Тяга к прекрасному, точечные фокусы и транспортные миллионы

Ключевые события среды: калининградских чиновников вновь неудержимо тянет на выставку недвижимости в Каннах, несмотря на дефицит результатов подобных вояжей; мэрия Калининграда не спешит отказываться от точечной застройки, вновь предоставляя разрешение на возведение многоэтажек среди жилых микрорайонов; транспортная схема для областного центра переросла в научную концепцию и стала стоить в 5 раз дороже.

cannes_mipip.jpg Тяга к прекрасному
Накануне вечером стало известно о том, что в график делового туризма чиновников регионального правительства на 2014 год, как и в минувшие годы, включена поездка на крупнейшую в мире выставку коммерческой недвижимости MIPIM. В марте в Каннах, во Дворце фестивалей на набережной Круазетт, в атмосфере полного и окончательного лакшери пятеро счастливчиков из правительства смогут представить европейским инвесторам целый спектр потенциальных мест вложения их денег на территории Калининградской области.

Короткий пресс-релиз правительства области описывает среди «товаров», с которыми наши купцы отправятся на Лазурный берег, некие «проекты индустриальных парков», объекты к Чемпионату мира по футболу 2018 года, а также проект обустройства исторического центра города. Список этот вызывает больше вопросов, чем ответов, однако авторы документа удовлетворить интерес прессы в течение среды не смогли. В пресс-службе правительства «Новому Калининграду.Ru» смогли сообщить лишь, что на среду было назначено заседание в минэкономики с обсуждением этих планов, но оно перенеслось на начало следующей недели. Поэтому деталей относительно выставочных планов правительства пока нет. Как это обычно бывает, PR-активность «красного дома» происходит гораздо резвее, чем реальная работа.

В предыдущие годы калининградцы в Каннах себя уже показывали. В 2007 году тогда ещё полный амбиций Георгий Боос вывез на MIPIM масштабную экспозицию, центральное место в которой занимал проект застройки пустыря вокруг Дома Советов. Получивший по имени автора неофициальное имя «Башни Башина», проект этот, поражавший зрителей грандиозностью макета, так и остался проектом. Теперь новый губернатор в унисон с мэром города заявляют, что отсутствие какой-либо застройки на этой территории — это лучшее, что с ней могло случиться.

Наиболее урожайным в смысле привлечения инвесторов стал предкризисный 2008 год. Соглашений было подписано два. Предполагавшее сооружение на месте раскопок Королевского замка шикарной гостиницы соглашение с сетью отелей «Хилтон», подписанное Боосом в Каннах, не ушло дальше бумаги. Вторым и единственным практически реализованным оказался инвестиционный меморандум, подписанный правительством Калининградской области и компанией Russia Property Investments BW. Документ предполагал участие компании в реализации другого проекта — «Ластадие», застройке территории между Домом Советов и Преголей. Инвестор намеревался построить гостиницу «Аккор» и бизнес-центр на участке площадью 8 тыс кв. м. Однако вслед за этим ударил глобальный финансовый кризис, щедрость инвесторов сократилась в разы, и на месте закопанной некогда Александром Ярошуком капсулы появился одинокий и довольно скромный отель международной сети Ibis.

Все остальные плоды вояжей чиновников как предыдущего, так и нынешнего правительства в Канны ни к чему практическому не привели. Хотя вывозили туда весьма масштабные предложения. К примеру, в 2013 году Николай Цуканов отправился на MIPIM с пухлой папкой, в которую его подчинённые, недолго думая, свалили все имеющиеся под рукой наработки, не обращая внимания на их реалистичность. От ЧМ-2018 до «Балтийского Артека», мифического глубоководного порта, находившегося тогда в замороженной стадии Театра эстрады и даже восстановления Королевского замка. Надо ли уточнять, что эта сборная солянка не привлекла никакого конкретного и практического интереса инвесторов? Хотя нет, по возвращении Цуканов заявил о том, что нашёл в Каннах некую немецкую компанию, создающую парки развлечений, и «договорился с ними о встрече». Впрочем, если эта встреча и имела место в реальности, то «немецкая компания» лишь пополнила длинный список безымянных инвесторов, выражающих горячее, но слишком уже теоретическое желание вложить в наш регион средства.

Нынешний выбор якобы перспективных для инвестиций проектов, конечно, не так широк, как в прошлом году, но не менее интересен. К примеру, очередные попытки застроить пустырь на Центральной площади, вероятно, могут привлечь интерес инвесторов. Однако проблема заключается в том, что это своего рода кот в мешке, ведь итоги международного архитектурного конкурса в рамках проекта «Сердце города» по определению концепции развития исторического ядра Калининграда будут подведены лишь в ноябре 2014 года. Каким образом калининградские участники выставки в Каннах смогут объяснить инвесторам, что вкладывать им предлагается в то, что не определено даже на концептуальном уровне — большой вопрос.

И как нельзя более к месту в этой ситуации слова нынешнего руководителя областного агентства по архитектуре и градостроительству Александра Башина, сказанные им в 2009 году. Тогда Башин уже покинул пост главного архитектора Калининграда (после него этот стул стал очень «горячим» и чиновники на нём менялись как перчатки), а кризис уже был в самом разгаре. Поэтому расходы на участие в выставке в областном бюджете секвестрировали, а иных желающих заплатить за это не нашлось.

Александр Башин тогда, комментируя «Новому Калининграду.Ru» неучастие Калининградской области в MIPIM, предложил ездить в Канны за счёт девелоперов, получивших в свое распоряжение крупные земельные участки. «Надо заставлять это делать, а то когда кризис пройдет, окажется, что ни хрена не готово — проектов нет, инвестиций нет, индустрия разрушена, а строители пойдут торговать трусами, овощами и прочей мутью», — говорил тогда архитектор. Слова его оказались пророческими — с инвестициями и индустрией всё в самом деле оказалось впоследствии не ахти. Зато, как и в «жирные» годы, в 2014 году за прогулки калининградских чиновников по набережной Круазетт будет платить областной бюджет. А вновь осевший в коридорах власти Башин в нынешнем году предложил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» «перезвонить как-нибудь потом, может — через год».

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор

stro_4.jpg Точечные фокусы
На прошлой неделе газета «Гражданин» опубликовала заключение о результатах публичных слушаний по поводу застройки территории на проспекте Победы, 5, аккурат около здания Дома художника, на территории, непосредственно прилегающей к Центральному парку культуры и отдыха и Театру кукол.

Как следует из заключения, участок площадью 0,17 га принадлежит на праве аренды Мите Гольдману, который, по данным из открытых источников, является директором строительной фирмы. Если вспомнить, что отчество руководителя НТРК «Каскад» Гарри Гольдмана — Митиевич, то можно проследить некую родственную связь между двумя этими людьми, один из которых планирует заняться застройкой исторической территории, а другой — руководит компанией, освещающей деятельность городской администрации за приличные деньги, и по совместительству, на общественных началах, возглавляет Светлогорский район.

Итак, Митя Гольдман намерен использовать арендованный им участок под строительство 5-этажного многоквартирного дома на 28 квартир, с подземной парковкой на 18 машиномест и встроенными помещениями на первом этаже. При этом он просил разрешить отклониться от предельных параметров участка: на расстоянии 4 метра до красной линии проспекта Победы, 1,5 метра до смежного участка по проспекту Победы, 3, где находится Дом художника, и т. п.

На слушания были приглашены представители Союза художников и Центрального парка культуры и отдыха. «Правообладатель земельного участка Союза художников не согласен со строительством многоквартирного дома в запрашиваемых параметрах, считает необходимым соблюдение расстояния до смежного участка и неприемлемым строительство 5-этажного многоквартирного дома в непосредственной близости с историческими зданиями Театра кукол и Дома художника», — отмечается в заключении. Также в документе говорится, что на слушаниях присутствовали 18 человек, не проживающие в зоне, в границах которой расположен участок, и эти граждане «предложений и замечаний не высказали». Кроме этого, 38 человек, также не проживающие в этой зоне, ещё перед слушаниями направили коллективное обращение в поддержку строительства. После слушаний подобное обращение пришло ещё от 12 человек.

В итоге комиссия по землепользованию Калининграда рекомендовала горвластям предоставить Мите Гольдману право построить жилой многоквартирный пятиэтажный дом, а также разрешить отклониться от предельных параметров при выполнении ряда условий.

Похожая ситуация произошла с земельным участком на проспекте Мира, где ранее располагалось кафе «Сказка». В марте 2013 года стало известно, что областной Арбитражный суд обязал горадминистрацию выдать застройщику разрешение на строительство на этом месте 10-этажного жилого дома. Мэр Калининграда Александр Ярошук говорил, что ожидает, что застройщики возведут на этом месте 5-звёздочную гостиницу, владельцы участка в лице бизнесменов Стефано Влаховича и Владимира Кацмана сказали, что «там будет дом».

Но стоит напомнить ещё об одном нюансе: несмотря на сопротивления защитников исторического наследия, выступавших против застройки участка, где когда-то была «Сказка», суд принял сторону застройщиков. При рассмотрении дела он счёл, что обращения жителей в комиссию по землепользованию и застройке администрации Калининграда, пришедшие после проведения публичных слушаний, должны быть учтены как поддержка застройки. В результате к моменту вынесения решения за эти изменения высказались 1,4 тысячи граждан, против — 102 человека. Не удивлюсь, если подобные фокусы в будущем будут использовать и другие застройщики, пожелавшие построить на выделенной им земле что-нибудь эдакое и громадное.

Несколько слов насчёт громадного. Памятная многим жителям города по конфликту вокруг застройки сквера на перекрёстке ул. К. Маркса и ул. Красной компания «Евростройком» получила согласие мэра Калининграда на то, чтобы застроить выделенный ей в обмен на сквер участок на Пионерской — 9 апреля. Однако в итоге компания собирается строить на территории бывшего МУП «Чистота» не офис, какой планировала на Маркса, а многоэтажные жилые дома высотой 42 метра (примерно 14 этажей). Вероятно, жители близлежащих домов не будут против — как-никак, в отличие от исторической территории в начале проспекта Победы, здесь вокруг многоэтажные микрорайоны. Наверное, и благоустройство территории бывшей «Чистоты» не будет лишним. Однако фокусы, благодаря которым невысокие офисы превращаются в несколько многоэтажек в виде точечной застройки, не перестают удивлять.

А вот то, что публичные слушания у нас ничего не значат, уже давно не удивляет. Чего только стоит история со строительством мечети в парке «Южный». Общественные слушания по поводу строительства прошли ещё в 2008 году, и тогда особых протестов не возникло. Но это в итоге не помешало суду запретить строительство.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

traff_8.jpg Транспортные миллионы
Сегодня выяснилось, в какую сумму обойдется счастливое транспортное будущее в Калининграде — в 26 миллионов рублей. Свои усилия в том, чтобы его обеспечить, объединяют мэрия, областные власти и, ни много ни мало, ООН (точнее, Программа развития ООН по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов парниковых газов — ПРООН). Сейчас разрабатывается трехсторонний договор между ними, а также вносятся «последние коррективы» в техзадание для будущих разработчиков и учитываются поправки комитетов администрации, городского Совета депутатов, правительства Калининградской области и представителей экологического проекта ПРООН, рассказали в пресс-службе горадминистрации.

Из городского и областного бюджетов выделено по 9,5 млн рублей, ПРООН обеспечит еще 7 млн. На эти деньги планируется провести научно-исследовательскую работу по теме «Разработка концепции развития пассажирского транспорта общего пользования (комплексной схемы) города Калининграда и оптимизации схемы организации дорожного движения на 2015–2020 года с учетом перспективы до 2035 года, а также реализации задач транспортного обеспечения проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года».

Каким должен быть общественный транспорт в областном центре, ранее говорилось не раз. К примеру, о том, что калининградцам грозит внедрение единого электронного билета. Это значит, что в течение, скажем, часа, пассажир по одному и тому же билету сможет проехать по разным маршрутам. Причем разными видами транспорта: от электричек (в пределах города) до микроавтобусов. В каждом транспортном средстве будут установлены специальные считывающие устройства — валидаторы.

Еще в мэрии утверждали, что общественный транспорт будет на 100% обновлен (возможно, даже с учетом пожеланий федерального правительства о переводе половины автобусов на газ, что позволяет чуть ли не в два раза снизить расходы на топливо); обещали количество автобусов сократить на треть (до 240 вместо нынешних 350); говорили, что с улиц практически исчезнут маршрутки — на их долю оставят окраины. Все это предполагалось отразить в условиях конкурса, который состоится среди перевозчиков в марте 2015 года, когда между ними разыграют новую маршрутную сеть. Сейчас горвласти уже приступают к подготовке этого конкурса, и примечательно, что уже после его проведения появится новая концепция развития пассажирского транспорта. Это значит, что через несколько лет в городе будут в очередной раз изменены правила игры.

Но к этому калининградцам не привыкать. Достаточно вспомнить многострадальную «транспортную схему», вернее, комплексную схему организации дорожного движения (КСОД, разработку которой тоже предусматривает вышеупомянутая концепция). Ту самую, которая разрабатывалась Ассоциацией экспертов и сюрвейеров на транспорте из Белоруссии и которая так и не принята — несмотря на сообщения, что белорусы учли все замечания и КСОД практически готова, за исключением системы математического моделирования; предполагалось, что работа будет сдана в мае 2013 года.

Но воз все там же: год с небольшим назад экс-председатель горсовета Александр Пятикоп заявлял, что специалисты из Минска из-за постоянно меняющихся техзаданий переделывали КСОД 9 раз и призывал мэрию рассчитаться с ними, на что глава города Александр Ярошук отвечал, что белорусы получат деньги за свою работу после того, как уберут все «ляпы»: к примеру, в их документах значилось, что по ул. Невского до сих пор ходит трамвай. Несколькими месяцами раньше труд белорусов подвергли обструкции депутаты облдумы, по мнению которых, разработчики должны были учесть разные нюансы, вроде дополнительных парковочных мест — хоть задача такая перед теми и не стояла. Тогда же в дискуссию вмешался губернатор Николай Цуканов, который заявлял о необходимости привлечь к разработке новой транспортной схемы областного центра с учетом проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года «иностранную компанию»: белорусов по привычке иностранцами никто не считает.

Городская администрация, кстати, должна была заплатить за «белорусскую» КСОД 5,5 млн рублей — и то не специалистам из Минска (они работали на субподряде), а выигравшему торги ООО «БалтикСтрой». Но тот контракт заключался аж три года назад: время идет, цифры растут.

Оксана ОШЕВСКАЯ, корреспондент

Фото — mipimcannes.ru и из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.