов, которые передали местной епархии целый ряд объектов исторического наследия. Когда же «Новый Калининград.Ru» попытался узнать у Васильева, долго ли жителям Калининграда терпеть присутствие в центре города брутального забора, местами украшенного колючей проволокой, главный по хозяйству в епархии лишь развёл руками и предположил, что стройка, которую отделяет от остальной территории зелёное ограждение, закончится спустя полтора года. С той счастливой поры миновало уже более двух лет.

Ясность в происходящее попытался внести ключарь Храма Христа Спасителя Вадим Дегтярёв. По его словам, забор был вновь воздвигнут на вполне законных основаниях. Так, территория, которую поглотило ограждение, находится в аренде у епархии и она даже выплачивает городу за земельный участок плату в размере 160 тыс рублей в год. На вновь огороженном месте планируется строительство некоего детского кафе, дополненного библиотекой и игровой площадкой. «В центре города нет детских площадок!» — заявил в четверг корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» Вадим Дегтярёв, и я хотел бы посмотреть на того, кто осмелится с ним поспорить. Готов и проект застройки участка, к работам епархия предполагала приступить по весне. Забор же, по словам Дегтярёва, был перемещён... по просьбе мэрии. Проект реконструкции сквера реализуется вовсю (это видно невооружённым глазом), и дабы рабочие не тратили бюджетные средства на благоустройство церковной земли, было принято решение её огородить.

Отец Вадим уверен, что поступили он и его коллеги на вполне законных основаниях. У них есть договор аренды, у них есть проект застройки территории, есть и просьба мэрии, точнее — службы заказчика, размещавшей заказ на благоустройство сквера. Благостную картинку, впрочем, портит комментарий, озвученный пресс-службой городской администрации. «Представители епархии не обращались к нам за разрешением на строительные работы», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе «Новому Калининграду.Ru» в четверг. Правда, уточнить, будет ли администрация предпринимать какие-то карательные действия в отношении религиозной администрации, не удалось. Это и понятно; во-первых, для получения столь короткого комментария ждать пришлось почти полдня. Во-вторых, постоянно подчёркиваемая воцерковленность переизбранного главы города, вероятно, накладывает некий отпечаток на активность его подчинённых в таких вопросах.

Нормативная база также не даёт однозначного ответа на вопрос о том, необходимо ли получать разрешение на то, чтобы поставить забор на арендуемой территории. С одной стороны, закон «О градостроительной деятельности на территории Калининградской области» предписывает получать в муниципальных органах власти разрешение для установки стационарных или временных ограждений. С другой стороны, постановление мэра ещё доярошуковского периода, датированное 2007 годом, также предписывает «участникам градостроительной деятельности» ставить заборы лишь при наличии «исходно-разрешительной документации». Не стоит забывать и события всего-навсего апреля нынешнего года, когда забор, ограждавший территорию, отданную РПЦ под строительство «храмово-мемориального комплекса» на улице Комсомольская, попросту снесли — потому что не было надлежащих документов.

Однако все эти бюрократически-казуистические моменты интересны лишь до определённой степени. Очевидно, что никаких особенно суровых санкций епархия не понесёт. Однако забор стоит — и стоит уже много лет. Центр города пытаются благоустраивать, перекладывают брусчатку, сажают цветы, требуют от арендаторов и собственников земли и зданий вкладывать средства в приведение территории в божеский вид. В то же самое время, в самом что ни на есть центре — центрее уж некуда — стоит, скажем так, культовое сооружение. Оно обнесено грязно-зелёным забором. Из-за которого местами торчат рекламные конструкции. Который самопроизвольно перемещается и расширяет огороженную территорию. Который местами, кажется, до сих пор оборудован колючей проволокой. И который исчезнет в сроки, о которых осведомлён, кажется, лишь один бог. Кстати, с таким определением ключарь Храма Христа Спасителя Вадим Дегтярёв если не согласился, то счёл его наиболее подходящим.

Понятно, что стройка на территории ХХС продолжается — там на пожертвования горожан возводят вторую очередь православной гимназии. Наверное, что-то построят и за новым забором на Гаражной. Но представителям конфессии, так регулярно оказывающейся на федеральном уровне в нелицеприятных ситуациях, стоило бы хотя бы немного думать о политике. Они неким — не будем уточнять, каким — образом получили в своё распоряжение самый лакомый кусок земли в центре Калининграда. Они построили на нём храм. Они огородили его забором. Они отказываются говорить о том, когда забор исчезнет. Если мы с этим не смирились, то хотя бы к этому привыкли. Но вот необъяснимые движения и воздвижения православного забора... Это в данной ситуации как-то смахивает на перебор. 

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор. 

5_big.jpgНа пути к рабству
Свершилось. О возможной необходимости привлекать на работу гастарбайтеров уже заявило федеральное госпредприятие «Почта России». При этом о причине, по которой требуются именно эти работники, руководство компании говорит откровенно. По словам главы дирекции по организации производственных процессов ФГУП «Почта России» Александра Тимофеева, одна из главных проблем предприятия — комплектование штатов — возникает из-за невысокой прибыльности предприятия. Как пишут «Известия», у сотрудников «Почты России» невысокие зарплаты. Даже в Москве оклад почтальонов составляет 13–14 тыс рублей, операторов в почтовых отделениях — 18 тыс.

Говоря о возможностях решить проблему, Тимофеев привел в пример отрасль ритейла, которая смогла продвинуться в решении кадровой проблемы за счет использования труда гастарбайтеров. Сегодня у «Почты России» нет такой возможности из-за законодательства о персональных данных. Есть также опасения за сохранность ценных посылок. Но в компании все равно изучают возможность привлечения гастарбайтеров — пока для погрузочно-разгрузочных работ и в качестве операторов сортировочных центров. Предполагается, что вопрос будет решен в середине 2013 года.

То есть, вполне можно ожидать, что уже в будущем году в отделениях «Почты России», которые многие жители Калининградской области стремятся обходить за полверсты из-за очередей и низкого качества обслуживания, появится зарубежный персонал. Впрочем, стоит напомнить, что с 1 декабря вступил в силу закон, который требует от гастарбайтеров сдавать экзамен по русскому языку. Как пишет газета «Труд», сдавать его потребуется гражданам из безвизовых стран, планирующим легально работать в сферах жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли и бытового обслуживания. Без сертификата разрешение на работу теперь не оформить. Поскольку «Почта России» все же предприятие государственное, то можно рассчитывать, что к себе на работу оно уж точно не будет брать людей без знания языка и наши посылки и письма не будут путать при сортировке.

Стоит отметить, что за гастарбайтеров уже давно ратуют те самые ритейлеры и даже производственные предприятия. В частности, не так давно на заседании облдумы, во время которого обсуждался болезненный «миграционный вопрос», предложение депутата от ЛДПР Александра Ветошкина ограничить рейсы в Калининград из Средней Азии вызвало бурную реакцию депутатов-бизнесменов. В частности, Александр Мусевич, владеющий мебельной фабрикой, предложил коллегам сходить на экскурсию на какое-нибудь из предприятий области, чтобы «понять проблему с кадрами». Его поддержал депутат Болычев, который заявил, что в Калининградской области невозможно найти «продавцов, строителей, директоров и т.д.».

«Нужно завезти минимум 100–200 тысяч человек. Ведь в 90-е годы нас спасли именно мигранты. Сегодня работают сотни тысяч приезжих из Казахстана. Это русское население, которое не доехало до Германии в свое время, и все они прекрасно у нас сейчас работают. А запрещать летать самолетам… Какие мозги надо иметь, чтобы такие вещи говорить?» — заявил Болычев.

Однако же стоит напомнить и об итогах недавней прокурорской проверки, которая показала, что реальная потребность области в гастарбайтерах не так велика, как это кажется. В конце ноября пресс-служба прокуратуры сообщила, что областное агентство по обеспечению занятости населения согласовало нескольким работодателям заявки о привлечении иностранной рабочей силы, хотя предприятия не сообщали о своих вакансиях Центру занятости населения Калининграда. «Между тем, большинство из безработных граждан России — рабочие. Они были зарегистрированы в качестве безработных по тем специальностям, по которым работодатели предусматривали привлечение иностранных работников: штукатур, подсобный рабочий, облицовщик-плиточник, каменщик, бетонщик, переводчик, маляр, водитель автомобиля, дорожный рабочий, грузчик», — отметили в прокуратуре.

Выявленные прокурорской проверкой нарушения показали, что агентство по обеспечению занятости населения Калининградской области не провело предварительного анализа заявленной потребности в иностранных работниках исходя из ситуации на региональном рынке труда. Если перевести с прокурорского на русский, то получается, что несколько компаний, заявлявших о страшной нужде в иностранной рабсиле, на самом деле даже не пытались найти сотрудников в регионе. Почему? Ответ на этот вопрос, наверное, стоит поискать в заявлении главы регионального УФМС Сергея Савина, которое тот сделал на заседании Общественного совета при региональной прокуратуре в Калининградской торгово-промышленной палате месяц назад. По его словам, до 2011 года в области были работодатели, которые зарабатывали на квотировании. Некоторые предприниматели специально делали заявки на привлечение иностранной силы в гораздо больших объемах, чем им было нужно на самом деле, а потом перепродавали нуждающимся излишки рабочей силы по цене 1,5–2 тыс рублей за человека. Рабство, не иначе.

Но истинная причина, по которой работодатели так жаждут брать на работу гастарбайтеров, наверное, все же не в этом — что становится понятным после заявления топ-менеджмента «Почты России». Истинная причина — невысокие зарплаты. Работодатели просто не хотят привлекать на работу соотечественников, поскольку требования у них выше, чем у приезжающих из бедных стран людей, готовых работать буквально «за хлеб и воду», жить в полуразваленных домах без отопления, чтобы отправлять заработанные деньги своим семьям. Капитализм есть капитализм, вряд ли предприниматель захочет платить больше, если можно платить меньше. При этом большинство тех, кто старается заработать на «свой домик в Испании», вряд ли волнуются о том, в каких условиях живут их сотрудники и что они едят на завтрак. Удивительно только, что по этой же дорожке собирается идти «Почта России», которая имеет серьезные активы и все возможности для того, чтобы правильно построить работу, начать, наконец, получать прибыль и платить нормальную зарплату сотрудникам.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

lampy.jpgТемный город
Все-таки Горсовет Калининграда нынче — рай на Земле, каким его может представить себе всякий нормальный журналист. В смысле наличия инфоповодов, которые возникают там, где их совершенно не ждешь. 

Вот, например, состоялось в четверг заседание депутатской комиссии по стратегическому планированию. Так себе событие, поскольку городская стратегия беспрестанно разбивается о тактику точечной застройки торговыми центрами без парковок. И вдруг в самом конце выясняется, что громогласно объявленного недавно расширения муниципальной программы «Светлый город» ждать не стоит — по словам председателя комиссии Олега Петросова, денег у горадминистрации на это нет.

А ведь всего неделю назад казалось, что есть! По крайней мере, так казалось главе Горсовета Александру Пятикопу, который возмущался: «Мы выделяем на нее 110, 120, 130 млн — этого крайне недостаточно, а потребности растут!» И выход Пятикоп тогда нашел: «пощипать» другие статьи уже сверстанного по основным параметрам бюджета-2013. И потому призвал коллег-депутатов срочно определиться с самыми проблемными точками, быстренько сформировав, надо думать, длинные списки. Ну, с Александром Ивановичем все ясно: он «бодается» с администрацией, обеспечивая пишущую братию куском хлеба с маслом (хотя, понятно, думает о ней меньше всего) .

Чем руководствовался Олег Петросов, обращаясь сегодня к народным избранникам с аналогичной просьбой, 
— понятно уже не очень. Поскольку списки они должны будут составить, выходит, исключительно для самих себя: как сказал Петросов, помогать избирателям, освещая их путь, депутаты должны из собственных фондов

Но депутатских фондов, как известно, у нас нет, поэтому член «стратегической» комиссии и по совместительству заместитель председателя Горсовета Андрей Шумилин быстро поправил коллегу: 

— Видимо, вы хотите сказать «из фонда развития округа»? 

— Да, действительно, это мое первое заседание в качестве председателя комиссии и я еще путаюсь в формулировках, — попытался загладить неловкость Петросов.

Общаясь потом с журналистами, он попытался сгладить ее еще больше, сообщив, что для освещения темных городских закоулков депутатам нужно искать внебюджетные средства. Если хотят хоть как-то выполнить предвыборные обещания 
— действительно придется: в бюджете города на будущий год, который они сами же и приняли в первом чтении, по словам Петросова, на программу «Светлый город» заложено не 110, 120, 130 млн рублей, как говорил Алесандр Пятикоп, а… 35. При том, что для окончательного решения проблемы нужно полмиллиарда. И здесь вспоминаются слова экс-председателя комитета городского хозяйства Александра Хазака, который обещал полностью закрыть эту тему к 2014 году. Вот ведь и не депутат вроде был, а так сладко пел! С такими же темпами, как сейчас, не то что не закроешь тему, а откроешь пару новых. Поскольку, по словам Олега Петросова, светотехническое оборудование приходит в негодность за 6 лет и «значительная часть» лампочек на городских улицах (правда, какая, депутат сказать затруднился) уже выработала свой ресурс, загораясь лишь благодаря самоотверженности и смекалке электриков. 

Поэтому о модернизации сетей город может говорить только, надеясь на беспечность инвесторов. Сейчас для них начнут рассчитывать схему, по которой капиталовложения смогут окупиться — за счет экономии электроэнергии. Она должна появиться благодаря современному оборудованию, которое они завезут. Примерно так описал модель Петросов.

Что ж, к двум перечисленным способам решения проблемы (за счет внебюджетных депутатских источников и появления инвесторов) можно предложить еще один вариант. Почему бы не подключить к этому горожан - ведь это они ломают ноги на темных улицах? И не обратиться к коллегам из дум высших уровней с предложением ввести что-то вроде нового налога - на освещение дворов и дорог.
 

К тому же, можно было бы применить уже с успехом опробованный метод. Речь о принципе, по которому взимается плата за освещение мест общего пользования, проще говоря, за «лампочку в подъезде». Как известно, деньги за нее берутся исходя не из того, сколько потрачено киловатт электроэнергии, умноженных на тариф и поделенных на количество квартир. А из того, каков метраж квартиры. Поэтому у некоторых бабушек платежи подскочили с 14 рублей до 500. Хотя справедливости ради надо сказать, что это не  калининградские чиновники придумали, таково федеральное законодательство. 

С 
помощью такой методы появилась бы возможность не только оплатить расходы, но и накопить на модернизацию сетей. И инвесторов искать, опять же, не надо. В конце концов, народ у нас терпеливый, да и давно привык к тезису, что спасение утопающих — известно чьих рук дело. В ситуации, когда из года в год  сопоставимые с бюджетом программы "Светлый город" деньги выделяются на поддержку «дружественных» СМИ, точнее, на освещение работы мэрии, — на будущий год, например, запланировано выделить им около 20 млн, так что о журналистах заботятся не только депутаты Горсовета (косвенно), но и чиновники (напрямую), хотя решения принимают они сообща — ничего другого не остается.   

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

Фото «из архива Нового Калининграда.Ru»russianpost.ru

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.