Опять закон, Литовский вал желаний и брак системы

Ключевые события вторника: областные власти окончательно решили разрабатывать очередной закон об особой зоне, надеясь на некие новые преференции для завлечения в область свежих инвесторов; концепция развития территории у Литовского вала причудливо сочетает желания сохранить и уничтожить; а тем временем выясняется, что большинство бед и брака при строительстве объектов по госзаказам в регионе происходит из-за ошибок в проектной документации, которая при этом получает положительные заключения государственной экспертизы.   

gov_7.jpg Опять закон
Практически каждый губернатор стремится оставить для области что-то своё. К примеру, первый закон «Об особой зоне», предусматривающий таможенные льготы, был принят в 1996 году под руководством губернатора Маточкина. Закон дал серьёзный стимул развитию экономики региона. Такой, что нынешние бизнесмены решили поставить Маточкину памятник. Правда, затем Счётная палата РФ назвала область «чёрной дырой», через которую отмываются миллиарды таможенных платежей, и во времена Владимира Егорова решили утвердить новый закон, теперь уже для крупных инвесторов. Закон долго обсуждался с бизнесом и в итоге был принят. Правда, уже во времена губернатора Георгия Бооса и, как утверждают источники в бизнес-кругах, окончательный вариант серьёзно отличался от предварительного.

И вот, наконец, правительство Николая Цуканов решило написать свой закон. О том, что он необходим, говорил ещё в июне бывший министр экономики Вадим Амстель. «Редакция включит в себя уменьшение по приоритетным видам деятельности порога по капитальным инвестициям, дополнительные льготы по технико-внедренческой зоне с возможностью привлечения высококлассных специалистов Сколково. Это будет и приведение закона к тем льготам, которые получили резиденты особых зон по 116-ФЗ на территории РФ. То, что выпало в нашем действующем законе, — сказал Амстель. — Думаю, что это будет новая редакция, потому что он достаточно большой, и мы в течение месяца его дадим на обсуждение». То ли из-за отставки Амстеля, то ли по каким иным причинам, но бизнес-сообществу из регионального Союза промышленников и предпринимателей его представили лишь в октябре.

Журналистов на презентации проекта не было, но пресс-служба правительства сообщила, что проектом закона, в частности, предлагается установить специальный правовой режим для приоритетных видов деятельности на территории ОЭЗ, что, по мнению разработчиков, позволит создать дополнительные стимулы привлечения предприятий на территорию региона. «Рассказывая о предложениях регионального правительства по новой редакции закона, министр экономики Анастасия Кузнецова подчеркнула, что за основу взяты те механизмы, которые уже эффективно действуют на территории России», — отметили в пресс-службе, не уточнив, какие именно механизмы имеются в виду, и что за специальный режим будет установлен для неких приоритетных видов деятельности.

Можно только предположить, что одной из причин, по которой правительство решило разработать новый закон, стало не самое эффективное для областной казны действие прежнего. Как уже говорилось ранее, закон привлёк в регион около 100 крупных инвесторов, которые вложили 85 млрд руб., на предприятиях-резидентах фактически создано 10 019 рабочих мест. Но при этом из-за налоговых каникул для резидентов областной бюджет в 2012 году лишился 4,3 млрд рублей. В бюджеты всех уровней предприятия, работающие в режиме особой зоны, перечислили 2,9 млрд рублей, из которых 92% ушли в федеральный бюджет.

Честно говоря, стремление авторов нового законопроекта снизить планку для потенциальных инвесторов со 150 млн рублей до некоего не самого значительного уровня даже начинает пугать: не получится ли так, что в нашей области в итоге все станут резидентами, и налоги платить никто не будет. Впрочем, судя по последним новостям со складов временного хранения, где скопились сотни тонн грузов, в том числе комплектующих для тех же резидентов, скоро к нам инвесторов калачом не заманишь.

Есть и ещё один сомнительный момент в ситуации с новым законом. В 2006 году закон «Об ОЭЗ» отменил так называемую «областную растаможку» автомобилей. В итоге тысячи жителей области давились в очередях в налоговой, чтобы поучаствовать в последних «квотных аукционах», а потом в очередях за свидетельством на право ввоза машины в область, потом — на границах, чтобы успеть завезти машину до 30 июля и т. д.и т. п.Почему-то получилось так, что об этом новшестве жители региона узнали непосредственно во время принятия закона. Так что чего стоит ждать от новых проектов, рождаемых нашими властями, страшно подумать.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

litval.jpg Литовский вал желаний
Администрация Калининграда сегодня сообщила, что попытается успеть к Чемпионату мира по футболу 2018 года с реконструкцией территории у Литовского вала. Ни о конкретных проектах, ни об объемах их финансирования речь пока не идет — при том, что об этом проекте глава города Александр Ярошук говорит уже несколько лет.

В 2011 году он рассказывал, что придет время, когда это будет одна из исторических точек, куда будут приезжать туристы. «Раскрою планы: там появится ремесленная деревня, где мы для всех мастеров-янтарщиков, которые стоят с этими палатками, сделаем нормальные современные ряды. Такой своеобразный ремесленный центр, где художники будут и создавать свои изделия и продавать. В разных городах есть такие площадки, куда могут подъезжать автобусы с туристами. Считайте, что это место зарезервировано для мастеров», — говорил градоначальник. Кстати, с этим заявлением он выступил после публичных слушаний, на которых рассматривался вопрос строительства на пересечении Литовского вала и улицы Александра Невского «Макдоналдса»; большинство их участников высказались против этой затеи.

В 2012 году Ярошук призывал янтарщиков «приходить» в ремесленную деревню и обещал, что скоро исторические памятники в тех местах начнут освобождаться от арендаторов. В частности, речь шла о бастионе «Обертайх» и редюите бастиона «Обертайх», которые сейчас занимают частные фирмы. «Литовский вал, там много арендаторов и субарендаторов. Я начну процедуру вместе с Федеральным агентством (по имуществу — прим. „Нового Калининграда.Ru“), поскольку это им принадлежит, о том, чтобы договориться и освободить этот Литовский вал для туристов, сделать проект всей этой зоны, прогулочного зеленого города, который был у немцев», — заявлял градоначальник.

Сегодня выяснилось, что в Росимущество никто не обращался. Стоит ли удивляться что месяц назад это замечательное ведомство выставило на открытый аукцион право аренды пяти помещений в памятнике регионального значения бастионе «Литва» по Литовскому валу, 105а под склады. Но горячее желание расправиться с арендаторами за год не остыло: Ярошук все так же готов убрать из бастионов предпринимателей, которые «делают тротуарную плитку, бетонные растворы, мотоциклы продают». Что мешает все-таки добраться до Росимущества — вопрос открытый.

Заодно в представленной сегодня в мэрии концепции развития территории у Литовского вала прозвучала идея… этот самый вал снести. Ее предложили авторы концепции из ООО «Студия архитектуры», руководит которой Олег Копылов (создатель проекта площади Победы). Дескать, реконструируемый в тех местах парк (речь об остатках знаменитого «Зеленого пояса Кенигсберга» ландшафтного архитектора Эрнста Шнайдера) иначе не будет связан с центральной частью города. Ради большой рекреационной зоны, по которой должны будут гулять туристы, можно и вал сровнять — Бог с ним, что это фортификационный памятник. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что замглавы администрации и руководитель комитета архитектуры и строительства Артур Крупин в подобном варианте развития событий (уничтожении вала) сильно сомневается. Но не потому, что объект обладает исторической ценностью, а по причине необходимости длинных и сложных согласований «наверху». Предложенная упомянутым ООО новая транспортная схема этого района, включающая две круговые развязки (на перекрестках улиц 9 апреля-Литовский вал и Фрунзе-Гагарина у Королевских ворот) на этом фоне — невзрачные цветочки.

Впрочем, горадминистрация вполне сама способна вырастить таких целую клумбу. Александр Ярошук сегодня вполне определенно дал понять, что немецкое здание на перекрестке Литовского вала и Московского проспекта (краеведы утверждают, что оно составляет единый архитектурный ансамбль с Закхаймскими воротами) будет все-таки снесено — пусть и частично.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

verhneeozero_1.jpg Брак системы
Переделанный проект реконструкции набережной Верхнего озера опять переделали. Об этом сегодня сообщил журналистам глава Калининграда Александр Ярошук. Выяснилось, что на недоделанной набережной Верхнего озера грунт не выдержал недавних дождей. При этом торопить подрядчика представители власти не собираются, поскольку «самая главная цель — чтобы было сделано качественно и на века». 

По словам замглавы администрации Артура Крупина, подрядчик обещает завершить работы по устранению брака 15 октября. А ведь еще в апреле 2013 года Александр Ярошук пообещал, что брак, допущенный при реконструкции набережной Верхнего озера, будет ликвидирован к 1 июля. В августе, по итогам очередной прогулки по недострою, мэр Калининграда заявил журналистам, что масштабы бедствия оказались куда больше ожидавшихся, «грунт, в общем-то, и проваливался», поэтому успеть к 1 июля было никак невозможно.

История о разрушении плитки на Верхнем озере длится уже несколько лет. За это время и подрядчиком, и городской администрацией проводились экспертизы по выяснению причин брака и оценке состояния плитки и набережной. И вот теперь, спустя 4 года после начала работ, выясняется, что все нарушения, допущенные подрядчиком, сделаны из-за недостатков проекта, по которому велась реконструкция.

Вопрос о том, почему объект, на реконструкцию которого выделили более миллиарда рублей, так и не смогли сделать качественно, по-видимому, уже превратился в риторический. Ведь калининградцы, любящие совершать вечерние променады на Верхнем озере, давно заметили, что плитка на многострадальной набережной сходит почти одновременно с зимними сугробами весной. И эта ситуация повторяется из года в год от переделки к переделке. Да что там говорить, синий строительный забор давно стал для горожан привычной частью ландшафта Верхнего озера.

Впрочем, строительный забор стал неотъемлемой частью и еще одного пейзажа — Зеленоградского побережья. Там многострадальный променад возводили почти 5 лет. И так же подрядчик несколько раз затягивал сроки сдачи объекта по различным причинам. И так же после того, как променад был открыт для отдыхающих, выяснилось, что часть брака так до сих пор не устранена.

Качество работы строителей вызвало столько нареканий, что объект отказались принимать в эксплуатацию. И оказалось, что не зря: не прошло и трех месяцев с момента открытия, как променад начал разрушаться. И снова, по оценке некоторых экспертов, причиной недоделок и плохого качества работ стали ошибки в проекте реконструкции променада, согласно которому действовал подрядчик.

И это лишь два ярких примера, красочно иллюстрирующие ситуацию с возведением в регионе объектов с использованием системы госзакупок, когда побеждает не тот подрядчик, который предложит наиболее качественные услуги, а тот, который опустит цену на аукционе ниже остальных. Но это лишь полбеды. Вторая половина — те самые проекты, на которые пеняют строители. По их словам, в регионе многие объекты возводятся с трудом, потому что в большей части случаев проблемы возникают из-за того, что проектная документация выполнена некачественно или содержит ошибки. При этом все проекты проходят государственную экспертизу.

Получается какой-то круговорот недоделок: сначала фирма, как правило, выигравшая конкурс через государственные торги, сдает проект строительства, в котором не замечают недоделки государственные эксперты. Затем — опять же, через государственный аукцион — заключается договор на строительство с подрядчиком, который допускает брак, следуя неверному проекту. А на выходе область получает еще один проблемный долгострой. И оплачивается все за бюджетный счет, который, как известно, состоит из наших с вами налогов.

Алёна ПЯТРАУСКАЙТЕ, корреспондент

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru», иллюстрация мэрии Калининграда

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.